ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3458/11 от 04.05.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск № дела А73-3458/2011

«04» мая 2011 г.

Арбитражный суд в составе: судьи Зверевой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретаре судебного заседания Ивановой М.Н.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Хабаровскому краю

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа – не явился;

от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО2 по доверенности от 04.05.2011 г. № 2300.

Сущность дела:   Управление по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Хабаровскому краю (далее – УНП УВД по Хабаровскому краю, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - ИП ФИО1, Предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности с требованиями не согласился, считая, что административным органом не доказан факт правонарушения, в связи с чем просит в удовлетворении требований отказать.

Поскольку административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания не заявил возражений против рассмотрения дела в его отсутствие, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. №65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие административного органа, по имеющимся материалам.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска 14.02.2011 г. за основным государственным регистрационным номером 311272304500062.

14.02.2011г. сотрудниками управления по налоговым преступлениям УВД по Хабаровскому краю в ходе проверки в помещении, расположенном по адресу: <...> (игровой клуб «CRAZY») в ходе проверки выявлен факт организации и проведения азартных игр.

В ходе проверки установлено, что в помещении обнаружены аппараты с механически-электронным устройством для игры в количестве 15 единиц, включенных в электрическую сеть, о чем составлен акт (протокол) проведения гласного оперативного-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в присутствии представителя ИП ФИО1 и двух понятых, произведено изъятие игровых автоматов.

Изъятые игровые автоматы 14.02.2011 переданы на хранение ФИО3 в ходе осмотра помещения, расположенного по адресу: <...> «а» и 14 «б».

14.02.2011 в отношении ИП ФИО1 было возбуждено административное производство по выявленному факту правонарушения и проведено расследование, по окончании которого 05.03.2011 в отношении Предпринимателя с его участием был составлен протокол 27 АП № 549019 об административном правонарушении по признакам состава, ответственность за который установлена частью 2 статьей 14.1 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, прокуратура направила материалы проверки для рассмотрения в арбитражный суд.

Исследовав и оценив, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Согласно положениям статьи 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно статье 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 №128-ФЗ, принятого Государственной Думой 13.07.2001 (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ) под лицензией понимается – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 77 пункта 1 статьи 17 данного Федерального закона, содержащей перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесению изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ) определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. (статья 1 вышеуказанного Федерального закона).

Согласно статье 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ, правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон (пункт 1); выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон (пункт 2); выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах (пункт 3); выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (пункт 4); выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (пункт 5).

Согласно пунктам 8, 9 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ, разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне - выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (пункт 8); лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - документ, выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом и предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, с обязательным указанием в приложении к нему количества и места нахождения филиалов или иных мест осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (пункт 9).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ), лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1).

Согласно части 6 статьи 3 Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую: 1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора, и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи; 2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.

Материалами дела не подтверждается, что в ходе проведения проверки выявлен факт осуществления предпринимателем игровой деятельности, без специального разрешения - лицензии. Факт вменяемого правонарушения не подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Из акта проверочной закупки от 14.02.2011 г. следует, что в 20 часов 40 минут 14.02.2011 в игровой зал зашли сотрудники УНП УВД по Хабаровскому краю подошли двое к администратору игрового зала и вручили ей денежные средства в размере 100 рублей одной купюрой. После чего администратор включила аппарат на счету, которого установлена сумма 100 рублей. Девушка администратор после представилась ФИО3. Деньги в сумме 100 рублей возвращены сотрудникам УВД по Хабаровскому краю из кассы, объяснив это отсутствием доступа к кассе игрового автомата. Данный документ не свидетельствует о том, что на аппарате велась азартная игра.

Тот факт, что администратор включила данный аппарат, не является фактом ведения игровой деятельности.

В материалах дела отсутствуют документы, на основании которых суд может сделать вывод о технических характеристиках данного аппарата и осуществляемой на нем деятельности.

Как следует из акта (протокол) проведения гласного оперативного-розыскного мероприятия обследования помещений внешне аппарат имеет сходство с игровым автоматом, за исключением наличия купюроприемника. На игровых автоматах имеются игровые клавиши с надписями «СТАРТ», «ИГРА», «СТАВКА», «РИСК», но о том, что на данном аппарате велась игровая деятельность не чего не указано.

Анализ установленных по делу обстоятельств позволяет сделать вывод о недостаточности данных, указывающих на наличие вины Предпринимателя в совершении противоправного деяния, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава административного правонарушения.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ и применения конкретной меры ответственности.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 2.4., 2.10, 4.1, 4.5, статьей 14.10, частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления по налоговым преступлениям Управления внутренних дел по Хабаровскому краю о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 развлекательные автоматы в количестве 15 (пятнадцати) штук, изъятые согласно протокола (акта) изъятия от 14.02.2011 г.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок с момента принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.В. Зверева