Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3251/2015
29 июня 2015 года
Арбитражный суд в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Деминой, помощником судьи М.Д. Орловой с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НИК» о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.03.2015 № 45-ю
при участии:
от ООО «НИК»: не явился
от административного органа: ФИО1 дов. от 10.03.2015 № 4-2-10-54
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 22.06.2015 по 29.06.2015.
Сущность спора: общество с ограниченной ответственностью «НИК» (далее – ООО «НИК», общество) обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.03.2015 № 45-ю, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определение о времени и месте рассмотрения дела направлено ООО «НИК» по известному суду адресу и возвращено почтовым отделением связи за истечением срока хранения. На конверте имеются отметки о повторном вручении повестки о получении почтового отправления. Судом общество так же извещалось по электронному адресу, в связи с чем, ООО «НИК» является извещенным надлежащим образом.
Представитель административного органа с требованиями не согласилась, считает постановление законным и обоснованным.
Суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
По материалам дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
В соответствии с приказом комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.02.2015 № 8 проведена плановая выездная проверка ООО «НИК».
По результатам проверки проведенной 27.02.2015 в отношении ООО «НИК» возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Правонарушение выразилось в том, что ООО «НИК», в нарушение приказа комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.02.2015 № 8 «О проведении плановой выездной проверки ООО «НИК», в установленный в приказе срок - 24.02.2015, не представило сведения, необходимые для исполнения Комитетом полномочий по контролю, а именно:
- приказ об учетной политике общества на 2014 год с планом счетов;
- реестр потребителей коммунальных услуг и договоры на поставку коммунальных услуг (кроме договоров с ОАО «Санаторий УССУРИ»);
- счета-фактуры, счета или другие первичные бухгалтерские документы, предъявленные потребителям к оплате за водоотведение в период с марта 2014 по февраль 2015 года;
- отчетные калькуляции себестоимости по водоотведению за 2014 год.
Приказ о проведении проверки с требованием представить документы вручен 17.02.2015 представителю ООО «НИК» ФИО2 по доверенности от 17.02.2015, направлен по юридическому адресу ООО «НИК» (почтовое отправление не доставлено в связи с неудачной попыткой вручения), а так же по телефону извещен директор ООО «НИК» ФИО3, о чем составлена телефонограмма.
О времени и месте составления протокола 24.02.2015 извещен представитель ООО «НИК» ФИО2 по доверенности от 17.02.2015, о чем ему вручено соответствующее уведомление.
27.02.2015г. в отношении ООО «НИК» составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель ООО «НИК» ФИО2 по доверенности от 17.02.2015.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен представитель общества ФИО2, о чем имеется подпись на уведомлении от 27.02.2015.
10.03.2015г. Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края вынесено постановление № 45-ю о назначении ООО «НИК» административного наказания по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ООО «НИК» обратилось в арбитражный суд об оспаривании его законности.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4.4.5 и п. 4.4.9 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 № 142-пр, Комитет осуществляет государственный контроль за установлением и применением регулируемых цен (тарифов), наценок (надбавок) хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Хабаровского края; проводит проверки обоснованности установления, применения и изменения тарифов организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
С целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, размещенного на официальном сайте прокуратуры Хабаровского края, 10.02.2015 Комитетом издан приказ № 8 о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «НИК».
Срок проведения проверки установлен в приказе с 24.02.2015 по 27.02.2015.
Задачами проверки указаны, помимо прочего, контроль за правильностью применения тарифов по регулируемым видам деятельности, предъявляемых ООО «НИК» потребителям, проведение анализа фактических затрат, их экономической обоснованности, установление причин отклонение фактических затрат от плановых в 2014 году (п. 3 приказа).
Предметом проверки являлось, в том числе, соблюдение требований законодательства по ценообразования в сфере водоотведения за период с марта 2014 по февраль 2015, проведение анализа фактических затрат по регулируемым видам деятельности в 2014 году.
Пунктом 9 приказа установлено, что для проведения проверки обществу в момент начала проведения проверки (т.е., 24.02.2015) необходимо представить документы, в том числе:
- приказ об учетной политике общества на 2014 год с планом счетов;
- реестр потребителей коммунальных услуг и договоры на поставку коммунальных услуг (кроме договоров с ОАО "Санаторий УССУРИ");
- счета-фактуры, счета или другие первичные бухгалтерские документы, предъявленные потребителям к оплате за водоотведение в период с марта 2014 по февраль 2015 года;
- отчетные калькуляции себестоимости по водоотведению за 2014 год. Указанный приказ получен 17.02.2015 представителем ООО «НИК» ФИО2 по специальной доверенности от 17.02.2015, выданной на представление интересов общества по определенному делу.
Также копия указанного приказа направлена почтовым отправлением по юридическому адресу ООО «НИК» (идентификатор 680002 44 756255), по электронной почте (ooo_nik@list.ru, novosan63@mail.ru).
Кроме того, ФИО3 телефонограммой от 11.02.2015, уведомлен о дате начала проведения проверки, о направлении копии приказа от 10.02.2015 № 8 по почте и по электронной почте.
Как следует из Акта проверки от 27.02.2015 (стр. 5) ни к началу проведения проверки - 24.02.2015, ни до окончания ее проведения - 27.02.2015 сведения, необходимые для выполнения задач и предмета выездной проверки, а именно:
- приказ об учетной политике общества на 2014 год с планом счетов;
- реестр потребителей коммунальных услуг и договоры на поставку коммунальных услуг (кроме договоров с ОАО "Санаторий УССУРИ");
- счета-фактуры, счета или другие первичные бухгалтерские документы, предъявленные потребителям к оплате за водоотведение в период с марта 2014 по февраль 2015 года;
- отчетные калькуляции себестоимости по водоотведению за 2014 год, должностным лицам, уполномоченным на проведение проверки в отношении ООО «НИК», не представлены.
Непредставление указанных документов, в соответствии с Актом проверки от 27.02.2015, не позволило исполнить Комитету полномочия по контролю, а именно, не позволило: определить правильность применения тарифов на водоотведение, используемых для предъявление платы потребителям ООО «НИК» в период с марта 2014 по февраль 2015; провести анализ всех фактических затрат и их экономическую обоснованность, установить причины отклонения фактических затрат от плановых в 2014 году.
Копия Акта проверки от 27.02.2015 получена представителем ООО «НИК» по доверенности ФИО2, а также направлена по юридическому адресу общества.
Данный факт нарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 27.02.2015, приказом от 10.02.2015 № 8, Актом проверки от 27.02.2015.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае у ООО «НИК» имелась возможность для соблюдения правил и норм в области государственного регулирования тарифов, общество обязано было представить запрашиваемые документы, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их представлению.
Таким образом, вина ООО «НИК» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, а именно, в непредставлении в установленные сроки сведений, необходимых для исполнения Комитетом полномочий по контролю, доказана.
Не принимается довод ООО «НИК» о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях.
Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ за нарушение приказа комитета от 10.02.2015 № 8 «О проведении плановой выездной проверки ООО «НИК» и не представило в установленный срок сведения, необходимые для исполнения комитетом полномочий по контролю.
Объектом правонарушений по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ, в данном случае, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего осуществления органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов контрольных полномочий, в том числе, для государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов естественных монополий, поскольку результаты контрольных мероприятий могут являться основанием для изменения существующих тарифов.
В связи с чем, при непредставлении сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в указанный уполномоченным органом срок при исполнения им полномочий по контролю (надзору) в любой регулируемой государством сфере деятельности срок привлечения к ответственности составляет 1 год.
В жалобе так же указано, что приказа об учетной политике ООО «НИК» не имеет, поскольку у общества отсутствует профессиональный бухгалтер, кроме того, указанный приказ является всего лишь выпиской из правил бухгалтерского учета РФ, в связи с чем, не несет индивидуальных сведений.
В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ч. 2 ст. 11 НК РФ). Учетная политика обязательна для каждой организации. При этом, вновь созданная организация утверждает учетную политику не позднее окончания первого налогового периода, при этом считается, что она применяется со дня создания организации (абз. 4 п. 12 ст. 167 НК РФ). В остальных случаях учетная политика утверждается не позднее 31 декабря года, предшествующего году ее применения (абз. 2 п. 12 ст. 167 НК РФ).
Таким образом, наличие утвержденной соответствующим приказом (распоряжением) руководителя учетной политики является обязанностью любой организации, независимо от наличия (отсутствия) профессионального бухгалтера, несет индивидуальный характер, поскольку в ней отражаются способы (методы) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности конкретного налогоплательщика.
В соответствии с пп. «б» п. 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 копия решения об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета) является обязательным документом, прилагаемым к заявлению об установлении тарифов.
Так же в жалобе общество указывает, что все прочие документы не могли быть представлены, поскольку, в п. Бычиха не имеется гарантирующей организации, в связи с чем, абоненты отсутствуют.
Из обжалуемого постановления следует, что ООО «НИК», помимо приказа об учетной политики, не представлены:
- реестр потребителей коммунальных услуг и договоры на поставку коммунальных услуг (кроме договоров с ОАО «Санаторий УССУРИ»);
- счета-фактуры, счета или другие первичные бухгалтерские документы, предъявленные потребителям к оплате за водоотведение в период с марта 2014 по февраль 2015 года;
- отчетные калькуляции себестоимости по водоотведению за 2014 год.
Отсутствие гарантирующей организации в с. Бычиха никак не влияет на необходимость заключения с потребителями договоров, поскольку, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляются на основании договоров водоотведения (без привязки к статусу гарантирующей).
Решением совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 24.12.2013 № 21 ООО «НИК» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение. Сведений о том, что данное решение признано незаконным, не имеется.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют сделать вывод, что бездействия ООО «НИК» правомерно были квалифицированы административным органом по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. При рассмотрении настоящего заявления суд установил факт нарушения ООО «НИК» обязанностей возложенных на него действующим законодательством.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для применения в настоящем деле положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения и освобождении общества от административной ответственности.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
В связи с чем основания для отмены постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.03.2015 № 45-ю отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью «НИК» о признании незаконным и отмене постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 10.03.2015 № 45-ю, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников