ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3718/09 от 28.05.2009 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73-3718/2009

«28» мая 2009 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой

рассмотрел в судебном заседании заявление администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействительным и отмене протокола государственного инспектора Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Л.Н. Коновалова об административном правонарушении от 24.03.2009 № 152/02, составленного в отношении администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а также пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 предписания от 24.03.2009 № 127/105

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – Солодянкин Г.Н. доверенность № 3-12/2520 от 25.12.2008.

от административного органа – Коновалов Л.Н. удостоверение ГПН 23634 от 07.02.2008.

Сущность дела:   администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить протокол государственного инспектора Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Л.Н. Коновалова об административном правонарушении от 24.03.2009 № 152/02, составленного в отношении администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а также пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 предписания от 24.03.2009 № 127/105.

Администрация Хабаровского муниципального района уточнила требования и просит признать недействительным и отменить протокол об административном правонарушении от 24.03.2009 № 152/02, составленного в отношении администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а также пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 предписания от 24.03.2009 № 127/105.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель пожарного надзора с требованиями заявителя не согласился, просит в их удовлетворении отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В целях осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности с 23.03. по 24.03.2009 государственным инспектором Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Коноваловым Н.Л. проверка противопожарного состояния дома № 6, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, в котором расположена администрация Хабаровского муниципального района.

В ходе проверки дома № 6, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская установлены нарушения требований норм пожарной безопасности которые нашли свое отражение в акте проверки от 24.03.2009 № 127/105 и протоколе об административном правонарушении от 24.03.2009 № 152/02 составленного в отношение администрации Хабаровского муниципального района.

25.03.2009 в адрес администрации Хабаровского муниципального района поступило предписание от 24.03.2005 за № 127/105 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

Не согласие с протоколом об административном правонарушении и предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности, явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражного суда относится рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К ненормативным правовым актам относятся акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.

Протокол об административном правонарушении не обладает признаками ненормативного акта. По своей правовой природе он является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения административного правонарушения, и служит одним из доказательств по делу об административном правонарушении. Обжалование процессуальных документов действующим процессуальным законодательством не предусмотрено.

Суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении не относится к ненормативным актам, обжалование которых в арбитражный суд предусмотрено статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку сам по себе не влечет правовых последствий, следовательно, не затрагивает права и законные интересы заявителя. КоАП РФ также не предусматривает право на обжалование протокола об административных правонарушениях, в котором фиксируется административное правонарушение. По результатам рассмотрения протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности, которое подлежит оспариванию в судебном порядке, как затрагивающее права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности. Процессуальный порядок извещения лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте составления протокола рассматривается так же при обжаловании постановления о привлечении к ответственности.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу в части признания недействительным и отмене протокола от 24.03.2009 № 152/02, составленного в отношении администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, подлежит прекращению.

В части требования заявителя о признании недействительными и отмене протокол об административном правонарушении от 24.03.2009 № 152/02, составленного в отношении администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а также пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 предписания от 24.03.2009 № 127/105,  дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ.

Заявитель оспаривает пункты 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 предписания от 24.03.2009 № 127/105, которые предписывают:

- заключить договор на техническое обслуживание имеющейся автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре (пункт 3);

- двери помещений для хранения архивов, электрощитовой выполнить с пределом огнестойкости не менее 0,6 часов (пункт 4);

- восстановить двери, отделяющие холлы этажей от лестничных клеток, оборудовать устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (пункт 6);

- внутренний пожарный водопровод проверить на водоотдачу, организацией имеющей лицензию на данный вид деятельности (пункт 7);

- на окнах 1 и 2 этажей демонтировать металлические решетки (пункт 8);

- выполнить зазор между лестничными маршами и между поручнями ограждений лестничных маршей в здании администрации не менее 75 мм (пункт 9);

- в подвальном помещении запретить размещение комнаты для водителей, помещения для хранения инвентаря, имущества администрации (пункт 11);

- подъезды к зданию администрации держать свободными для подъезда пожарной техники (пункт 12).

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.

Согласно пункту 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее – Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

По пункту 3 предписания.

В соответствии с пунктом 96 ППБ 01-03 регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. Указанные работы должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.

В период выполнения работ, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.

Из пояснений сторон следует, что в здании администрации в 2008 году установлена новая сигнализация на 4 этаже, на 1-3 этажах в 2009, в связи с чем даны пункт подлежит признанию недействительным.

По пункту 4 предписания.

Согласно пункта 7.4 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.

Согласно пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а так же для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.

Из предписание следует, что в здании администрации двери помещений для хранения архивов, электрощитовой не выполнены с пределом огнестойкости 0,6 часов, в связи с чем данный пункт предписания признанию недействительным не подлежит.

По пункту 6 предписания.

Согласно пункта 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.

В материалы дела представителем администрации представлен технический паспорт по состоянию на 03.02.2009, согласно которого двери, отделяющие холлы этажей от лестничных клеток не предусмотрены, однако в материалы дела по запросу суда Хабаровским краевым государственным предприятием технической инвентаризации и оценки недвижимости представлены технические паспорта на административное здание по ул. Волочаевской, 6 в г. Хабаровске по состоянию на 1996 и 2006, согласно которых двери, отделяющие холлы этажей от лестничных клеток предусмотрены, в связи с чем данный пункт предписания признанию недействительным не подлежит.

По пункту 7 предписания.

Пожарный инспектор делает ссылку на пункт 3 ППБ 01-03, согласно которого наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Далее идет ссылка на Постановление Правительства РФ № 373 от 31.05.2002 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности».

Ни ППБ 01-03, ни Постановление Правительства РФ № 373 от 31.05.2002 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» не содержат правила о необходимости проведения проверки внутреннего пожарного водопровода на водоотдачу, кроме того Постановление Правительства РФ № 373 утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 N 625, которое так же не содержит обязанности о необходимости проведения проверки внутреннего пожарного водопровода на водоотдачу.

Данный пункт подлежит признанию недействительным.

По пункту 8 предписания.

Пунктом 40 ППБ 01-03 предусмотрено, что в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.

В своем заявлении администрация ссылается на необходимость установления металлических решеток в связи с обеспечением сохранности документов архивного делопроизводства, секретного делопроизводства, документов системы ГАС «Выборы», а так же денежных средств кассы бухгалтерии, однако как следует из справки Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21.05.2009 на 1 этаже здания расположены кабинеты: 101 – зал заседаний; 102 – отдел ГО и ЧС; 103, 104, 105, 106 – отдел по делам архивов; 107 – специалисты по физической культуре и спорту; 108 – Собрание депутатов района; 109, 110, 112, 113 – управление сельского хозяйства и охраны окружающей среды; 111 – отдел по охране прав детства; 114 – комиссия по делам несовершеннолетних; 115 – районный совет ветеранов; туалетные комнаты; холл. На 2 этаже здания расположены кабинеты: 201 – комендант; 202, 219 – сектор по работе с кадрами и мобилизационной работе; 203 – выборы ГАС; 204, 205 – отдел организации местного самоуправления; 206 – общий отдел; 207 - отдел архитектуры и градостроительства; 215, 216, 218 – финансовое управление; 217 – отдел учета и финансового контроля; туалетная комната; холл.

Из вышеизложенного следует, что большинство кабинетов 1 и 2 этажей здания в решетках не нуждаются.

Из пояснений представителя ОГПН следует, что пожарные инспектора не требуют именно демонтажа данных решеток, необходимо, что бы в каждом кабинете была одна распашная решетка закрывающаяся на ключ, на случай возникновения пожара.

Согласно пункта 4.3.4.1 основных правил работы архивов организаций (Одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) охранный режим обеспечивается выбором места размещения архива в здании, техническими средствами защиты, организацией системы охраны, сигнализации, соблюдением мер пропускного режима, порядка доступа в хранилище, опечатыванием помещений. Наружные двери архива и хранилищ должны иметь металлическую облицовку и прочные запоры. На доступные извне окна устанавливают запираемые, распашные наружу металлические решетки  . Помещения архива оборудуют охранной сигнализацией, в нерабочее время помещения пломбируются (опечатываются).

На основании изложенного требования заявителя по данному пункту удовлетворению не подлежат.

По пункту 9 предписания.

Действительно пункт 8.9 Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» предусматривает, что между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной в плане в свету не менее 75 мм.

Представитель администрации ссылаясь на пункт 1.7 СНиП 21-01-97* считает, что действующие нормативные документы должны применяться в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений, при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений.

Согласно пункта 8.5 Строительных норм и правил СНиП 10-01-94 «Cистема нормативных документов в строительстве. Основные положения» на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.

  При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Суд считает, что данный пункт подлежит признанию недействительным.

По пункту 11 предписания.

В соответствие со статьей 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устраивать склады горючих материалов и мастерские, размещать иные хозяйственные помещения в подвалах и цокольных этажах, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток.

Из пояснений представителей сторон следует, что в подвале здания размешены комнаты для водителей, помещения для хранения инвентаря, имущества администрации. Вход в подвальное помещение не изолирован от общих лестничных клеток, кроме того вход (выход) в подвальное помещение является единственным, через холл первого этажа здания. Иных входов и выходов в подвальное помещение нет, в связи с чем суд считает, что данный пункт признание недействительным не подлежит.

По пункту 12 предписания.

Согласно пункта 23 ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.

На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Из пояснений сторон следует, что пожарная техника к зданию администрации может подъехать только с одной стороны, что при чрезвычайной ситуации недостаточно. У здания администрации очень большое скопление автомобильной техники.

Данный пункт признание недействительным не подлежит.

Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края удовлетворить частично.

Признать недействительными и отменить пункты 3, 7, 9 предписания от 24.03.2009 № 127/105.

В остальной части требований отказать.

Производство по делу в части признания недействительным и отмене протокола государственного инспектора Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Л.Н. Коновалова об административном правонарушении от 24.03.2009 № 152/02, составленного в отношении администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, прекратить.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников