Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3375/2015
26 июня 2015 года
Резолютивная часть решения была объявлена 19 июня 2015 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Копыловой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пешковым Ф.Ю.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению
Открытого акционерного общества «ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ»
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
об оспаривании в части предписания от 25.12.2014 №114ГА/2014У
при участии представителей:
от Общества – ФИО1 по доверенности от 23.03.2015 №27;
от Управления – ФИО2 по доверенности от 27.03.2015 №30/2015.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 15.06.2015 до 19.06.2015.
Предмет спора.
Открытое акционерное общество «ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ» (далее – заявитель, Общество, ОАО «Хабаровский аэропорт») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – Управление, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание от 25.12.2014 №114ГА/2014У об устранении нарушений воздушного законодательства Российской Федерации в части требований пунктов 2, 3, 4, 5 предписания, обязывающих Общество принять меры по обеспечению повышения квалификации инженеров и техников аэродромной службы.
Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом дополнения, настаивала на удовлетворении заявления.
Управление Ространснадзора в отзыве и его представитель в судебном заседании против заявленных требований возражали, просили суд отказать в удовлетворении требований.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
В соответствии с распоряжением от 04.12.2014 № 1417-р руководителя Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 13.11.2014 (вх.№ ФС1-7378 от 17.11.2014), согласно которому Ространснадзору в срок до 01.03.2015 поручено провести внеплановые выездные проверки деятельности служб, осуществляющих наземное обеспечение полетов воздушных судов и аэронавигационное обслуживание в категорированных аэропортах Российской Федерации, в отношении ОАО «Хабаровский аэропорт» в период с 08.12.2014 по 25.12.2014 была проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлены нарушения статьи 8 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, пунктов 2.6.1, 2.6.3 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 № 121, пунктов 3.2.1, 3.2.3 Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом МГА от 26.12.1988 № 209.
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 25.12.2014 №89ГА/2014У и с целью их устранения в адрес ОАО «Хабаровский аэропорт» выдано предписание от 25.12.2014 № 114ГА/2014У, в котором, а также в акте проверки, зафиксировано следующее:
- у начальника аэродромной службы ОАО «Хабаровский аэропорт» ФИО3, работа которого связана с обеспечением безопасности полетов, 12.04.2014 закончился срок действия сертификата по безопасности полетов (пункт 1 предписания);
- у ведущего инженера ФИО4, инженеров ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, сменных инженеров ФИО9, ФИО10, ФИО11 ФИО12, техников ФИО13,ФИО14, ФИО15,ФИО16, ФИО17 отсутствуют сертификаты (свидетельства) о повышении квалификации (пункты 2, 3, 4, 5 предписания);
- в аэродромной службе отсутствуют утвержденные руководителем предприятия Планы (переподготовки) инженерно-технических работников аэродромной службы на 2014 и 2015 годы (пункт 6 предписания);
- в ОАО «Хабаровский аэропорт» отсутствует приказ о назначении внештатной группы для принятия более активных мер по отпугиванию птиц от аэродрома в период их скопления, а также отсутствует график дежурств внештатной группы (пункты 7, 8 предписания).
Предписанием ОАО «Хабаровский аэропорт» предложено принять меры по устранению нарушений и приведению деятельности в соответствие с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации, о принятых мерах по выполнению предписания проинформировать Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по пунктам 1-5 предписания – в срок до 30.06.2015, по пунктам 6-8 предписания – в срок до 02.03.2015.
Не согласившись с предписанием от 25.12.2014 №114ГА/2014У в части его требований, изложенных в пунктах 2, 3, 4, 5, ОАО «Хабаровский аэропорт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания недействительным в указанных частях.
В обоснование заявленных требований Общество указало следующее: инженеры и техники аэродромной службы Хабаровского аэропорта имеют соответствующее образование, стаж работы и высокую квалификацию по специальности, которую повышают в рамках технической учебы, проводимой непосредственно аэродромной службой; специалисты аэродромной службы не относятся к авиационному персоналу; требования к наличию сертификата (свидетельства) у специалистов аэродромной службы отсутствуют; требования обеспечить повышение квалификации сотрудников аэродромной службы, а также порядок, сроки и периодичность повышения квалификации данных работников нормативными актами, регулирующими деятельность гражданской авиации, не установлены; актом проверки от 21.10.2014, проведенной в ОАО «Хабаровский аэропорт» Федеральным агентством воздушного транспорта, и выданным по ее итогам Сертификатом соответствия от 27.10.2014 №ФАВТ А.03326 подтверждается, что аэропортовая деятельность ОАО «Хабаровский аэропорт» по аэродромному обеспечению отвечает требованиям действующих нормативных документов; оспариваемым предписанием на ОАО «Хабаровский аэропорт» возлагаются дополнительные, не предусмотренные законодательством обязанности и тем самым нарушаются права и законные интересы данного Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Возражая против заявленных требований, Управление Ространснадзора ссылалось на законность и обоснованность предписания.
Выслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные доказательства, по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал доводы ОАО «Хабаровский аэропорт» несостоятельными, а его требования о признании предписания недействительным – подлежащими оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора), содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, вследствие чего предписание является ненормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными являются их несоответствие закону или иному нормативному акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из обстоятельств данного спора, предписание от 25.12.2014 №114ГА/2014У выдано ОАО «Хабаровский аэропорт» в целях устранения нарушений воздушного законодательства, оспариваемые заявителем пункты предписания понуждают Общество обеспечить наличие у инженеров и техников аэродромной службы сертификатов (свидетельств) о повышении квалификации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного Кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
В настоящее время перечень должностей авиационного персонала установлен Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 № 749 ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации» и приказом Федеральной авиационной службы России от 24.04.1998 №267ДСП «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 № 749 ДСП «Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации».
Согласно указанному постановлению к авиационному персоналу относятся: начальник аэродромной службы, заместитель начальника аэродромной службы, главный (старший, ведущий) инженер, инженер аэродромной службы, сменный инженер аэродромной службы, техник аэродромной службы, мастер аэродромной службы.
Вышеуказанные лица занимаются аэродромный обеспечением полетов, которое включает комплекс мероприятий по поддержанию лётного поля аэродрома, включающего взлётно-посадочную полосу (ВПП), рулёжные дорожки (РД), перроны и места стоянки воздушных судов, площадки специального назначения, в постоянной эксплуатационной готовности для взлёта, посадки, руления и стоянки воздушных судов (п.8.11 Аэродромное обеспечение полётов Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полётов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года № 128).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.1998 № 749 ДСП, в нем в пункте 1 указано, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов.
Таким образом, довод ОАО «Хабаровский аэропорт» о том, что специалисты аэродромной службы – инженеры и техники – не относятся к авиационному персоналу, судом отклоняются.
В соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса Российской Федерации требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.
На основании пункта 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов», утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 06.05.2000 № 121 (далее – ФАП №121) установлены требования к квалификации персонала, согласно которым:
- Заявитель должен иметь квалифицированный персонал в количестве, необходимом для выполнения функций по аэродромному обеспечению полетов (пункт 2.6.1 Правил);
- на каждого сотрудника службы (подразделения) Заявителя должна быть разработана должностная инструкция, утвержденная руководителем Заявителя. Должностные инструкции должны отражать квалификационные требования к персоналу, рекомендованные квалификационным справочником, утвержденным в установленном порядке (пункт 2.6.2 Правил);
- обеспечение подготовки (переподготовки, технической учебы, переучивания) сотрудников должно осуществляться в соответствии с утвержденным руководителем организации Заявителя планом на календарный год (пункт 2.6.3 Правил);
- допуск к работе персонала должен быть оформлен приказом руководителя организации Заявителя (пункт 2.6.4 Правил).
На основании вышеуказанного перечня у ОАО «Хабаровский аэропорт» должны были быть следующие документы: копии документов по повышению квалификации руководящего состава и ИТР аэродромной службы (в том числе сертификаты, удостоверения, и т.п.); план повышения квалификации специалистов аэродромной службы.
Указанное в ходе проверки не было представлено, в связи с чем и выдано оспариваемое предписание.
Согласно пункту 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
В соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 29.01.1999 № 23 утверждены и введены в действие с 01.08.1999 Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров», которые устанавливают порядок взаимоотношений специально уполномоченных органов в области гражданской авиации (в данном случае - Росавиация) с авиационными учебными центрами при проведении работ по сертификации авиационных учебных центров. Указанные Правила распространяются на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяют порядок проведения сертификации авиационных учебных центров. Они являются обязательными для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с указанными правилами повышение квалификации – это этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 №396
утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, согласно которому Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения Федеральное агентство воздушного транспорта организует и проводит в установленном порядке обязательную аттестацию авиационного персонала гражданской авиации; осуществляет организацию профессионального обучения и повышения квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Таким образом, все программы подготовки специалистов гражданской авиации согласно перечню специалистов авиационного персонала, утверждаются в Росавиации. Подготовку специалистов авиационного персонала аэродромных служб осуществляют специальные сертифицированные центры подготовки и переподготовки авиаперсонала, в частности, в г.Хабаровске – Дальневосточный Центр подготовки авиационного персонала. Данным учебным центром разработана и утверждена Росавиацией программа и периодичность повышения квалификации авиационного персонала аэродромных служб по аэродромному обеспечению полетов –один раз в два года. После окончания обучения слушателям выдается свидетельство (сертификат) государственного образца, которое является официальным документом, подтверждающим квалификацию специалиста. В частности, свидетельством подтверждается, что специалист обладает необходимыми знаниями и навыками для работы в области аэродромного обеспечения.
В силу вышеизложенного перевозчик, заинтересованный в наиболее эффективном оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, должен обеспечить своему персоналу возможность иметь высококлассную специальную подготовку (переподготовку, повышения квалификации) в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации, утвержденных в установленном порядке.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что у специалистов аэродромной службы ОАО «Хабаровский аэропорт» либо отсутствуют свидетельства о повышении квалификации, либо они были получены в 2008 году (то есть срок их действия истек в 2010 году).
Согласно информации Дальневосточного Центра подготовки авиационного персонала (в ответ на запрос УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 15.06.2015 № 4-18/2230) ОАО «Хабаровский аэропорт» заявку на 2014 год на обучение специалистов аэродромной службы не подавало.
Таким образом, квалификация указанных специалистов не подтверждена ни при проведении проверки, которая осуществлялась уполномоченным органом в области гражданской авиации – территориальным управлением Ространснадзора, ни в ходе рассмотрения дела судом. Наличие диплома о высшем инженерном образовании, в данном случае у некоторых специалистов аэродромной службы – институт инженеров железнодорожного транспорта, сельскохозяйственный институт, технический, политехнический университеты, автодорожный, строительный техникумы – не свидетельствует о соответствующей квалификации данных специалистов в области аэродромного обеспечения полетов.
При этом Сертификатом соответствия от 27.10.2014 №ФАВТ А.03326, которым, как считает заявитель, подтверждается, что аэропортовая деятельность ОАО «Хабаровский аэропорт» по аэродромному обеспечению отвечает требованиям действующих нормативных документов, не опровергается факт отсутствия у специалистов аэродромной службы свидетельств, подтверждающих их квалификацию в этой области.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания считать предписание от 25.12.2014 №114ГА/2014У в оспариваемой части незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы ОАО «Хабаровский аэропорт», накладывающим на него необоснованные обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем в удовлетворении требований по настоящему делу следует отказать.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная при обращении в суд государственная пошлина в сумме 3 000 руб. относится на заявителя, чьи требования судом не удовлетворены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа путем подачи жалоб через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Копылова Н.Л.