АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-3398/2011
«03» июня 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2011 г.
Полный текст решения изготовлен 03.06.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Н.Л.Коваленко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.А.Костенко,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
к Федеральному бюджетному учреждению «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Администрации города Хабаровска
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки,
при участии:
от истца – ФИО1, доверенность № 8юр/87/3286.1-08 от 11.03.2011 г.,
от ответчика Администрации г.Хабаровска – ФИО2, доверенность № 1.1.21-315 от 31.12.2010 г., после перерыва – ФИО3, доверенность № 1.1.28-235 от 27.12.2010 г.,
от ответчика Федерального бюджетного учреждения «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» - ФИО4, доверенность № 27/3-364кс от 20.12.2010 г.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее по тексту – ТУ Росимущества в Хабаровском крае, истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (далее по тексту – ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю), Администрации города Хабаровска о признании недействительным договора о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность от 01.10.2010 г. б/н, заключенным между ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю и муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск», и применении последствий недействительности сделки путем обязания ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю оформить документы по передаче объекта недвижимости «квартира № 26, расположенная по адресу: <...>» из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.04.2011 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Истцом в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ представлено заявление об уточнении исковых требований, согласно которому договор о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность от 01.10.2010 б/н заключен в нарушение ст.ст.209, 296, 298, п.1 ст.182 ГК РФ, ст.31 Федерального закона от 31.12.2005 г. № 199, постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374 и является недействительной сделкой в соответствии со ст.168 ГК РФ. Истец просит признать недействительным договор о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность от 01.10.2010 г. б/н, заключенный между ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю и муниципальным образованием Городской округ «Город Хабаровск», и применить последствия недействительности сделки – обязать администрацию города Хабаровска возвратить объект недвижимости - квартиру № 26, расположенную по адресу: <...>, ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю.
На основании ст.49 АПК РФ судом принято уточнение исковых требований.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по доводам иска и заявления об уточнении исковых требований. Указала, что поскольку распорядительного акта о передаче спорного имущества в муниципальную собственность органом, полномочным представлять интересы собственника (РФ), не издавалось, в настоящее время истец не имеет возможности исключить спорный объект из реестра федерального имущества.
Представитель ответчика ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями по основаниям, изложенным в письменном отзыве. При этом так же указал, что спорный объект недвижимости приобретен за счет средств внебюджетной деятельности ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю.
Представитель ответчика администрации города Хабаровска в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Указала, что из письма ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 16.04.2010 г. явно следует выражение согласия собственника спорного имущества на передачу в муниципальную собственность, дано указание решать вопрос о передаче имущества ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю в муниципальную собственность самостоятельно.
Третье лицо в судебное заседание явку представителя не обеспечило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представило письменный отзыв, согласно которому зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП. Заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ
На основании данных реестра федерального имущества, сформированного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», учтен объект недвижимости – квартира № 26, расположенная по адресу: <...>, на праве оперативного управления за ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю.
ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю представлена бухгалтерская справка № 153кс от 20.05.2011 г., из которой следует, что балансовая стоимость указанного объекта недвижимости на 01.01.2011 г. составляет 2 306 000 руб. 00 коп. Данный объект недвижимости приобретен за счет средств внебюджетной деятельности ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю.
Согласно подпрограммы «Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем, а также строительство жилья для персонала указанных учреждений» Федеральной целевой программы «Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ» ФКУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю в 2005 году приступило к строительству объекта «Жилой дом по ул.Запарина в Кировском районе г.Хабаровска 1 очередь строительства» по адресу: <...>. В границы земельного участка строящегося дома попал под снос жилой дом по ул.Биробиджанская.6, находящийся в муниципальной собственности.
Постановлением мэра г.Хабаровска № 1855 от 20.12.2004 г. государственному учреждению Отделу капитального строительства Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю предоставлен из земель категории земли поселений земельный участок площадью 9606,0 кв.м. под строительство жилого дома (1 очередь) и земельный участок площадью 65,7 кв.м. под строительство трансформаторной подстанции в аренду сроком на 4 года с момента подписания настоящего постановления по ул.Запарина в Кировском районе, со сносом жилого дома № 6 по ул.Биробиджанской и хозяйственных построек, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 постановлением мэра г.Хабаровска № 1855 от 20.12.2004 г. государственному учреждению Отделу капитального строительства Управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю необходимо было расселить граждан из жилого дома, попадающего под снос и для подтверждения своего согласие на расселение граждан заключить с администрацией г.Хабаровска договор о расселении граждан из жилого дома, попадающего под снос (ст.ст. 329, 407, 408 ГК РФ).
ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю был заключен государственный контракт на приобретение квартиры для расселения жильцов №КС-18 от 22.12.2008.
В целях выполнения данного постановления ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю была приобретена спорная двухкомнатная квартира №26 в доме № 18 по ул. Вологодской в г.Хабаровске.
Данная квартира была зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю и поставлена на учет в ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю было получено согласие ФСИН России о передаче данной квартиры в собственность муниципального образования г.Хабаровска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 (письмо ФСИН России от 01.10.2009 г. № 10/41/6-4404).
Для принятия решения о передаче квартиры для расселения в муниципальную собственность ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю направил в адрес истца письмо от 19.11.2009 г. № 27/3-322кс с пакетом документов, соответствующих постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374. Ответа на данное письмо из ТУ Росимущества в Хабаровском крае получено не было.
В связи с отсутствием ответа от ТУ Росимущества в Хабаровском крае ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю 18.02.2010 г. повторно было направлено письмо № 27/3-53кс для решения вышеуказанного вопроса о передаче квартиры в муниципальную собственность.
В своем ответе от 16.04.2010 г. № 6283.1-08 на письменное обращение ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю ТУ Росимущества в Хабаровском крае указало, что вопросы, возникающие при переселении граждан, ответчику необходимо решать с администрацией г.Хабаровска.
ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю в августе 2010 года обратились в администрацию г.Хабаровска с просьбой передать в муниципальную собственность г.Хабаровска спорную квартиру и заключить договор на передачу спорного жилого помещения в муниципальную собственность, представив для этого необходимый пакет документов, предусмотренный действующим законодательством и письмо ТУ Росимущества в Хабаровском крае, в котором говорилось, что ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю необходимо самостоятельно решать вопросы по переселению граждан.
Рассмотрев обращение ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю, и.о.Мэра города Хабаровска издано постановление от 06.09.2010 г. № 2871 «О заключении договора на передачу жилого помещения в муниципальную собственность и предоставлении жилого помещения по договору социального найма».
В соответствии с п. 1 п.п. 1.1. постановления мэра г.Хабаровска от 06.09.2010 № 2871 между ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю и Муниципальным образованием городской округ «Город Хабаровск» в лице заместителя начальника управления жилищного фонда и приватизации жилья администрации города Хабаровска заключен договор б/н о безвозмездной передаче имущества – двухкомнатной <...> в муниципальную собственность от 01.10.2010 г.
Данный договор от 01.10.2010 г. зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 04.02.2011 г. за № 27-27-01/132/2010-427, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.02.2011 г. серии 27-АВ № 525774.
Полагая, что договор о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность от 01.10.2010 б/н заключен в нарушение ст.ст.209, 296, 298, п.1 ст.182 ГК РФ, ст.31 Федерального закона от 31.12.2005 г. № 199, постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374, и является недействительной сделкой в соответствии со ст.168 ГК РФ, ТУ Росимущества в Хабаровском крае обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.71 АПК РФ, принимая во внимание пояснения представителей сторон, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Ст.298 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
В соответствии с положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с Приказом Росимущества от 29.11.2006 г. № 241 «О делегировании территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждению актов приема-передачи имущества» территориальные управления Росимущества уполномочены принимать решения о передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность объектов жилищного фонда, в том числе, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Статьей 31 Федерального закона от 31.12.2005 № 199, Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374 установлен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную на безвозмездной основе, согласно которому не предусмотрена возможность отчуждения имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность учреждениями, подведомственными Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации.
Однако, как уже указывалось выше, ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю неоднократно (19.11.2009 г., 18.02.2010 г.) обращался в ТУ Росимущества в Хабаровском крае с заявлением для принятии решения о передаче в муниципальную собственность квартиры № 26 по ул.Вологодская,18 в г.Хабаровске, в адрес истца был направлен необходимый пакет документов.
На первое обращение ответчика ответ от ТУ Росимущества в Хабаровском крае не был получен.
На заявление ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю от 18.02.2010 г. по вопросу передачи в муниципальную собственность спорного объекта недвижимости в целях переселения граждан, проживающих в муниципальных домах, подлежащих сносу, ТУ Росимущества в Хабаровском крае дан ответ за № 6283.1-08 от 16.04.2010 г., в соответствии с которым «по вышеуказанному вопросу уже имеется решение Арбитражного суда Хабаровского края, вопросы, возникающие при переселении граждан, необходимо решать с администрацией г.Хабаровска».
Как пояснила представитель истца, в данном ответе ссылка на решение Арбитражного суда Хабаровского края была ошибочна.
Анализируя указанный ответ ТУ Росимущества в Хабаровском крае № 6283.1-08 от 16.04.2010 г., можно сделать однозначный вывод, что ТУ Росимущества в Хабаровском крае не возражало против передачи спорного объекта в муниципальную собственность, кроме этого, уполномочило ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю самостоятельно осуществлять передачу спорного объекта в муниципальную собственность.
Доказательств того, что собственник не давал своего согласия на перевод данного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, истец не представил.
Исходя из искового заявления до уточнения исковых требований, истец не отрицал того, что он не возражал против того, чтобы квартира оставалась в муниципальной собственности (обязать ФБУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю оформить документы по передаче спорного объекта из федеральной собственности в муниципальную собственность в соответствии с действующим законодательством).
Истцом также и не представлены доказательства того, что он возражал против заключения договора о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность.
Доводы истца о том, что в порядке, установленном действующим законодательством РФ для совершения сделки, ТУ Росимущества в Хабаровском крае не оформлялись необходимые документы для передачи полномочий ФБУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю на совершение спорной сделки, суд находит несостоятельными, поскольку на неоднократные письменные обращения ФБУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю по решению вопроса о передаче имущества в муниципальную собственность только 16.04.2010 г. дан ответ о решении данного вопроса самостоятельно с администрацией г.Хабаровска. Других разъяснений от истца получено не было.
Суд считает, что в данном случае в действиях истца усматривается злоупотребление правом, что недопустимо в соответствии со ст.10 ГК РФ.
В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти субъектов РФ в течение 90 дней со дня поступления предложения.
Истец обязан был на предложение ФБУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю (письмо от 19.11.2009 № 27/3-322кс) ответить не позднее 20.02.2010 г., однако в установленные законом сроки истец ответа не дал и только после повторного письма с просьбой ускорить решение вопроса (от 18.02.2010 г. № 27/3-53 кс) только 16.04.2010 г. за № 6283.1-08 было получено разрешение ФБУ ОКС УФСИН России по Хабаровскому краю о передаче спорного имущества в муниципальную собственность, и действовать при этом самостоятельно.
В связи с тем, что фактически было получено согласие собственника спорного имущества на передачу в муниципальную собственность и согласие администрации г.Хабаровска о принятии данного объекта в муниципальную собственность в соответствии с п. 1 п.п. 1.1. Постановлением Мэра г.Хабаровска от 06.09.2010 № 2871, был заключен договор о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность от 01.10.2010 г., который 04.02.2011 г., после проведения государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов, зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Хабаровскому краю.
На основании изложенного, суд считает, что сделка (договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность от 01.10.2010 г.) была проведена в соответствии с требованиями законодательства, а именно Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 374, в связи с чем, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ТУ Росимущества в Хабаровском крае.
В силу ст.110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца, однако истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии на основании ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае к Федеральному бюджетному учреждению «Отдел капитального строительства Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю», Администрации города Хабаровска о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Н.Л.Коваленко