АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3634/2012
07 июня 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 мая 2012 года. Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2012 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д.Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации»
об оспаривании постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 12.03.2012 № 37,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 31.12.2011;
от административного органа – ФИО2, действующей на основании доверенности № 9.3.28-7475 от 04.05.2011.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 14.05.2012г. по 21.05.2012г.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации» (далее – ООО «БАСК-Инфо», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее – административный орган) от 12.03.2012г. № 37, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В заседании суда представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию обосновал согласно отзыву на заявление.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
ООО «БАСК-Инфо», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022701195428, ИНН <***>.
25.01.2012г. управлением охотничьего хозяйства министерства природных ресурсов Хабаровского края, на основании распоряжения министра природных ресурсов Хабаровского края ФИО3 от 09.09.2010 № 238 и рейдового задания проведены рейдовые мероприятия по проверке режима особойохраны на территории государственного заказника краевого значения «Бирский», в ходе которых установлено, что в квартале № 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества Хабаровского края ООО «БАСК-Инфо» при осуществлении лесозаготовительной деятельности не соблюдаются требования природоохранного законодательства, а именно: в результате рейда обнаружены следы розлива жидких бытовых отходов около вагончика для проживания рабочего персонала на площади порядка 5 кв.м., вблизи палатки для проживания рабочего персонала в теплое время года местами обнаружены разбросанные твердые бытовые отходы (полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонные коробки).
Кроме того, в квартале № 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества обнаружено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы па площади около 20 кв.м., на глубину до 20 см. в нарушение установленного режима особой охраны государственного заказника краевого значения «Бирский».
При проведении рейдового мероприятия применялась фотосъемка фотоаппаратом SONYDSC-G, что зафиксировано в протоколе осмотра от 25.01.2012г., в протоколе об административном правонарушении от 06.03.2012г. №37.
По факту выявленных нарушений государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО4 в отношении ООО «БАСК-Инфо» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее определение от 03.02.2012г.
06.03.2012г. вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО «БАСК-Инфо», в присутствии представителя Общества ФИО1, действующего на основании доверенности от 31.12.2011г., составлен протокол об административном правонарушении № 37 по статье 8.39 КоАП РФ.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении (06.03.2012 в 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 6) законный представитель ООО «БАСК-Инфо» - директор ФИО5 был уведомлен путем вручения ему определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 29.02.2012г. с указанием соответствующих сведений.
Протокол об административном правонарушении со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (12.03.2012г. в 11-00 час. по адресу: <...>, каб. 6) вручен представителю ФИО1
Факт извещения законного представителя Общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении был подтвержден в судебном заседании представителем ФИО1, который на вопрос суда пояснил, что лично передал директору ООО «БАСК-Инфо» информацию о времени и месте совершения вышеуказанного процессуального действия.
12.03.2012г. государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО4 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 37, которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта «а» части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
Согласно части 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Частью 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации приказом МПР России от 16.07.2007г. № 181 утверждены «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее – Особенности).
Пунктом 3 Особенностей использования, охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, установлено:
- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории;
- в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями;
- лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных па таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.
В соответствии с подпунктами 3.1.7 и 3.1.13 подпункта 3.1 раздела 3 «Режим» Положения о государственном комплексном биологическом (охотничьем) заказнике краевого значения «Бирский», утвержденного постановлением Главы администрации Хабаровского края от 24.09.1998 № 376, на территории заказника «Бирский» запрещается:
- засорение территории заказника мусором, нефтепродуктами, отходами производственной деятельности;
- любая иная хозяйственная деятельность, рекреационного и другого природопользования, наносящая вред среде обитания животных и непосредственно им самим, а также препятствующая сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.
Согласно договору № 0154/2008 аренды лесного участка от 25.11.2008г. (далее – договор аренды № 0154/2008) Обществу с ограниченной ответственностью «БАСК-Инфо» в пределах Бикинского лесничества предоставлен в аренду лесной участок площадью 5098 га, имеющий местоположение: Хабаровский край, Бикинский муниципальный район, Бикинское лесничество, номера кварталов: 105-110, 119-125, 268, 292, 302, 303 Лермонтовского участкового лесничества. Условный номер лесного участка: 08:209:05:0154.
Согласно пункту 12 договора аренды № 0154/2008, ООО «БАСК-Инфо» обязано использовать предоставленный лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и настоящим Договором, приводить участок в прежнее состояние при уничтожении верхнего плодородного слоя почвы, соблюдать установленный режим заказника «Бирский» (п.п. «а», «и», «о»)
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах), в силу статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объектом противоправного посягательства при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, является установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов.
Судом по материалам дела установлено, что в ходе проведенных рейдовых мероприятий по проверке режима особойохраны на территории государственного заказника краевого значения «Бирский» административным органом установлено, что в квартале № 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества Хабаровского края ООО «БАСК-Инфо» при осуществлении лесозаготовительной деятельности не соблюдаются требования природоохранного законодательства, а именно: в результате рейда обнаружены следы розлива жидких бытовых отходов около вагончика для проживания рабочего персонала на площади порядка 5 кв.м., вблизи палатки для проживания рабочего персонала в теплое время года местами обнаружены разбросанные твердые бытовые отходы (полиэтиленовые бутылки, пакеты, картонные коробки). Кроме того, в квартале № 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества обнаружено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы па площади около 20 кв.м., на глубину до 20 см., что является нарушением установленного режима особой охраны государственного заказника краевого значения «Бирский» и положений договора №0154/2008 аренды лесного участка от 25.11.2008г.
Данные действия ООО «БАСК-Инфо» препятствуют сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов заказника «Бирский» и образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.
При этом, учитывая, что в качестве объекта противоправного посягательства следует рассматривать установленный законодательством режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов в заповедниках, то в рассматриваемом случае при заготовке ООО «БАСК-Инфо» древесины на территориях особо охраняемых природных территорий приоритетное значение имеют не нормы Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 01.08.2011 № 337, а нормы Особенностей использования, охраны, защиты воспроизведена лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 16.07.2007 № 181.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд полагает доказанной вину Общества в совершенном правонарушении, поскольку у него имелась возможность для соблюдения установленного режима особой охраны государственного заказника краевого значения «Бирский» и положений договора №0154/2008 аренды лесного участка от 25.11.2008г., но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что вменяемые Обществу нарушения были выявлены в ходе рейдовых мероприятий, проведение которых не предусмотрено Положением о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края.
В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009г. № 49-пр, министерство природных ресурсов Хабаровского края:
- осуществляет функции краевого органа государственного управления в области охраны окружающей среды (подпункт 3.7.1);
- осуществляет в пределах компетенции края функции управления и контроля в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей, природных парков и других особо охраняемых природных территорий краевого значения (подпункт 3.7.2);
- обеспечивает охрану территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей, природных парков и других особо охраняемых природных территорий краевого значения (за исключением охраны от пожаров), в том числе через специально создаваемые для этой цели структурные подразделения (подпункт 3.7.1).
В целях реализации указанных функций распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 09.09.2010г. № 238 утвержден Порядок организации и подготовки рейдовых выездов по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий краевого значения в министерстве природных ресурсов Хабаровского края, который регламентирует организацию и подготовку осуществления охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий краевого значения, проводимой путем непосредственного выезда должностных лиц в охотничьи угодья и особо охраняемые территории краевого значения (далее - Порядок).
В соответствии с вышеуказанным Порядком и на основании рейдового задания 25.01.2012г. государственным инспектором был произведен рейдовый выезд па территорию государственного комплексного биологического (охотничьего) заказника краевого значения «Бирский» с целью его охраны.
Таким образом, административное правонарушение, совершенное ООО «Баск-Инфо», было выявлено в результате рейдового мероприятия, произведенного с целью охраны заказника «Бирский» в соответствии с распоряжением министерства природных ресурсов Хабаровского края от 09.09.2010 № 238, а не в результате мероприятия по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, осуществляемого в форме плановых или внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Довод заявителя о невозможности по материалам административного производства определить место совершения правонарушения, не основан на материалах дела, поскольку как следует из содержания протокола осмотра от 25.01.2012г., протокола об административном правонарушении № 37 от 06.03.2012г. и оспариваемого постановления местом совершения вмененного Обществу правонарушения является квартал № 122 Бикинского лесничества Лермонтовского участкового лесничества Хабаровского края. При этом факт осуществления ООО «БАСК-Инфо» хозяйственной деятельности в квартале № 122 Бикинского лесничества заявителем не оспаривается.
Также судом не принимается во внимание довод заявителя о нарушении административным органом положений статьи 27.8 КоАП РФ, регламентирующей порядок проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, а также порядок составления протокола осмотра.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа, имеющийся в материалах дела протокол осмотра территории от 25.01.2012г. государственным инспектором ФИО4 составлялся не в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в рамках рейдового мероприятия по проверке режима особойохраны на территории государственного заказника краевого значения «Бирский», поэтому представитель юридического лица не извещался, а ссылки на статьи КоАП РФ объясняются тем, что государственный инспектор при оформлении результатов осмотра использовал бланк протокола осмотра территории (помещения) юридического лица (индивидуального предпринимателя), составляемого в рамках дела об административном правонарушении. Также пояснил, что лица, указанные в протоколе осмотра понятыми, ФИО6 и ФИО7 являются работниками Краевого государственного казенного учреждения «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края», которые правомерно участвовали в рейдовом мероприятии как должностные лица, с участием которых проводятся рейдовые выезды по охране и соблюдению режима заказников, что подтверждается планом работы отдела оперативной работы и административной практики управления охотничьего хозяйства на первое полугодие 2012 года, утвержденного начальником управления охотничьего хозяйства 10.01.2012г.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что протокол осмотра от 25.01.2012г., составленный не в рамках дела об административном правонарушении, а в рамках контрольного рейдового мероприятия, может рассматриваться в качестве комиссионного акта осмотра территории заказника, составленного должностными лицами, уполномоченными на проведении рейдовых выездов по охране и соблюдению режима заказников, а фиксация результатов такого осмотра на бланке несоответствующей формы не лишает данный документ доказательственной силы.
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, судом не установлено существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления административного органа.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренной статьей 8.39 настоящего Кодекса.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Поскольку событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела, квалификация вменяемого заявителю нарушения соответствует статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности осуществлено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленных законом порядка и срока, суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации» о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 12.03.2012 № 37 о привлечении к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак