ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3876/2021 от 26.10.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-3876/2021

08 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26.10.2021.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Гребенниковой Е.П.

при ведении протокола судебного заседания

секретарём судебного заседания Шитовым В.П.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 105066, <...>)

к управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советского-Гаванского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682813, <...>)

к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

о взыскании 3 030 144 руб. 54 коп.

третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края

при участии:

от истца – ФИО1 по доверенности от 10.05.2021 № Ф-156, диплом от 12.07.2017 № 1027242076493

от Министерства ЖКХ Хабаровского края – ФИО2 по доверенности от 29.01.2021 № 1-07/1119, диплом от 21.06.2001 № ДВС0848782

от УЭТИКиКХ администрации Советского-Гаванского муниципального района – не явились, извещены надлежащим образом

от третьего лица – не явились, извещены надлежащим образом

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны (далее - истец, ЦЖКУ, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, с учётом его уточнения, к управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советского-Гаванского муниципального района (далее – Управление администрации) о взыскании убытков связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 в размере 2 014 320 руб. 18 коп. и к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство) о взыскании убытков за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 1 015 824 руб. 36 коп.

Определением от 31.03.2021 исковое заявление принято судом к производству, назначено предварительное судебное заседание.

Определением от 02.06.2021 дело назначено к судебному разбирательству, к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Хабаровского края.

Судебное разбирательство по настоящему делу неоднократно откладывалось для представления сторонами дополнительных доказательств.

В частности определением от 25.08.2021 сторонам предлагалось провести сверку расчётов объёмов отпущенной тепловой энергии (потребления), результаты которой представить в суд.

Протокольным определением от 22.09.2021 судебное разбирательство судом по ходатайству сторон откладывалось, в связи с намерением Учреждения и Министерства заключить соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии в размере 1 015 824 руб. 36 коп.

По той же причине в судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв.

В судебном заседании, продолженном после перерыва, представитель Министерства и представитель ЦЖКУ указали на урегулирование спора в части требований к Министерству путём заключения 22.10.2021 соглашения о предоставлении из краевого бюджета грантов в форме субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности по реализации тепловой энергии населению по регулируемым тарифам, № 1-2021/гр. Представили для приобщения к делу копию указанного соглашения.

При этом представитель истца в судебном заседании указал на отсутствие у него полномочий на отказ от исковых требований к Министерству, на требованиях ко второму ответчику (Управление администрации) настаивал в полном объёме.

Управлением администрации во исполнение определения суда от 25.08.2021 представлены письменные пояснения, согласно которым разногласий по объёмам отпущенной истцом в спорном периоде тепловой энергии между сторонами нет.

Заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности и взаимосвязи, суд пришёл к следующему.

Согласно Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 о создании Учреждения и его Уставу, ЦЖКУ создано для осуществления деятельности (выполнения работ, оказания услуг) по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

С 01.04.2017 Учреждение осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной инфраструктуры и предоставляет коммунальные услуги в интересах Вооруженных Сил РФ.

Постановлением от 20.11.2017 № 33/23 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, с учётом изменений от 18.12.2019 № 42/48, Учреждению был установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ЦЖКУ на период с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 4 895,13 руб./Гкал (без учёта НДС), а с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 4 942,00 руб./Гкал (без учёта НДС).

При этом Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.09.2019 № 79 «О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2020 год» установлены предельные максимальные тарифы на тепловую энергию, учитываемые при определении размера платы населения за оказываемую услугу: 2 286,74 руб./Гкал без НДС и 2 744,09 руб./Гкал с учётом НДС.

В отопительный период 2020 г. ЦЖКУ осуществляло отпуск тепловой энергии населению на территории городского поселения «Рабочий посёлок Заветы Ильича» Советско-Гаванского района Хабаровского края, в связи с чем применяло регулируемые тарифы, установленные указанным Постановлением Губернатора Хабаровского края.

Полагая, что в результате применения при осуществлении деятельности предельного максимального тарифа у Учреждения возникло право на компенсацию разницы в тарифах (предельно максимальном и экономически обоснованном) и, ссылаясь на внесение Постановлением правительства Хабаровского края от 27.08.2020 № 361-пр изменений в нормативно правовые акты Правительства Хабаровского края, позволяющие компенсировать убытки Учреждению, путём предоставления грантов в форме субсидий, ЦЖКУ обратилось к Управлению администрации с просьбой заключить соглашение на 2020 г.

Указанное соглашение заключено не было ввиду отсутствия порядка, регламентирующего возмещение межтарифной разницы в форме субсидий по Советско-Гаванскому муниципальному району.

В связи с этим Учреждением был направлен запрос исх.
№ 370/У/4/3/388 от 27.01.2021 в Министерство, в ответ на который Министерство сообщило, что убытки Учреждению за период до 30.06.2020 подлежат возмещению ранее уполномоченным органом местного самоуправления - Советско-Гаванским муниципальным районом. С 01 июля 2020 года компенсация убытков Учреждению будет осуществляться Министерством в виде грантов в форме субсидий.

Отсутствие ответов на претензии Учреждения от 28.05.2020 № 370/У/14/1-1566, от 12.08.2020 № 370/У/14/1-2221, от 15.02.2021 № 370/У/4/4/723 и наличие на стороне ответчиков как Управления администрации, так и Министерства задолженности по компенсации разницы в тарифах в общем размере 3 030 144,54 руб. за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 послужили основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Закон № 222) компенсация организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.

Законом № 222 установлено, что компенсация организациям коммунального комплекса убытков, связанных с применением ими регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, является расходным обязательством Хабаровского края (часть 1 статьи 3).

С целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на компенсацию убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Закон № 150).

Статьей 1 Закона № 150, в редакции, действовавшей до 27.03.2020, органы местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района края, были наделены государственными полномочиями по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению.

Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона № 150 на органы местного самоуправления при осуществлении ими указанных государственных полномочий возложена обязанность по компенсации организациям убытков, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.

Постановлением Правительства края от 01.02.2008 № 35-пр утверждён Порядок расчёта компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок).

Согласно пункту 2.5 раздела 2 Порядка по итогам отчётного финансового года и по результатам рассмотрения расчётов, отчётов и (или) документов Министерством между Министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчётов.

Итоги актов сверок расчётов учитываются Министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона № 150 (пункт 2.5.3. Порядка).

Соответствующие полномочия органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района прекращены с 01.07.2020 и с указанной даты осуществляются Министерством непосредственно.

Исходя из общего подхода к правовой природе такой компенсации, высказанного в постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путём исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового.

Фактическое оказание Учреждением в спорный период (2020 г.) услуг по теплоснабжению и объём отпущенной тепловой энергии подтверждаются представленными истцом в дело расчётом иска, ведомостями начислений по лицевым счетам, квитанциями, поквартирными карточками и ответчиками не оспаривается.

Как указано выше, 22.10.2021 между Учреждением и Министерством заключено соглашения о предоставлении из краевого бюджета грантов в форме субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением организациями деятельности по реализации тепловой энергии населению по регулируемым тарифам, № 1-2021/гр, в соответствии с которым Министерство приняло на себя обязательство по выплате Учреждению спорной компенсации за период с 01.10.2020 по 31.12.2020 в размере 1 015 824 руб. 36 коп. в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания указанного соглашения (п.3.3 соглашения).

Таким образом, рассматриваемый судом в рамках настоящего дела спор, в части требований к Министерству, фактически урегулирован сторонами добровольно (мирным путём), в связи с чем оснований для взыскания судом с Министерства компенсации в заявленном истцом размере не имеется.

Вторым ответчиком (Управление администрации) исковые требования добровольно не удовлетворены.

При этом каких-либо возражений относительно исковых требований ЦЖКУ Управлением администрации не представлено, обоснованность расчёта иска и его арифметическая верность, не оспариваются.

Наличие у Управления администрации обязанности по выплате Учреждению спорной компенсации обусловлено установлением на территории Хабаровского края предельного максимального тарифа на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, спецификой осуществляемой ЦЖКУ деятельности, а также положениями ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 и принимаемых в его развитие подзаконных актов.

Размер заявленной истцом ко взысканию компенсации подтверждается представленным в дело доказательствами, названными выше.

Исходя из представленных в дело отчётов об объёмах тепловой энергии, реализованной населению на отопление и горячее водоснабжение за 2019, 2020 годы, отчёта об использовании субвенций за 2020 год, финансовые обязательства краевого бюджета перед бюджетом Советского-Гаванского муниципального района по предоставлению субвенций в 2020 году выполнены в полном объёме, что ответчиком не опровергнуто.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советского-Гаванского муниципального района в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации за счёт средств казны муниципального образования компенсацию в размере 2 014 320 руб. 18 коп. за период с 01.01.2020 по 31.05.2020.

В удовлетворении исковых требований к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е.П. Гребенникова