ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-393/19 от 05.03.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-393/2019

11 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 11.03.2019.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи  Манника С.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Варфоламеевым Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявление Управления образования администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700760301, ИНН 2712001103; место нахождения: 681052, Хабаровский край, Комсомольский район, п. Галичный, ул. Школьная, д. 13)

к Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700759366, ИНН 2712003213; место нахождения: 681051, Хабаровский край, Комсомольский район, п. Молодежный, ул. Садовая, д. 29)

опризнании недействительным пункта 2 представления от 27.11.2018 № 08-12/992.

при участии в судебном заседании:

от Управления образования– Бабаева Е.И. по дов. б/н от 01.02.2019;

от Финансового управления– Богданова И.В. по дов. б/н от 07.02.2019; Баженов Е.В. по дов. № 08-14/122 от 11.02.2019.

УСТАНОВИЛ:

Управление образования администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, Управление образования) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Финансовому управлению администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее – Финансовое управление), в соответствии с требованием которого просит суд:

- признать недействительным пункт 2 представления Финансового управления от 27.11.2018 № 08-12/992.

Финансовое управление представило отзыв на заявление (с материалами проверки) о несогласии с заявленным требованием.

Представитель Управления образования в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в заявлении и пояснениях на отзыв.

Представители Финансового управления в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

На основании приказа Финансового управления от 10.10.2018 № 56 проведена выездная проверка Управления образования по вопросу соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения за период работы с 01.01.2017 по 30.09.2018.

В ходе проведенной проверки, оформленной актом контрольного мероприятия от 12.11.2018, Финансовым управлением установлены различные финансовые нарушения на общую сумму 843 178,08 руб., в том числе: завышение сметных показателей фонда оплаты труда (далее – ФОТ) в сумме 174 940,50 руб. (пункт 3 акта).

По итогам проверки Финансовым органом в адрес Управления образования вынесено представлениеот 27.11.2018 № 08-12/992 «Об устранении нарушений по акту проверки», в соответствии с которым в срок до 10.12.2018 потребовано принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также причин и условий таких нарушений и недостатков. Представление состоит из пяти пунктов.

При этом пунктом 2 представления Управлению образования вменено нарушение абзаца 2 статьи 70 Бюджетного кодекса РФ вследствие завышения сметных назначений ФОТ на сумму 432 214,66 руб., из них: 257 274,16 руб. на 01.01.2017, 174 940,50 руб. на 01.01.2018. В качестве способа (предложения) по устранению причин и условий выявленных нарушений от Управления образования потребовано произвести уточнение лимитов бюджетных обязательств на 2018 год в сторону уменьшения в сумме: 134 362,90 руб. по КБК 0709100990070121; 40 577,60 руб. по КБК 0709100990070129. Обеспечить составление бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2019-2020 гг. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Порядком № 672.

Управление образования, полагая, что пункт 2 представления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев доводы Управления образования и возражения Финансового управления, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.

Вменяя пунктом 2 представления нарушение Управлением образования абзаца 2 статьи 70 БК РФ, Финансовое управление исходило из того, что бюджетная смета на 2018 год утверждена начальником Управления образования 29.12.2017 на сумму 23 255 280,00 руб., что соответствует лимитам бюджетных обязательств, доведенных главным распорядителем бюджетных средств уведомлением от 29.12.2017 № 1/1 и приложенным к бюджетной смете расчетам. Вместе с тем, в ходе проверки вопроса соблюдения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы финансовым управлением установлено, что выделенные лимиты бюджетных обязательств на 2018 год (далее - ЛБО) по фонду оплаты труда значительно превысили фактическую потребность на оплату труда, что, по мнению органа финансового надзора, является нарушением требований пункта 2.1 Порядка 672, абзаца 2 статьи 70 БК РФ.

Однако выводы Финансового управления являются ошибочными.

В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Данный перечень является исчерпывающим и устанавливает исключительные цели расходования казенными учреждениями выделенных бюджетных средств.

При этом статья 70 БК РФ не регулирует вопросы составления бюджетных смет и выделения лимитов бюджетных обязательств, а регулирует отношения, связанные только с фактическим расходованием средств.

К правоотношениям, возникающим при составлении сметы, применяется статья 221 БК РФ. Согласно пункту 1 статьи 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Общие требования к порядку составления, утверждения и введения бюджетной сметы казенного учреждения», утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20.11.2007 № 112н.

Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет утвержден приказом Управления образования от 29.12.17 № 672 (далее - Порядок № 672).В соответствии с п. 2.1. Порядка 672, составлением бюджетной сметы является установление объема и распределение направлений расходования средств бюджета на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению функций учреждения.

В соответствии с частью 2 статьи 221 БК РФ, утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

В рассматриваемом спорном случае из материалов дела следует, что расчеты бюджетных ассигнований на 2018 год произведены Управлением образования в соответствии с Методикой планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Финансового управления от 28.07.2014 № 40, в соответствии с требованиями, установленными в абзаце 2 пункта 1.2 приказа Финансового управления от 18.09.2017 № 76, предусматривающего, что планирование фонда оплаты труда работников местного самоуправления осуществляется исходя из утвержденных структур, штатных расписаний, действующих на 01 июля текущего года в соответствии с муниципальными правовыми актами, регулирующими оплату труда работников местного самоуправления», и в соответствии с пунктом 2.4. Положения об оплате труда муниципальных служащих Комсомольского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Комсомольского муниципального района от 30.05.2018 № 418.

Кроме того, как следует из материалов дела, в соответствии с рекомендациями Финансового управления (письмо от 27.09.2017 № 04.1-26/766) при формировании расходов бюджета на очередной 2018 год Управление образования предоставило в Финансовое управление расчеты расходов на оплату труда аппарата управления в соответствии со штатным расписанием на 01.07.2017. Данные расчеты были проверены Финансовым управлением и заложены в основу лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на оплату труда аппарата управления образования.

В этой связи, в соответствии с уведомлением № 6 о лимитах бюджетных обязательств бюджета муниципального района на 2018 год от 29.12.2017, Управлению образования доведены лимиты в сумме 23 255 280.00 рублей, в том числе на оплату труда в сумме 15 282 770 руб. и 4 615 390 руб. В пределах выделенных лимитов и была сформирована смета Управления образования.

Исходя из вышеизложенного, следует, что завышения плановых сметных назначений по фонду оплаты труда в бюджетной смете управления образования не имеется.

Доводы Финансового управления о завышении лимитов бюджетных обязательств на 2018 год по существу сводятся к следующему. «Законодатель не дает четкого определения понятию «штатное расписание», а лишь рекомендует унифицированную его форму Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Упоминание понятия «Штатное расписание» опосредовано встречается в статьях 15, 57 Трудового кодекса РФ в контексте понятий: трудовые отношения; содержание трудового договора.В целях соблюдения единообразия в условиях дефицитности бюджета и жесткого режима экономии бюджетных средств штатные расписания всех получателей бюджетных средств района формируются строго в соответствии с заключенными трудовыми договорами и соответственно являются основанием для расчета фонда оплаты труда. В течение календарного года, при изменении оплаты труда в учреждениях (администрации муниципального района, финансовом управлении) издаются локальные акты, в соответствии с которыми вносятся изменения в штатные расписания (образцы копий приказов финансового управления прилагаются). Однако в Управлении образования система формирования штатного расписания отсутствует. По отдельным работникам Управлением образования, в течение календарного года, вносятся изменения в штатное расписание относительно изменившихся размеров надбавок, доплат за классный чин. Вместе с тем, по специалистам, работающим на постоянной основе, в штатном расписании в течение длительного периода отражаются завышенные размеры надбавок, доплат отличающиеся от фактической оплаты труда, что соответственно приводит к необоснованно завышенному фонду оплаты труда при планировании бюджетной сметы Управления образования. Такими действиями Управление образования формирует необоснованный резерв по оплате труда, ставя в неравные условия работников администрации муниципального района и его структурных подразделений, а также препятствует обеспечению выполнения условий соглашения с вышестоящим бюджетом».

Таким образом, Финансовое управление считает, что расчеты расходов на оплату труда на плановый период следует планировать не по штатному расписанию, а исходя из фактического наличия работников по заключенным трудовым договорам.

Однако указанные доводы Финансовым управлением нормативно не обоснованы и противоречат общим принципам бюджетного планирования. При выполнении таких требований Финансового управления бюджетные учреждения в финансовом году могут столкнуться с дефицитом бюджетных обязательств, при заключении трудовых договоров с работниками на штатные должности, предусмотренные в штатном расписании учреждения.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства Финансовое управление в установленном частью 5 статьи 200 АПК РФ порядке не доказало законность и обоснованность пункта 2 оспариваемого представления.

Оспариваемое предписание одновременно нарушает экономические права Управления образования, поскольку необоснованно обязывает учреждение произвести уточнение лимитов бюджетных обязательств на 2018 год в сторону уменьшения в сумме: 134 362,90 руб. по КБК 0709100990070121; 40 577,60 руб. по КБК 0709100990070129. Обеспечить составление бюджетной сметы на 2019 год и плановый период 2019-2020 гг. в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и Порядком № 672.

Принимая во внимание изложенное, требование заявителя подлежит удовлетворению, а пункт 2 оспариваемого представления признанию недействительным.

Уплаченная Управлением образования по платежному поручению от 17.01.2019 № 01000145 государственная пошлина в сумме 3 000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит возврату плательщику из федерального бюджета, учитывая, что органы муниципального образования согласно статье 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края

Р Е Ш И Л:

Требование Управления образования администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края удовлетворить.

Признать недействительным пункт 2 представления Финансового управления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 27.11.2018 № 08-12/992 «Об устранении нарушений по акту проверки».

Возвратить Управлению образования администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края из федерального бюджета уплаченную по платежному поручению от 17.01.2019 № 01000145 государственную пошлину в сумме 3 000 руб. На возврат государственной пошлины выдать справку.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья С.Д. Манник