ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3929/2012 от 30.05.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-3929/2012

13 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2012г. Решение в полном объеме изготовлено 13.06.2012г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи   Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  М.Д. Орловой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная  энергетическая компания»

об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 02.03.2012г. № 11,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности № ДЭК-20-15/119Д от 01.01.2012; ФИО2, действующей по доверенности № ДЭК-20-15/125Д от 01.01.2012;

от административного органа - ФИО3, действующей на основании доверенности № 01.0-2838 от 19.03.2012г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 23.05.2012г. по  30.05.2012г.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания»  (далее – ОАО «ДЭК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – административный орган) от 02.03.2012г. № 11, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители общества на заявленном требовании настаивали по основаниям, изложенным в заявлении, полагают, что в действиях ОАО «ДЭК» отсутствуют событие и состав вменяемого административного правонарушения.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при рассмотрении обращения гражданки, проживающей в <...>, обнаружено, что Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания», расположенное по адресу: <...>, в нарушение требований статей 10, 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при начислении платы жильцам квартиры 1 дома № 10-б по пер. Смены и выставлении платежных документов для оплаты за коммунальную услугу электроснабжения за октябрь 2011 года допустило обман потребителей, выразившийся во введении их в заблуждение относительно цены услуги в связи с начислением платы за услугу с учетом показаний общедомового прибора учета, незаконно принятого к расчетному в ветхом многоквартирном доме.

Так, за октябрь 2011 года потребителю, проживающему в <...> к оплате за потребленную коммунальную услугу «электроснабжение» предъявлена сумма 644,60 руб. за 220 кВтч с учетом показаний общедомового прибора учета, вместо 401,41 руб. за индивидуальное потребление 137 кВтч.

26.12.2011г. по данному факту главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО4 в отношении ОАО «ДЭК», в присутствии представителя Общества ФИО1, действующей по доверенности от 22.12.2011 г. № ДЭК-20-15/1347Д, составлен протокол № 11 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ. С вменяемым правонарушением представитель Общества не согласился.

О дате и времени составления протокола об административном правонарушении заявитель извещен уведомлением от 14.12.2011г. № 04.0-14529, полученным Обществом, согласно почтовой карточке о вручении 23.12.2011г.

Определением от 06.02.2012г. № 11 Общество извещалось о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (02.03.2012 г. с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. по адресу: 680009, <...> этаж «приемная»). Определение направлено по юридическому адресу Общества и получено адресатом 13.02.2012г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении.

02.03.2012г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО5, в отсутствие законного представителя общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 11, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 14.7 КоАП обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при  оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на  получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются  Законом  РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ  от 07.02.1992 № 2300-1).

Под потребителем в силу Закона РФ  от 07.02.1992 № 2300-1 понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992                                                 № 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Таким образом, перечисляя все способы организации учета энергоресурсов, законодатель ограничил их распространение на ветхие, аварийные и подлежащие сносу объекты.

Вменяя Обществу предусмотренное статьей 14.7 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из доказанности факта нарушения ОАО «ДЭК» прав потребителей, выразившегося во введении жильцов дома № 10-б по пер. Смены в г. Хабаровске в заблуждение относительно цены услуги за электроснабжение в связи с начислением платы за услугу с учетом показаний общедомового прибора учета (далее – ОПУ), незаконно принятого к расчетному в ветхом, аварийном многоквартирном доме.

Судом по материалам дела установлено, что жилой дом № 10-б по пер. Смены в г.Хабаровске в рамках программы по обязательной установке общедомовых приборов учета оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии типа ЕЕ-301 № 009255027000334 год выпуска 2010, который был установлен силами сетевой организации ОАО «Хабаровская горэлектросеть» в присутствии представителей управляющей организации ООО «Побережье Амура» и гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК», согласно акту № 6-108 от 23.08.2010г.

Как следует из представленных платежных документов (счет-квитанция № 46-6806825 за октябрь 2011 года), ОАО «ДЭК» производит начисление платы за коммунальную услугу «электроснабжение» жильцам указанного дома с учетом показаний ОПУ.

Так, за октябрь 2011 года потребителю, проживающему в <...> к оплате за потребленную коммунальную услугу «электроснабжение» предъявлена сумма 644,60 руб. за 220 кВтч с учетом показаний общедомового прибора учета, вместо 401,41 руб. за индивидуальное потребление 137 кВтч.

В соответствии с Программой комплексногоразвития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2011 - 2025 годы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 25.01.2011 №325, к ветхим относятся дома: каменные - с износом более 70 процентов, деревянные и прочие - с износом более 65 процентов.

Как следует из материалов дела, 16.09.2003 Хабаровской городской Думой принято решение № 388 «О программе переселения граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах», в котором определен порядок сноса аварийных и ветхих жилых домов в г. Хабаровске. Согласно подразделу 4.1 «Муниципальный жилищный фонд» раздела 4 «Железнодорожный район» указанного документа, дом № 10-б по пер. Смены, признан ветхим, аварийным, подлежащим сносу, износ дома составляет 69 процентов.

Таким образом, на основании вышеуказанной информации административный орган усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.

Однако, согласно информации, предоставленной подразделением по г.Хабаровску  КГУП «Хабкрайинвентаризация» (исх. № 2.1-5/1255 от 02.05.2012г.) по данным учетно-технической документации, хранящейся в архиве предприятия, объект капитального строительства: дом 10 «б» по пер. Смены в  г. Хабаровске имеет степень износа  62 %.

Такая же степень физического износа жилого дома № 10-б по пер. Смены (деревянный, 1955 года постройки, 2-х этажный, восьми квартирный) подтверждается и информацией (исх. № 1.1.43-2029 от 11.04.2012г.), предоставленной Администрацией города Хабаровска по запросу ОАО «ДЭК» №1686 от 30.03.2012г.

Таким образом, вышеуказанный жилой дом № 10-б по пер. Смены в г.Хабаровске, имеющий степень физического износа менее 65 %, а именно: 62 %, с учетом положений Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск», не может быть отнесен к ветхому жилому фонду и, следовательно, при начислении жильцам дома платы за электроснабжение размер платы должен рассчитываться исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии.

Следовательно, вывод административного органа о неправомерном принятии ОАО «ДЭК» к расчету показаний общедомового прибора учета, установленного в данном многоквартирном доме и начислении платы за услугу с учетом показаний указанного прибора, является необоснованным.

Согласно положениям статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Установленные по делу обстоятельства позволяют суду сделать вывод о недостаточности данных, указывающих на наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, которые в силу части 1 статьи 28.1 КоАП РФ признаются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Отсутствие события правонарушения, в силу пункта  1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ, является обстоятельством, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование открытого акционерного общества «Дальневосточная  энергетическая компания» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью  постановление Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 02.03.2012г. № 11 о привлечении ОАО «ДЭК» к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                                      Ж.Г. Шестак