АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-3728/2012
25 мая 2012 года
Резолютивная часть решения была объявлена судом 23 мая 2012.
В полном объеме решение было изготовлено судом 25 мая 2012.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе: судьи Барилко М.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евдокимовой А.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края
к Администрации сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края
о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафу в общей сумме 24 848,91 руб.
При участии:
От Пенсионного фонда – специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела ФИО1 по доверенности от 10.01.2012 № 5
От Администрации – не явились
В судебном заседании в соответствии с частью 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 23.05.2012 года до 17 часов 30 минут.
Предмет спора: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация) о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафу в общей сумме 24 848,91 руб.
Основанием для обращения в суд явилось неисполнение требования Пенсионного фонда от 19.01.2012 № 03700640000561 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда заявил ходатайство об уточнении сумм взыскиваемой задолженности. Просит суд взыскать с Администрации сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 475 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 269 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 2 138 руб., пени в общей сумме 1 233,41 руб., а также штраф в сумме 12 733,50 руб., а всего 24 848,91 руб. Уточнение сумм задолженности судом принято на основании статей 49, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Уточненные требования представитель Пенсионного фонда поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Администрация в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, отзыв, возражения на заявление Пенсионного фонда не представила.
Заслушав пояснения представителя Пенсионного фонда, рассмотрев материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
12.08.2011 Администрация сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края представила в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края корректирующий Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 год.
При проведении камеральной проверки Пенсионным фондом был установлен факт несвоевременного представления Администрацией Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 год. При установленном сроке представления Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС за 2010 год до 15.02.2011 указанный Расчет был представлен учреждением 12.08.2011.
Кроме того, при проведении проверки Пенсионным фондом была выявлена недоимка, а также несвоевременная уплата Администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год.
Выводы проверки были отражены в акте от 14.11.2011 № 03700630009059, по результатам рассмотрения которого 14.12.2011 руководителем Пенсионного фонда было принято решение № 037 006 11 РК 0008803 о привлечении Администрации сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», в виде взыскания штрафа в размере 12 733,50 руб. Кроме того, указанным решением Администрации были начислены пени в общей сумме 1 233,41 руб., в том числе 856,03 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 9,39 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, 136,54 руб. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 231,45 руб. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС, а также было предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 7 475 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 269 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в сумме 2 138 руб.
Требованием от 19.01.2012 № 03700640000561 Администрации было предложено в срок до 07.02.2012 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 10 882 руб., пени в общей сумме 1 233,41 руб. и штраф в размере 12 733,50 руб. в добровольном порядке.
Поскольку в установленный срок требование об уплате недоимки, пени и штрафа учреждением не было исполнено, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением об их взыскании в принудительном порядке.
Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Администрация сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края является плательщиком страховых взносов в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с частью 3 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Частью 4 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Согласно части 5 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с частью 2 статьи 10 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Из материалов дела следует, что Администрация сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, являясь плательщиком страховых взносов, в установленный срок не произвело уплату страховых взносов за 2010 год.
Частью 1 статьи 25 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 25 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
В связи с несвоевременной уплатой Администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2010 год Пенсионным фондом были начислены пени в сумме 1 233,41 руб., в том числе 856,03 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 9,39 руб. – по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, 136,54 руб. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, 231,45 руб. – по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС.
Представленные расчеты пени судом проверены, указанные расчеты произведены верно, в соответствии с требованиями статьи 25 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ.
Возражений по расчетам пеней Администрацией в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 28 ФЗ от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Подпунктом 1 части 9 статьи 15 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Следовательно, Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 год подлежал представлению Администрацией в Пенсионный фонд не позднее 15.02.2011.
Как следует из материалов дела, установленная законом обязанность была исполнена Администрацией с нарушением срока – 12.08.2011, о чем свидетельствует отметка специалиста Пенсионного фонда, принявшего Расчет.
Представленный Администрацией 12.08.2011 Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 указан как корректирующий.
Между тем, как установлено судом, какого-либо иного Расчета, в том числе первичного Администрацией в Пенсионный фонд не представлялось, что подтверждается распечаткой журнала регистрации РСВ и служебной запиской специалиста Пенсионного фонда от 18.05.2012.
Согласно части 1 статьи 46 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Поскольку факт совершения Администрацией правонарушения подтверждается материалами дела, Пенсионный фонд правомерно привлек плательщика страховых взносов к ответственности по части 1 статьи 46 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в виде взыскания штрафа в сумме 12 733,50 руб. (42 445 руб. (33 158 руб. + 3 591 руб. + 2 021 руб. + 3 675 руб.) х 30 процентов).
Вина Администрации заключается в несвоевременном представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2010 год.
Ввиду наличия задолженности по страховым взносам, пене и штрафу Администрации было направлено требование от 19.01.2012 № 03700640000561 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
На день рассмотрения дела в суде недоимка по страховым взносам, пени и штраф в общей сумме 24 848,91 руб. Администрацией не уплачены.
Согласно части 4, 12 статьи 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ взыскание недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Вместе с тем, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного налогового правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 39 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Таким образом, из положений ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что установление смягчающих ответственность обстоятельств - не только право, но и обязанность суда или иного органа, рассматривающего дело о привлечении лица к ответственности за совершенное правонарушение.
При наложении штрафа суд принимает во внимание отсутствие вреда и негативных последствий бюджету Пенсионного фонда от совершенного правонарушения, которое носит формальный характер.
Названные обстоятельства суд расценивает как смягчающие ответственность учреждения обстоятельства, в связи с чем, считает возможным снизить размер штрафа до 2 000 руб.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде с Администрации не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявление удовлетворить.
Взыскать с Администрации сельского поселения «Село Новокуровка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (680530, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 10 882 руб. 00 коп., пени в сумме 1 233 руб. 41 коп., штраф в сумме 2 000 руб. 00 коп., а всего 14 115 руб. 41 коп.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья М.А. Барилко