ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-3930/12 от 30.05.2012 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-3930/2012

08 июня 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2012г.

Решение в полном объеме изготовлено 08.06.2012г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»

об оспаривании постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 02.03.2012г. № 68,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, действующей на основании доверенности № ДЭК-20-15/119Д от 01.01.2012г.; ФИО2, действующей на основании доверенности № ДЭК-20-15/125Д от 01.01.2012г.;

от административного органа - ФИО3, действующей на основании доверенности № 01.0-2838 от 19.03.2012г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 23.05.2012г. по 30.05.2012г.

Сущность дела: Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ОАО «ДЭК», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – административный орган) от 02.03.2012г. № 68, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представители общества на заявленном требовании настаивали по основаниям, изложенным в заявлении, полагают, что в действиях ОАО «ДЭК» отсутствуют событие и состав вменяемого административного правонарушения.

Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ  :

Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при непосредственном обнаружении в процессе рассмотрения обращения гражданина ФИО4 от 12.12.2011 г., проживающего по адресу: <...> Октября, д.115, кв.2, установлено, что открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» в нарушение требований статей 10, 37 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» при начислении платы жильцу квартиры № 2 дома № 155 по Проспекту 60 лет Октября в г.Хабаровске, и выставлении платежных документов для оплаты за коммунальную услугу электроснабжения за март, апрель, май, июнь 2011 года допустило обман потребителя, выразившийся во введении его в заблуждение относительно цены услуги в связи с начислением платы за услугу с учетом показаний общедомового прибора учета, незаконно принятого к расчетному в ветхом, аварийном многоквартирном доме.

17.01.2012г. по данному факту главным специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО5 в отношении ОАО «ДЭК», в присутствии представителя Общества ФИО1, действующей по доверенности от 16.01.2012 г. № ДЭК-20-15/595Д, составлен протокол № 68 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.7 КоАП РФ. С вменяемым правонарушением представитель Общества не согласился.

О дате и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель Общества извещен уведомлением от 30.12.2011г. № 04.0-15208.

30.01.2012г. заместителем руководителя Управления вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 68 (02.03.2012 г. с 14 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин. по адресу: 680009, <...> этаж «приемная»). Определение направлено по юридическому адресу Общества и получено адресатом 06.02.2012г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении.

02.03.2012г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО6, в отсутствие законного представителя общества, при его надлежащем извещении, вынесено постановление № 68, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 14.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 14.7 КоАП обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, является административным правонарушением и влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1).

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг, действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 23.11.2009г. №261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Таким образом, перечисляя все способы организации учета энергоресурсов, законодатель ограничил их распространение на ветхие, аварийные и подлежащие сносу объекты.

Вменяя Обществу предусмотренное статьей 14.7 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из доказанности факта нарушения ОАО «ДЭК» прав потребителей, выразившегося во введении жильцов дома № 115 по Проспекту 60 лет Октября в г. Хабаровске в заблуждение относительно цены услуги за электроснабжение в связи с начислением платы за услугу с учетом показаний общедомового прибора учета (далее – ОПУ), незаконно принятого к расчетному в ветхом, аварийном многоквартирном доме.

Судом по материалам дела установлено, что жилой дом № 115 по Проспекту 60 лет Октября в г.Хабаровске в рамках программы по обязательной установке общедомовых приборов учета, оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии типа СЕ-301 № 009255026000076 год выпуска 2009, который был установлен силами сетевой организации ОАО «Хабаровская горэлектросеть» в присутствии представителей управляющей организации МУП г. Хабаровска «СЗ по ЖКУ» и гарантирующего поставщика ОАО «ДЭК», согласно акту № 12-3 от 04.10.2010г. Также указанный дом оборудован индивидуальными приборами учета.

Программой комплексногоразвития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск» на 2011 - 2025 годы, утвержденной решением Хабаровской городской Думы от 25.01.2011 № 325 (далее – Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск»), подтверждено положение о том, что к ветхим относятся дома: каменные - с износом более 70 процентов, деревянные и прочие - с износом более 65 процентов.

Как следует из материалов дела, 16.09.2003 Хабаровской городской Думой принято решение № 388 «О программе переселения граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 годах», в котором определен порядок сноса аварийных и ветхих жилых домов в г. Хабаровске. Согласно подразделу 4.1 «Муниципальный жилищный фонд» раздела 4 «Железнодорожный район» указанного документа, дом № 115 по Проспекту 60 лет Октября признан ветхим, аварийным, подлежащим сносу в 2007 году, износ дома составляет 70 процентов.

Также согласно информации, предоставленной Администрацией г.Хабаровска (исх. № 1.1.43-2030 от 11.04.2012г.), жилой дом № 115 по Проспекту 60 лет Октября, деревянный, 1959 года постройки, 2-х этажный, восьми квартирный, имеет более 70% физического износа.

Степень износа в размере 70 % жилого дома № 115 также подтверждается справкой подразделения по г.Хабаровску КГУП «Хабкрайинвентаризация» от 02.05.2012 № 2.1-5/1255, предоставленной по запросу управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № 09.2-4448 от 26.04.2012.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального Закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 года.

Таким образом, жилой дом № 115 по Проспекту 60 лет Октября в г.Хабаровске, имеющий степень физического износа более 70%, с учетом положений Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Хабаровск», относится к ветхому жилому фонду и, следовательно, показания общедомового прибора учета электроэнергии не должны учитываться энергоснабжающей организацией при начислении жильцам дома платы за электроснабжение.

Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела платежных документов, выставленных ОАО «ДЭК» к оплате потребителю, проживающему в квартире № 2 дома № 115 по Проспекту 60 лет Октября в г. Хабаровске, за март 2011 года к оплате за потребленную коммунальную услугу «электроснабжение» предъявлена сумма, с учетом показаний ОПУ, в размере 13 088,30 руб. за 4 467кВтч, вместо 2 475,85 руб. за индивидуальное потребление в размере 845 кВтч; за апрель 2011 года к оплате предъявлена сумма 9 877,03 руб. за 3 371 кВтч, вместо 2 780,57 руб. за индивидуальное потребление в размере 949 кВтч.; за май 2011г. к оплате предъявлена сумма 3 249,37 руб. за 1 109 кВтч, вместо 1 054,80 руб. за индивидуальное потребление в размере 360 кВтч; за июнь 2011г. к оплате предъявлена сумма в размере 1 576,34 руб. за 538 кВтч, вместо 966, 90 руб. за индивидуальное потребление в размере 330 кВтч.

Таким образом, из представленных платежных документов следует, что абоненту - жильцу дома № 115 по Проспекту 60 лет Октября, начисление платы за коммунальную услугу «электроснабжение» с марта 2011 года производилось с учетом показаний ОПУ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ОАО «ДЭК» был допущен обман потребителей, проживающих в многоквартирном доме № 115 по Проспекту 60 лет Октября в г.Хабаровске, выразившийся во введении их в заблуждение относительно цены услуги в связи с начислением платы за услугу электроснабжения с учетом показаний общедомового прибора учета, незаконно принятого к расчетному в ветхом жилом доме в нарушение требований действующего законодательства, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения и вина Общества установлены административным органом и нашли свое подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствует о том, что Общество, являясь субъектом соответствующих правоотношений, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него для соблюдения действующих норм и правил. Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии его вины и подтверждающих объективную невозможность выполнения вышеуказанных требований действующего законодательства.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности, административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, а также наличия обстоятельств, отягчающих ответственность (повторное совершение однородного административного правонарушения) по высшему пределу санкции статьи 14.7 КоАП РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 02.03.2012г. №68, дело об административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 02.03.2012г. №68 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак