Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3490/2018
18 июня 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2018 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.И. Воронцова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А. Лавринович,
рассмотрел в заседании суда дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682950, <...>)
к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (680038, <...>)
третье лицо: Администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края (682950, <...>)
о взыскании 528 303,95 руб.
при участии:
от истца - ФИО1, представитель по доверенности № 11 от 22.01.2018;
от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности № 121 от 06.06.2017;
от Министерства обороны РФ - ФИО3, представитель по доверенности № 212/1/300 от 21.12.2016;
от Администрации городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края - не явились, извещено.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» (далее – «УПП «Городской коммунальщик», истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, ответчик) о взыскании 444 961 руб. 47 коп. долга по оплате за оказанные жилищно-коммунальные услуги за период с мая 2016 года по май 2017 года, 83 342 руб. 48 коп. пеней за период с 11.08.2016 по 22.02.2018.
Определением суда от 14.03.2018 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края.
Определением суда от 10.04.2018 по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее – третье лицо, собственник).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, принятые судом в порядке статьи 49 АПК РФ, просил взыскать с ответчика 232 360 руб. 51 коп. долга за оказанные жилищно-коммунальные услуги, 53 927 руб. 59 коп. пеней за период с 11.08.2016 по 15.05.2018.
В судебном заседании представитель истца уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признает, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель МО РФ поддерживает позицию ответчика по делу, ходатайствует о применении статьи 333 ГК РФ при принятии судом решения.
Третье лицо (Администрация городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края), извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, явку своих представителей не обеспечило.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 05.06.2018 по 08.06.2018.
Заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации приказом № 111 от 01.02.2016 закрепило за федеральным государственным казенным учреждением «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления недвижимое имущество – квартиры, расположенные по адресу: <...> – квартиры № 4,12, 20, 35, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 49, 51, 63, 73, 83.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.08.2016 по делу № 2044/2016 с ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ взыскано в пользу ООО «УПП «Городской коммунальщик» взыскано 560 172 руб. 50 коп. за оказанные услуги по незаселенным квартирам за период с 01.02.2013 по 30.06.2016.
С июля 2016 года платежи за оказанные жилищно-коммунальные услуги в управляющую компанию не поступали, в связи с чем истцом 20 января 2017 года № 2435 ответчику направлена претензия на сумму 149 348 руб. 31 коп. Ответа на претензию не поступило.
На основании приказа Министерства обороны РФ от 18.08.2016 № 526 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования городское поселение город Вяземский Вяземского муниципального района Хабаровского края» и передаточного акта № 245 от 07.02.2017 часть спорных квартир переданы в муниципальную собственность городского поселения «Город «Вяземский», который зарегистрировал право собственности за муниципалитетом 05.05.2017.
Квартиры № 4, 57, 83, 60 в соответствии с выписками ЕГРН зарегистрированы как собственность Российской Федерации, оперативное управление ФГКУ «ДТУИО», кв. 57 зарегистрирована за Российской Федерацией.
ООО «УПП «Городской коммунальщик» 10.01.2018 направило претензию в адрес ФГКУ «ДВТУИО» об оплате коммунальных услуг до момента передачи недвижимого имущества в собственность муниципалитета городского поселения «Город Вяземский».
Претензия оставлена без ответа и финансового удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием ООО «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» для обращения с настоящими исками в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых дома
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов дела следует, что собственники помещений в МКД, расположенном по адресу: <...>, на общем собрании 31.01.2011 выбрали способ управления - управление управляющей организацией и в качестве управляющей компании определили истца.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно разъяснению в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 64 при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В пункте 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Наличие права собственности Российской Федерации на квартиры (приобретенные Минобороны РФ), указанные в расчете истца (<...>, квартиры №№ 4, 40, 41, 42, 44, 49, 57, 73, 60, 83), подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» третье лицо осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны Российской Федерации закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право оперативного управления ответчика подтверждается выписками из ЕГРП.
Кроме того, судебными актами по делу № А73-2044/2016, имеющие преюдициальное значения для настоящего спора в силу статьи 69 АПК РФ, установлено, что выписке из ЕГРЮЛ, уставу ФГКУ «ДВТУИО» учреждение является универсальным правопреемником, присоединённых к нему учреждений Минобороны России, включая Бикинскую КЭЧ, соответственно, право на спорные квартиры (исключая, перешедшие муниципальному образованию по распоряжению № 314 от 09.03.2007) перешли к ответчику как к универсальному правопреемнику Бикинской КЭЧ, за которой ранее жилой дом по указанному адресу был закреплен на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Из положений статей 214, 296 ГГК РФ следует, что лицо, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.
С учетом приведенных норм третье лицо, как собственник, и ответчик, обладающий вещным правом на жилые помещения в жилом доме по адресу: <...> - правом оперативного управления (статья 216 ГК РФ) с момента его регистрации, обязаны нести бремя содержания общего имущества в спорном МКД.
С момента заключения договора найма жилого помещения обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Документов, подтверждающих, что в спорный период квартиры передавались по договорам социального найма, материалы дела не содержат.
Возражения ответчика относительно квартиры № 4 в указанном доме, которая была передана гр. ФИО4 по договору найма от 16.05.2013, судом не принимается, учитывая срочный характер, заключенного договора (до 15.05.2014), а также сведений из ОУФМС по Хабаровскому краю, подтверждающие снятие с регистрационного учета гр. ФИО4 по указанному адресу с 16.07.2013
Обязанность собственника помещения нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме следует из пункта 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №491 от 13.08.2006 (далее - Правила №491)
Пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ также установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Общая площадь квартир подтверждена выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определен в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75, как плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 указанного Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер платы установлен протоколом общего собрания собственником помещений многоквартирного дома от 20.05.201
- тариф на содержание МКД в размере 5,94 руб./кв.м.
- тариф на техническое обслуживание МКД 9,25 руб./кв.м.
- внутридомовое газовое обслуживание в размере 0,69 руб./кв.м.
- отчисление на содержание УК и РКЦ в размере3,36 руб./кв.м
- сбор и вывоз ТБО в размере 1,57 руб./кв.м
В дальнейшем тарифы на содержание и техническое обслуживание МКД повысить и утвердить с 01.07.2013 в размере 20,81 руб./кв.м.
Результатом деятельности истца по управлению многоквартирным домом является полученный полезный эффект.
Согласно пункту 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации от 27.09.2003 №170 (далее – Правила №170) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом (организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий ремонт, капитальный ремонт), санитарное содержание (уборка мест общего пользования, уборка мест придомовой территории, уход за зелеными насаждениями).
Техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем, осуществляется путем проведения плановых и внеплановых осмотров (пункт 2 Правил №170).
Согласно пункту 11 Правил №491 содержание общего имущества включает в себя: осмотр общего имущества, освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
На основании пунктов 28, 29 Правил №491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Плата устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате.
Так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Несение ответчиком самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям статьи 249 ГК РФ.
Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 4910/10.
Согласно частям 9, 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Следовательно, отсутствие договорных отношений не является основанием для освобождения собственника помещений в многоквартирном доме (иного законного владельца) от несения расходов по содержанию общего имущества, поскольку эта обязанность возникла у ответчиков в силу закона (статьи 39, 158 ЖК РФ).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом. Фактическое неиспользование общего имущества собственником помещений не является основанием для освобождения его от участия в таких расходах. Действующее законодательство не устанавливает взаимосвязь личного пользования собственником общего имущества многоквартирного дома отдельно взятыми объектами общего имущества и обязанностью несения бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно расчетам истца задолженность по оплате квартиры № 4, 60, 83 (за период с 01.07.2016 по 01.11.2017) 40 (за период с 01.05.2016 по 01.08.2016), 41, 42 , 44, 49, 73 (за период с 01.07 по 17.08.2016), 57 (за период с 01.10.2015 по 01.11.2017) составляет 232 360 руб. 51 коп.
Расчеты судом проверены и признаны правильными.
Возражения ответчика и третьего лица, изложенные в отзывах на иск, как контррасчет ответчика, опровергаются материалами дела и судом отклоняются по основаниям, указанным в мотивировочной части решения.
Право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию. С момента регистрации права оперативного управления на помещения (квартиры) в МКД его обладатели обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2017 № 304-ЭС16-20706, от 08.06.2016 № 303-ЭС16-5398, от 21.03.2016 № 26-ПЭК16, от 13.10.2015 № 304-ЭС15-6285.
При этом учитывая установленные судебными актами по делу № А73-2044/2016 обстоятельства возникновения у ответчика права оперативного управления на служебные квартиры МО РФ, расположенные в доме по адресу: <...>, ответчик является обязанным лицом по требованию истца, заявленному за спорный период по незаселенным квартирам.
И поскольку спорные жилые помещения являлись служебными квартирами Минобороны России, надлежащих доказательств того, что в них в спорный период проживали физические лица на законных основаниях ответчиками не представлено, требования истца о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии и расходов по техническому содержанию общего имущества с ФГКУ ДВТУИО МО РФ, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, признаны судом правомерными. Указанное лицо признано судом надлежащим ответчиком по спору.
Истец просит взыскать с ответчика пени за просрочку оплаты за период с 11.08.2016 г. по 15.05.2018 г., в размере 53 927 руб. 59 коп., с учетом принятого судом уточнения.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за (днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Расчет истца проверен и признан правильным.
Доводы третьего лица о том, что неправомерно взыскание пеней ввиду отсутствия доказательств исполнения истцом требований статьи 155ЖК РФ о выставлении платежных документов ответчику, судом не принимается, учитывая о том, что ответчик как минимум был извещен о своей обязанности оплачивать расходы по содержанию незаселенных квартир по указанному дому с момента рассмотрения спора по делу № А73-2044/2016 и вступления решения по нему в законную силу (29.11.2016).
Кроме того, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 АПК РФ).
На основании статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Ответчик ходатайства о снижении неустойки на основании статьи 33 ГК РФ не заявлял.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации», а также пункта 71 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
В свою очередь, третье лицо не наделено правами на заявление ходатайства о снижении неустойки, так как в настоящем деле ответчиком (должником) не является.
На основании вышеизложенного, суд полагает требования истца удовлетворить в полном объеме.
При обращении в суд истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
На основании статьи 110 АПК РФ в связи с удовлетворением иска государственная пошлина за рассмотрения дела в суде подлежит отнесению на ответчика, но не взыскивается с него в связи с освобождением ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» 232 360 руб. 51 коп. долга, 53 927 руб. 59 коп. пеней.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.И. Воронцов