Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3690/2016
03 июня 2016 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 27 мая 2016.
В полном объеме решение было изготовлено судом 03 июня 2016.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суриковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Отдела муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным акта Хабаровского УФАС России от 04.12.2015 № 85,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Аполлон», Общество с ограниченной ответственностью «СМП»
При участии :
От заявителя – ФИО1 по распоряжению от 31.12.2013 №200п/с
От Хабаровского УФАС России – ФИО2 по доверенности от 14.01.2016 № 7/203
От ООО «Торговый Дом «Аполлон» - не явились
От ООО «СМП» - не явились
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.05.2016 по 26.05.2016, с 26.05.2016 по 27.05.2016.
Предмет спора:
Отдел муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) с заявлением о признании незаконным акта Хабаровского УФАС России от 04.12.2015 № 85.
Определением суда от 24.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Аполлон» (далее – ООО ТД «Аполлон), а определением суда от 19.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Общество с ограниченной ответственностью «СМП» (далее – ООО «СМП»).
В судебном заседании представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Хабаровского УФАС России в судебном заседании требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву.
ООО «Торговый Дом «Аполлон» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
ООО «СМП» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд
У С Т А Н О В И Л :
30.08.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (адрес электронной торговой площадки http://www.sberbank-ast.ru) уполномоченным органом Отделом муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края было размещено извещение с реестровым номером закупки 0822300013315000106 о проведении аукциона в электронной форме.
Объектом закупки являлось выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края для нужд управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Заказчик закупки - Управление жизнеобеспечения района Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта определена в размере 7 678 792 руб.
В пункте 14 раздела 1.3 информационной карты аукциона в электронной форме к участникам закупки установлено единое требование о наличии выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием следующего вида работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624) :
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
пп.33.4 Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Пунктом 4.3.5 проекта контракта предусмотрено, что подрядчик вправе привлекать к выполнению работ, указанных в контракте, субподрядные организации.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.09.2015 по окончании срока приема заявок представлено 5 заявок, в отношении которых комиссией принято решение о допуске к участию в закупке.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 25.09.2015 на участие в электронном аукционе подали ценовые предложении (в порядке ранжирования) следующие участники закупки:
Заявка № 4 - предложение о цене контракта 6 526 973 руб. 20 коп.,
Заявка № 2 - предложение о цене контракта 6 565 367 руб. 16 коп.,
Заявка № 1 - предложение о цене контракта 6 910 912 руб. 80 коп.,
Заявка № 3 - предложение о цене контракта 7 179 670 руб. 52 коп.,
Заявка № 5 - предложение о цене контракта 7 602 004 руб. 08 коп.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 30.09.2015 комиссия рассмотрела вторые части представленных заявок и приняла следующее решение.
Заявка № 2 (ООО «СМП») - соответствует требованиям.
Заявка № 1 (ООО «Альбион») - соответствует требованиям.
Заявка № 3 (ООО «Азимут») - не соответствует требованиям (п. 1 ч. 6 ст. 69 п. 5 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе, п. 5.2.5 раздела 1.2. документации об аукционе: не представлены учредительные документы, а именно: участником аукциона представлена копия устава не в полном объеме - отсутствует 6-я страница).
Заявка № 4 (ООО «Торговый Дом «Аполлон») – не соответствует требованиям (п. 1, 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе: непредставление документов и информации, которые предусмотрены ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, а именно: п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 5.2.5 раздела 1.2, п. 14 раздела 1.3. документации об аукционе - участником аукциона не представлены документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе - представленная копия свидетельства выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № С-248-2725107210-01 от 20.11.2013, недействительна (письмо СРО НП «Добровольное строительное товарищество «Центр специального строительства и ремонта» от 29.09.2015, сведения с сайта www.sro-dst.ru об отсутствии данного участника аукциона в реестре членов СРО).
Заявка № 5 (ООО «ГАРАНТ») – не соответствует (п. 1, 2 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, непредставление документов и информации, которые предусмотрены ч. 5 ст. 66 Закона, а именно: п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 5.2.5 раздела 1.2, п. 14 раздела 1.3. документации об аукционе - участником аукциона не представлены документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе – представленная копия свидетельства выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 4360.01-2015-2709013839-С-274 от 21.08.2015, недействительна (сведения с сайта СРО НП «Строительный Альянс Монолит» www.srosam.ru: в реестре участников СРО отсутствует информация о свидетельстве № 4360.01-2015-2709013839-С-274 от 21.08.2015 с допуском к виду работ п. 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно, дата выдачи действующего свидетельства - 01.07.2015, письмо СРО НП «Строительный Альянс Монолит» от 29.09.2015 № 2939).
16.10.2015 между заказчиком Управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и победителем вышеуказанной закупки ООО «СМП» был заключен контракт.
Не согласившись с действиями уполномоченного органа - Отдела муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края при проведении электронного аукциона с реестровым номером закупки 0822300013315000106 по установлению к участникам закупки требования о представлении в составе заявки свидетельства саморегулируемой организации, ООО Торговый Дом «Аполлон» обратилось 07.10.2015 с соответствующей жалобой в Хабаровское УФАС России.
04.12.2015 по результатам проведения внеплановой проверки действий уполномоченного органа Управлением Федеральной антимонопольной проверки службы по Хабаровскому краю было принято решение, оформленное актом № 85, в соответствии с которым действия уполномоченного органа - Отдела муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края при проведении аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края для нужд управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края признаны нарушающими часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом Инспекцией Хабаровского УФАС России было принято решение не выдавать предписание об устранении нарушений, поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несогласие Отдела муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края с актом Хабаровского УФАС России от 04.12.2015 № 85 послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Проанализировав представленные доказательства, арбитражный суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из положений части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными.
В пункте 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона о контрактной системе, в частности статьями 59 - 71 названного Закона.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Содержание документации об электронном аукционе регламентируется статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В части 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624.
Из содержания вышеприведенных норм ГрК РФ следует, что вид работ «Организация строительства» относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.
Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:
- предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;
- заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или технический заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.
При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.
В случае привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, не выполняющих весь комплекс работ самостоятельно, такой субподрядчик, помимо свидетельства о допуске к выполняемым им видам работ, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в целях привлечения им для выполнения соответствующих работ других лиц, имеющих свидетельство о допуске к их выполнению.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.01.2012 № 1416-ДШ/08.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.04.2015 № Д28и-893 также приведена правовая позиция, заключающаяся в том, что если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.
При этом участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства.
Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
Из материалов дела следует, что предметом контракта вышеуказанной закупки является выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края для нужд управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края. Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с технической частью (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью контракта в сроки, установленные в настоящем контракте, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 контракта).
Таким образом, в рассматриваемом случае предметом контракта является не собственно организация строительства, реконструкции, капитального ремонта, а выполнение участником закупки работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения.
При этом, как отмечалось выше, подрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ по контракту третьих лиц.
Ведомостью объемов работ (приложение 1 к контракту документации электронного аукциона) предусмотрен следующий перечень объемов работ по капитальному ремонту сетей энергоснабжения Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края :
- демонтаж 3-х проводов ВЛ 0,38 кВ,
- демонтаж одного дополнительного провода,
- снятие ответвлений ВЛ 0,38 кВ к зданиям при количестве проводов в ответвлении : 2,
- демонтаж опор ВЛ 0,38-10 кВ : без приставок одностоечных,
- демонтаж опор ВЛ 0,38-10 кВ: с приставками одностоечных,
- демонтаж опор ВЛ 0,38-10 кВ: с приставками односточных с подкосом ,
- установка с помощью механизмов деревянных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ из пропитанных цельных стоек: одностоечных,
- установка с помощью механизмов деревянных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ из пропитанных деталей с одинарными приставками : одностоечных с подкосом,
- установка с помощью механизмов деревянных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ из пропитанных деталей с одинарными приставками : А-образных концевых, анкерных,
- устройство ответвлений от ВЛ 0,38 кВ к зданиям : с помощью механизмов при количестве проводов в ответвлении 1,
- устройство заземления опор ВЛ и подстанций.
Пункт 20 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относит к вышеуказанным работам устройство наружных электрических сетей и линий связи, в том числе :
пп. 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно;
пп. 20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
пп. 20.3. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно;
пп. 20.4. Устройство сетей электроснабжения напряжением более 330 кВ;
пп. 20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ;
пп. 20.6. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 500 кВ;
пп. 20.7. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением более 500 кВ;
пп. 20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно;
пп. 20.9. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 35 кВ;
пп. 20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно.
Следовательно, у лица, выполняющего данные виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам.
Вместе с тем, пункт 14 раздела 1.3 информационной карты аукциона в электронной форме устанавливает единое требование к участникам закупки - наличие выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием следующего вида работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта объекта капитального строительства (в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624) :
п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
пп.33.4 Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Таким образом, в документации об аукционе установлено требование к участникам закупки – исключительно наличие свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.
Вместе с тем, установив к участникам закупки требование о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, уполномоченный орган ограничил число потенциальных участников закупки, поскольку в таком случае были лишены возможности принять участие в аукционе организации, не имеющие допусков к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, но имеющие допуски к отдельным видам работ и способные выполнить требуемые виды работ своими силами, без привлечения субподрядчиков.
Предусмотрев в аукционной документации работы по капитальному ремонту сетей электроснабжения, для выполнения которых требуется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к данным работам, уполномоченный орган обязан был установить в документации аукциона требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к указанным видам работ.
Однако аукционная документация открытого аукциона в электронной форме такого требования не предусматривала, в связи с чем, суд находит правомерными содержащиеся в оспариваемом акте выводы антимонопольного органа о допущенных уполномоченным органом при проведении аукциона положений части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя о том, что пункт 4.4.21 контракта предусматривает требование к участнику закупки о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, суд отклоняет, поскольку пункт 4.4.21 контракта, согласно которому подрядчик обязан исполнять иные обязательства, предусмотренные действующим законодательством и контрактом, не раскрывает, какие именно требования, установленные действующим законодательством, должен выполнять подрядчик.
Доводы заявителя о том, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона с реестровым номером 0822300013315000106, п.п.4.3.5, 4.4.6, 4.4.10, 4.4.23, 4.4.24 раздела 1.5 документации об аукционе «Проект контракта» предметом аукциона является организация строительства, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку согласно пункту 1.1 контракта предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения Кенадского сельского поселения Ванинского муниципального района Хабаровского края для нужд управления жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края. Заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с технической частью (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью контракта в сроки, установленные в настоящем контракте, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом
Согласно технической части (приложение № 1 к контракту) полный перечень и объем выполняемых работ указан в ведомости объемов работ, локальном сметном расчете.
Данной ведомостью и локальным сметным расчетом предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту (монтажу и демонтажу) сетей электроснабжения.
При этом ни ведомость объемов работ, ни локальный сметный расчет не содержат конкретных работ, наличие которых подтверждало бы обязанность подрядной организации осуществлять организацию и координацию процесса выполнения ремонтных работ, в связи с чем, суд отклоняет ссылку заявителя на то, что согласно пункту 4.4.6 контракта подрядчик обязан организовывать и координировать работы по капитальному ремонту объекта, осуществлять строительный контроль.
Ссылки заявителя на то, что условием данной закупки является требование к подрядчику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем, предъявляемое антимонопольным органом требование является неправомерным, суд также отклоняет, поскольку пункт 4.4.23 контракта предусматривает привлечение к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта, то есть не на весь объем цены контракта.
Доводы заявителя о том, что Хабаровским УФАС России был неверно определен субъект контроля, поскольку разделы документации об аукционе «1.3. информационная карта аукциона в электронной форме» «1.5. проект контракта», в которых установлены требования к участникам закупки, являющиеся составными разделами специальной части документации об аукционе, были утверждены заказчиком - Управлением жизнеобеспечение района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, а не Отделом муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, суд также отклоняет.
Как следует из материалов дела, Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 23.12.2013 № 34, Отдел муниципальных закупок администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края наделен функциями органа, уполномоченного на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами для заказчиков Ванинского муниципального района Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, утвержденного Решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 23.12.2013 № 34, заказчик района в соответствии с планом-графиком представляет на очередной месяц не позднее 25 числа текущего месяца в уполномоченный орган района заявку на закупку товаров, работ, услуг, отражающую решения заказчика района по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пункту 4.2.10 Порядка уполномоченный орган района осуществляет в течение десяти рабочих дней проверку представленной заказчиком района заявки на закупку товаров, работ, услуг, в случае выявления в ней несоответствий Закону о контрактной системе и (или) иным нормативным правовым актам в сфере закупок вносит заказчику района обязательные для исполнения предложения об их корректировке.
В силу пункта 4.2.12 Порядка уполномоченный орган района при наличии замечаний в заявке на закупку товаров, работ, услуг возвращает ее заказчику района на доработку с обоснованием причин возврата. При отсутствии замечаний разрабатывает документацию о закупке.
Пунктом 4.2.13 Порядка предусмотрено, что заказчик района в случае получения от уполномоченного органа района уведомления о необходимости устранения выявленных замечаний организует их устранение и повторно направляет заявку на закупку товаров, работ, услуг.
Кроме того, в силу пункта 4.2.17.1 Порядка уполномоченный орган района осуществляет следующие действия:
1) принимает решение о выборе электронной площадки, на которой будет осуществляться закупка;
2) размещает информацию о проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в единой информационной системе;
3) вносит изменения в извещения и (или) документацию о закупке (приложение к извещению о проведении запроса котировок) по собственной инициативе или по предложению заказчика района;
4) получает запросы от участников закупок о даче разъяснений положений документации о закупке, направляет ответы, подготовленные заказчиками района, участникам закупок. При этом подготовку разъяснений по вопросам, указанным в подпункте 1 пункта 2.1, пунктах 2.2 и 4.2.16.2 настоящего Порядка, осуществляет заказчик района. В случае непредставления в установленные сроки в уполномоченный орган района ответа на запрос уполномоченный орган района вправе принять решение о дальнейших действиях самостоятельно, в том числе об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом все риски, связанные с отменой определения поставщика (подрядчика, исполнителя), несет заказчик района;
5) осуществляет прием и хранение заявок, а также их возврат в случае подачи после истечения срока, установленного для их подачи;
6) предоставляет документацию о закупке по заявлению заинтересованного лица в течение двух рабочих дней с даты получения соответствующего заявления;
7) направляет участникам двухэтапного конкурса приглашения представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
8) отменяет процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по собственной инициативе или по предложению заказчика района, направляет участникам закупки, подавшим заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), уведомления о принятии решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в день размещения указанного решения в единой информационной системе в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
9) представляет по запросу участника конкурса (участника запроса котировок) разъяснения результатов конкурса (результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок) в течение двух рабочих дней с даты поступления такого запроса;
10) продлевает срок подачи котировочных заявок и срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
11) направляет победителю и участникам запроса котировок уведомления о результатах рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера в течение трех дней с даты подписания единой комиссией об осуществлении закупки протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок;
12) организовывает и обеспечивает работу единой комиссии по осуществлению закупок, в том числе уведомляет членов комиссии о месте, дате и времени заседаний комиссии, а также в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях осуществляет аудиозапись заседания комиссии;
13) осуществляет хранение документации о закупке, изменениях, внесенных в такую документацию, разъяснениях положений документации о закупке, протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, аудиозаписей заседаний единой комиссии по осуществлению закупок в случаях, если хранение таких документов и аудиозаписей предусмотрено Законом о контрактной системе, иных документов об осуществлении закупки;
14) осуществляет иные действия, предусмотренные Законом о контрактной системе и необходимые для проведения процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков района, за исключением случаев, если совершение таких действий отнесено настоящим Порядком к полномочиям заказчика района.
Таким образом, заказчик и уполномоченный орган при осуществлении закупки действуют совместно и должны соблюдать требования Закона о контрактной системе.
Отсутствие у уполномоченного органа в силу положений части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе полномочий по определению условий контракта не освобождает его от возложенной на него Порядком взаимодействия обязанности по рассмотрению заявки на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и ее возврату заказчику для устранения недостатков в случае выявления последних.
Ссылки заявителя на то, что проверка могла быть проведена органом контроля только до заключения контракта, суд также отклоняет, поскольку в данном случае обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закупки Хабаровское УФАС России уполномоченному органу не выдавало.
Иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы заявителя суд также отклоняет как неосновательные.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание, что оспариваемый акт Хабаровского УФАС России от 04.12.2015 № 85 соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко