ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3846/08 от 13.05.2008 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-3846/2008-90АП

«13» мая 2008 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Л. Наседкиной,

рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Дальавиа»

о признании недействительным постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 07.04.2007 № 2

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя  : ФИО1 начальник договорного отдела, доверенность от 17.04.2008 за № 01/807

от административного органа  : ФИО2 доверенность от 09.08.2007 № 01/6-3165; ФИО3 начальник отдела антимонопольного контроля, доверенность от 25.09.2006 № 01/6-1939

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.05. по 13.05.2008.

Сущность дела:   Открытое акционерное общество «Дальавиа» (далее – ОАО «Дальавиа», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 07.04.2007 № 2, которым оно привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 90 161 рубль.

В судебном заседании представитель Общества уточнил требования и просит признать незаконным и отменить Постановление № 2 от 04.07.2007 руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о наложении штрафа по делу № 3-20/2 об административном правонарушении.

В своих пояснениях представитель заявителя настаивала на требованиях, считая, что оснований для привлечения к административной ответственности не имелось, поскольку Федеральный закон от 26.07.2006 за № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в данном случае не применяется, плата за выдачу пропусков является покрытием расходов на их изготовление, для чего и был заключен договор оказания услуг № 11.10-603-05. На транспортное средство АПК-10 ЗИЛ-130 пропуск не выдан ввиду нарушения водителем Инструкции «о пропускном и внутриобъектовом режиме в международном аэропорту Хабаровск ОАО «Дальавиа». На автомобиль Тойота Лэнд Крузер пропуск не выдан поскольку данный автомобиль не является спецтранспортом, а транспорт который на задействован в обслуживании воздушных судов не может находиться в охраняемой зоне.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился, считает, что оснований для удовлетворения требований ОАО «Дальавиа» не имеется.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

24.09.2007 ОАО «Хабаровский аэропорт» направил заявку за № 16-4448 на имя генерального директора ОАО «Дальавиа» на получение пропуска в зоны обслуживания аэропорта «Хабаровск» спецмашине марки АПК-10 ЗИЛ-130 (гаражный номер 502). Вышеуказанная заявка ОАО «Дальавиа» была оставлена без рассмотрения.

19.10.2007 ОАО «Хабаровский аэропорт» направил заявку за № 16-4966 на имя генерального директора ОАО «Дальавиа» на получение пропуска в зоны обслуживания аэропорта «Хабаровск» на пять спецмашин, в том числе на автомобиль Тойота Лэнд Крузер (гаражный номер <***>). На данный автомобиль пропуск выдан не был.

ОАО «Дальавиа» указывает следующие причины невыдачи пропусков на автомобили АПК-10 ЗИЛ-130 (гаражный номер 502), Тойота Лэнд Крузер (гаражный номер <***>):

- нарушение водителем спецмашины марки АПК-10 ЗИЛ-130 (гаражный номер 502) пункта 6.1 Инструкции «о пропускном и внутриобъектовом режиме в международном аэропорту Хабаровск ОАО «Дальавиа»;

- автомобиль Тойота Лэнд Крузер не является спецтранспортом, а транспорт который на задействован в обслуживании воздушных судов не может находиться в охраняемой зоне.

ОАО «Хабаровский аэропорт» посчитав, что его право на осуществление предпринимательской деятельности нарушено обратилось в управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

На основании обращения ОАО «Хабаровский аэропорт» от 14.11.2007 № 01/6-4536 на действия ОАО «Дальавиа» по отказу в выдаче транспортных пропусков на контролируемую территорию аэродрома «Хабаровск» специалистами управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю на основании Приказа № 306-П от  12.12.2007 проведена проверка деятельности ОАО «Дальавиа» на предмет соблюдения Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в ходе которой установлен отказ Общества в выдаче пропусков на автотранспорт принадлежащий ОАО «Хабаровский аэропорт» в контролируемую зону аэропорта «Хабаровск».

Результаты проверки зафиксированы в акте от 30.01.2008.

Уведомлением от 24.03.2008 за № 01/6-1159 антимонопольный орган назначил составление протокола об административном правонарушении на 27.04.2008  .

27.03.2008   управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю составлен протокол в отношении Общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.

Определением антимонопольного органа от 27.03.2008 за № 01/6-1219 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 07.04.2008.

07.04.2008 руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю ФИО4 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление № 2, которым ОАО «Дальавиа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, назначен штраф в размере 90 161 рубль.

Несогласие Общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.

Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Открытое акционерное общество «Дальавиа»   зарегистрировано 28.12.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска в качестве юридического лица. В соответствии с Уставом Общество осуществляет следующие виды деятельности: эксплуатация аэродрома аэропорта г. Хабаровск; обеспечение мер авиационной безопасности; охрана воздушных судов, объектов и имущества находящихся на территории аэропорта, обеспечение правопорядка на объектах общества; охрана воздушных судов, объектов и имущества, находящихся на территории аэропорта, обеспечение правопорядка, в том числе деятельность по охране и обеспечению безопасности на территории аэродрома.

Приказом № 122-П от 18.08.2005 ОАО «Дальавиа» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% в части оказания услуг по обеспечению авиационной безопасности пассажиров, грузов на территории аэропорта «Хабаровск» (включая аэродром), обслуживания аэродрома.

ОАО «Хабаровский Аэропорт»   осуществляет свою деятельность с 01.06.2005. Ос­новными видами его деятельности в соответствии с Уставом являются: организация по­ставки, хранения и реализации авиационного и других видов топлива и смазочных мате­риалов; деятельность терминала (аэропорта); управление аэропортом; деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов; эксплуатация взлетно-посадочных полос; транспортная обработка грузов и багажа и т.д. До образования ОАО «Хабаровский Аэропорт» данные услуги оказывались авиакомпанией ФГУП «Дальавиа».

Оба хозяйствующих субъекта включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке в географических границах - аэропорт «Хабаровск» с долей более 65% по следующим видам услуг:

- ОАО «Хабаровский аэропорт»:    обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты; авиатопливообеспечение воздушных перевозок.

- ОАО «Дальавиа»:   оказание услуг по обеспечению авиабезопасности.

Деятельность по обеспечению авиабезопасности регулируется: Законом РФ «О безопасности» от 05.03.1992 за № 2446-1, Воздушным кодексом РФ, Приказом Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации», Приказом министерства транспорта РФ от 28.11.2005 за № 142 об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

В соответствии со статьями 1, 4 Закона РФ от 05.03.1992 за № 2446-1 «О безопасности» безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ) аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

Авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами (статья 83 КВ РФ).

Лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Авиационная безопасность обеспечивается посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (статья 84 ВК РФ).

Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (от 28.11.2005 за № 142) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил № 142, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно пункта 10 Правил пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

В соответствии с пунктами 11, 13 Правил авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму. Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта перед допуском в контролируемую зону аэропорта проходят досмотр на КПП с использованием технических средств досмотра.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции по пропускному и внутриобъектовому режиму (пункт 14 Правил)

В контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта (пункт 16 Правил).

ОАО «Дальавиа» осуществляет деятельность по обеспечению авиационной безопасности аэропорта г. Хабаровск и выступает в качестве продавца услуг по оформлению и выдаче пропусков для прохода в контролируемую (охраняемую) зону, оформлению и выдаче транспортного пропуска для работы на аэродроме.

В соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 02.10.2000 за № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» утверждены перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов, включая: аэронавигационные сборы; аэропортовые сборы: взлет-посадка, обеспечение авиационной безопасности, сверхнормативная стоянка, пользование аэровокзалом, метеообеспечение;

-   тарифы за наземное обслуживание: обслуживание пассажиров, обработка грузов, по­садка или высадка пассажиров, доставка пассажиров, обеспечение бортпитания, спе­циальное обслуживание пассажиров, дополнительные услуги по авиационной безо­пасности, штурманское обеспечение полетов, медицинский осмотр членов экипажа, доставка экипажа, предоставление специальных техниче­ских и транспортных средств, предоставление персонала.

Данные тарифы взимаются хозяйствующим субъектом, оказывающим соответствующие ус­луги, с авиаперевозчиков на основании заключенных с ним договоров.

На основании пункта 10 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам» ОАО «Дальавиа» разработана инструкция «о пропускном и внутриобъектовом режиме в международном аэропорту Хабаровск ОАО «Дальавиа» (далее – Инструкция). Данная Инструкция прошла согласование в Дальневосточном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы в сфере транспорта.

Инструкция определяет порядок организации и осуществления пропускного и внотриобъектового режима в целях обеспечения авиационной безопасности в авиапредприятиях.

Порядок допуска транспортных средств на территорию контролируемой зоны аэропорта установлен в главе VIII Инструкции и в соответствии с пунктом 8.2 пропуск на транспортное средство для въезда в контролируемую зону аэропорта, выдается бюро пропусков по разрешению администрации ОАО «Дальавиа», в котором указывается тип (марка) и государственный номер транспортного средства, срок действия пропуска, дата выдачи, печать и подпись лица, выдавшего пропуск.

Для обеспечения проезда транспортных средств, которым требуется регулярный въезд в контролируемую зону аэропорта, предусматривается выдача временных и разовых пропусков (пункт 8.4 Инструкции).

Транспортные средства всех типов, допускаемые в контролируемую зону должны состоять на учете в ГИБДД МВД РФ либо зарегистрированы в ОАО «Дальавиа», ОАО «Хабаровский аэропорт» и иметь соответствующие документы (пункт 8.9 Инструкции).

Договором оказания услуг за № 11.10-603-05 от 24.08.2005 заключенного между ОАО «Хабаровский аэропорт» и ОАО «Дальавиа», последний принял на себя обязанность по оформлению и выдаче пропусков для прохода в контролируемую зону. Услуги оказываются на основании заявок заказчика.

Дополнительным соглашением № 1 к договору от 26.08.2005 ОАО «Дальавиа» приняло на себя обязанность по оформлению и выдаче транспортного пропуска для работы на территории аэродрома. В пункте 2 соглашения предусмотрена стоимость транспортного пропуска.

На основании изложенного следует, что в качестве продавца услуг по оформлению и выдаче пропусков для прохода в контролируемую (охраняемую) зону, оформлению и выдаче транспортного пропуска для работы на аэродроме на территории аэропорта «Хабаровск» выступает только ОАО «Дальавиа». Его доля по оказанию данного вида услуг составляет 100%.

В качестве покупателей услуг по обеспечению доступа в контролируемые (охра­няемые) зоны на территории аэродрома выступают ОАО «Хабаровский аэропорт» и прочие сторонние организации, которые осуществляют функции по авиатопливообеспечению воздушных перевозок, об­служиванию пассажиров, багажа, грузов, почты и т.д.

Из вышесказанного следует, что на товарном рынке услуг по обеспечению доступа в контролируемые (охраняе­мые) зоны на территорию аэродрома для оказания услуг по наземному обслуживанию воздушных судов и заправке воздушных судов топливом на территории аэропорта «Ха­баровск» доминирующие положение занимает ОАО «Дальавиа». Его доля по оказанию услуг по оформлению и выдаче пропусков для прохода в контролируемую (охраняемую) зону, оформлению и выдаче транспортного пропуска для работы на территории аэро­дрома аэропорта «Хабаровск» составляет 100%. Стоимость услуги определяется ОАО «Дальавиа» и утверждается генеральным директором данного хозяйствующего субъекта.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наступление ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно справки ОАО «Дальавиа» от 18.03.2008 за № 03/552 сумма выручки от реализации пропусков за 2007 год составляет 3 005 376 рублей 77 копеек.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ вышеуказанных нормоположений в совокупности с установленными обстоятельствами, позволяет сделать вывод, что действие ОАО «Дальавиа» по невыдаче пропусков в режимную (охраняемую) зону аэропорта на автотранспорт АПК-10 ЗИЛ-130 (гаражный номер 502), Тойота Лэнд Крузер (гаражный номер <***>) принадлежащий ОАО «Хабаровский аэропорт» правомерно было квалифицировано административным органом по статье 14.31 КоАП РФ.

Не принимаются доводы представителя ОАО «Дальавиа» о нарушении водителем ЗИЛ-130 режима аэропорта, поскольку Инструкция «о пропускном и внутриобъектовом режиме в международном аэропорту Хабаровск ОАО «Дальавиа» не содержит ограничений на выдачу пропуска на автотранспортное средство в случае нарушения режима аэропорта физическим лицом.

Для выдачи пропуска необходимо соблюдение нескольких условий, а именно автотранспорт должен состоять на учете в ГИБДД МВД РФ либо быть зарегистрированным в ОАО «Дальавиа», ОАО «Хабаровский аэропорт» и иметь соответствующие документы.

Выдача пропусков на транспортные средства, находящиеся в личном пользовании и их въезд в контролируемую зону так же не допускается, а поскольку автомобиль Тойота Лэнд Крузер принадлежит ОАО «Хабаровский аэропорт» у ОАО «Дальавиа» так же не было оснований не выдавать пропуск на автомобиль для проезда в охраняемую зону.

Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.

В силу требования, предусмотренного частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 28.2. КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Частями 2,3,4 статьи 28.2. КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Исходя из смысла и содержания статьи 28.2. КоАП РФ, административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты. В случае извещения административным органом лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте, месте и времени составления протокола об административном правонарушении, названный протокол может быть составлен в отсутствие этого лица, при условии наличия доказательств, подтверждающих, что надлежащее извещение имело место.

Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

Судом по материалам представленными антимонопольным органом установлено, что составление протокола об административном правонарушении назначено на 27.04.2008  , составлен же протокол 27.03.2008  .

Поскольку установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о нарушении права привлекаемого лица на защиту, а также о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные выше процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не могли позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемого постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 07.04.2007 № 2, об отсутствии оснований для привлечения ОАО «Дальавиа» к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, статьями 14.31, 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования открытого акционерного общества «Дальавиа» удовлетворить.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 2 от 07.04.2008 о привлечении ОАО «Дальавиа» к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Дальавиа» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей уплаченную по платежному поручению № 1888 от 21.04.2008 года.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников