ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-395/13 от 28.03.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-395/2013

15 апреля 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 28.03.2013г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С. Панасенко,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Краевого Государственного Унитарного предприятия «Хабаровские Авиалинии»

об оспаривании постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.12.2012г. № 004651 о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании представителей:

от КГУП «Хабаровские авиалинии» - ФИО1, действующего на основании доверенности от 09.01.2013 № 1/2013;

от административного органа - ФИО2, действующего на основании доверенности от 01.03.2013 № 121; ФИО3, действующей на основании доверенности от 25.12.2012 № 2.

Сущность дела: Краевое Государственное Унитарное предприятие «Хабаровские Авиалинии» (далее – КГУП «Хабаровские авиалинии», предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора, Управление, административный орган) от 21.12.2012г. № 004651, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 25.03.2013г. по 28.03.2013г.

В заседании суда представитель КГУП «Хабаровские авиалинии» заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в жалобе.

Представители административного органа с заявленными требованиями не согласились, позицию изложили согласно представленному отзыву.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

КГУП «Хабаровские авиалинии», расположенное по адресу: 682460, Хабаровский край, г.Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1032700112422, ИНН <***>, и на основании лицензии № ЭВ-71-000777 (X), выданной 11.02.2008 Дальневосточным управлением Ростехнадзора, осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств» с. Красное и «Склад ГСМ» Аэропорт, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации А71-01595, выдано Дальневосточным управлением Ростехнадзора 03.02.2010).

В состав опасного производственного объекта «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств» с. Красное, входят:

- вертикальный стальной резервуар РВС-3000, емкость 3 000 м? для хранения авиакеросина;

- трубопровод, собранный из труб ПМТ-150;

- стояк для налива топлива в автотранспорт.

Опасный производственный объект «Склад ГСМ» Аэропорт состоит из:

- вертикальных цилиндрических резервуаров РВС-1000 - 4 ед., емкостью 1 000 м? каждый, эксплуатируется только РВС-1000 № 7;

-обсыпных казематных резервуаров РВС-1000 - 6 ед., емкостью 1 000 м? каждый, не эксплуатируются;

- горизонтальных резервуаров РГС-50 - 9 ед., все в эксплуатации;

- насосной станции, насосных агрегатов АСЦЛ 20-24 - 5 ед., в работе 2 агрегата;

- пункта приёма авиакеросина из автомобильного транспорта, насосных агрегатов СВН-80А; - 2 ед.;

- участка налива топливозаправщиков;

- трубопровода, собранного из труб ПМТ-100.

В период с 20.08.2012 по 22.08.2012, включительно, старшим государственным инспектором Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления К.В.Гильденбрант от 14.08.2012г. № 1105 проведена выездная плановая проверка деятельности КГУП «Хабаровские авиалинии» на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанных опасных производственных объектов: «Группа резервуаров и сливно-наливных устройств» и «Склад ГСМ».

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения КГУП «Хабаровские Авиалинии» требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, выразившиеся в следующем:

- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности. В нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ст.10 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», РД 03-19-2007, Приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 №37, генеральный директор КГУП «Хабаровские Авиалинии» ФИО4 и начальник ГСМ КГУП «Хабаровские Авиалинии» ФИО5 подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности не проходили;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ учёт аварий и инцидентов на опасном производственном объекте не ведется;

- в нарушение ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в КГУП «Хабаровские Авиалинии» не спланированы; план ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах КГУП «Хабаровские Авиалинии» не разработан;

- в нарушение ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление не представлены;

- в нарушение ст. 2.1.6 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03 при работе с оборудованием, содержащем ЛВЖ и ГЖ, используется искрящий инструмент;

- стальной вертикальный резервуар РВС-3000 № 7 отработал нормативный срок службы, срок действия заключения экспертизы промышленной безопасности истёк. Допускается эксплуатация резервуара без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, чем нарушены ч. 5 ст. 7, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, ст. 4.25 ПБ 09-560-03;

- в нарушение ч. 5 ст. 7, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, ст. 4.25 «Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03 трубопровод 150 мм, отработавший нормативный срок службы, не проходил техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности. Допускается эксплуатация трубопровода без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;

- не представлена необходимая техническая документация на сооружение «Стояк для налива топлива в автотранспорт» с. Красное. По истечении установленного срока службы сооружения экспертиза промышленной безопасности не проведена, чем нарушены ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, ст. 6.4 ПБ 09-560 03;

- автомобильная наливная станция, с. Красное не отвечает требованиям промышленной безопасности и «Правилам промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03, чем нарушена ст. 2.4.1 ПБ 09-560-03;

- в нарушение ст. 2.4.7 ПБ 09-560-03 при наливе ЛВЖ используется резиновый рукав, а не телескопические или шарнирно сочленённые трубы;

- в нарушение ст. 2.4.8 ПБ 09-560-03 конструкция наконечника стояка для налива топлива в автотранспорт с. Красное не исключает вертикальное падение и разбрызгивание струи продукта в начале операции налива;

- меры, обеспечивающие полное освобождение наливной трубы стояка для налива топлива в автотранспорт с. Красное от продукта и исключающие возможность его пролива на цистерну при окончании налива, не предусмотрены, чем нарушена ст. 2.4.9 ПБ 09-560-03;

- в конструкции стального трубопровода с. Красное применены трубы полевого магистрального трубопровода ПМТ-150, имеющие внутреннее оцинкованное покрытие, чем нарушена ст. 2.8.8 ПБ 09-560-03;

- в нарушение ч. 5 ст. 7, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ, ст. 4.25 ПБ 09-560-03 трубопровод 150 мм с. Красное, отработавший нормативный срок службы, не проходил техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности. Допускается эксплуатация трубопровода без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности;

- в нарушение ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 13 ФЗ № 116, ст. 6.4 ПБ 09-560-03 не представлена необходимая техническая документация на здание насосной станции склада ГСМ Аэропорт. По истечении установленного срока службы здания экспертиза промышленной безопасности не проведена;

- стальные вертикальные резервуары РВС-1000 3 ед. №№ 8,9,10 и казематные резервуары, ёмкостью 1000 м? - 6 ед., склада ГСМ Аэропорт, отработали нормативный срок службы, техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности не проходили, чем нарушены ч. 5 ст. 7 и ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ;

- в нарушение ст. 2.6.14 ПБ 09-560-03 на стальном вертикальном резервуаре РВС-1000 № 7, на складе ГСМ Аэропорт, дыхательные и предохранительные клапаны установлены на одном общем патрубке. (Положительное заключение экспертизы промышленной безопасности ЗАО «НТК «Диагностика и контроль» peг. № 71-ТУ-21176-2011 от 15.08.2011);

- в нарушение ст. 2.6.27 ПБ 09-560-03 резервуарные парки хранения нефтепродуктов датчиками сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК) не оснащены;

- в конструкции стального трубопровода склад ГСМ Аэропорт применены трубы полевого магистрального трубопровода ПМТ-100, имеющие внутреннее оцинкованное покрытие, чем нарушена ст. 2.8.8 ПБ 09-560-03;

- наружное антикоррозионное покрытие трубопровода 100 мм на складе ГСМ Аэропорт, на отдельных участках, отсутствует, чем нарушена ст. 2.8.6 ПБ 09-560-03;

- в нарушение ст. 2.8.20 ПБ 09-560-03 запорная арматура на вводе технологических трубопроводов к объектам насосная станция, резервуарный парк на складе ГСМ Аэропорт не установлена;

- на нагнетательных трубопроводах в насосной станции склада ГСМ Аэропорт установка обратного клапана для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом не предусмотрена, чем нарушена ст. 2.9.4 ПБ 09-560-03;

- в нарушение ст. 2.9.6 ПБ 09-560 03 насосы в насосной станции склада ГСМ Аэропорт системами сигнализации и блокировок, обеспечивающими их безопасную эксплуатацию в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей по техническому обслуживанию и эксплуатации, нормативно-технической документацией не оснащены;

- в нарушение ст. 2.9.7 ПБ 09-560-03 насосы, установленные в насосной станции Аэропорт, не имеют дистанционного управления;

- в нарушение ст. 2.9.12 ПБ 09-560-03 в полу здания насосной станции Аэропорт нет дренажных лотков. Насосная станция системой горячего водоснабжения не оборудована;

- в нарушение ст. 3.5.3 ПБ 09-560-03 производственное помещение насосной станции склада ГСМ Аэропорт системой отопления не оборудовано. Установленная температура в холодное время года не поддерживается;

- в насосной станции, склада ГСМ Аэропорт, для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу взрываемости средства автоматического газового анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин не установлены, чем нарушена ст. 2.9.22 ПБ 09-560-03;

- в нарушение ст. 2.9.23 ПБ 09-560-03 в помещении насосной склада ГСМ Аэропорт нет вентиляционных устройств;

- в нарушение ст. 2.4.1 ПБ 09-560-03 автомобильная сливная станция склада ГСМ Аэропорт не отвечает требованиям промышленной безопасности и «Правилам промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» ПБ 09-560-03;

- в нарушение ст. 2.7.8 ПБ 09-560-03 складские помещения склада ГСМ Аэропорт для хранения нефтепродуктов в таре не оснащены: газоанализаторами довзрывных концентраций; системой вентиляции; погрузочно-разгрузочными устройствами;

- в нарушение ст. 6.10 ПБ 09-560-03 в ночное время подступы к территории склада ГСМ по всему периметру не освещены.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии» от 22.08.2012 № 04-01/56-П.

Обществу выдано предписание от 22.08.2012 № 04-01/56-П об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности в установленные сроки.

02.10.2012 КГУП «Хабаровские Авиалинии» получено уведомление от 20.09.2012 исх. № 04-35/7325 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (25.10.2012 в 11.00 час. по адресу: <...>, каб. 1415), что подтверждается отметкой в почтовой карточке о вручении почтового отправления.

По ходатайству первого заместителя генерального директора КГУП «Хабаровские Авиалинии» ФИО6 время составления протокола об административном правонарушении перенесено Управлением на 26.10.2012 в 11 час. 00 мин, о чем вынесено соответствующее определение от 25.10.2012.

26.10.2012г. по факту выявленных нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО2 в отношении КГУП «Хабаровские Авиалинии», при участии представителя предприятия ФИО1, действующего на основании доверенности от 24.10.2012 № 11-АП/2012, составлен протокол № 004651 об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Определением от 26.11.2012 № 04-2 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении КГУП «Хабаровские Авиалинии» назначено на 21.12.2012 в 16 час. 00 мин. в помещении Дальневосточного управления Ростехнадзора по адресу: <...>, каб. 1415. Согласно почтовой карточке о вручении, определение вручено КГУП «Хабаровские Авиалинии» 13.12.2012.

21.12.2012г. заместителем начальника отдела по надзору за взрывопожароопасными и химически опасными объектами Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО7, при участии представителя предприятия ФИО1, действующего на основании доверенности от 24.10.2012 № 11-АП/2012, вынесено постановление № 004651, которым КГУП «Хабаровские Авиалинии» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, КГУП «Хабаровские Авиалинии» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (часть 1 статьи 4 Закона №116-ФЗ).

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами, в силу статьи 2 Закона №116-ФЗ, являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к указанному Закону.

Согласно данному приложению к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся, горючие, взрывчатые, токсичные.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 116-ФЗ, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 116-ФЗ федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к:

- осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, в том числе требования к работникам опасных производственных объектов;

- безопасности технологических процессов на опасных производственных объектах, в том числе обязательные требования к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

- вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.

Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Во исполнение Федерального закона № 116-ФЗ, других федеральных законов, приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 утверждено «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». В соответствии с приказом Ростехнадзора от 28.07.2011 № 435 данное Положение имеет шифр РД-03-19-2007 (далее - РД 03-19-2007).

Указанное Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения (далее - объекты) их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности (п.2 РД 03-19-2007).

В силу пунктов 3, 4 РД 03-19-2007 подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Проверка знаний при аттестации по вопросам безопасности проводится отдельным экзаменом.

Согласно пункту 10 РД 03-19-2007 аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций:

а) осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах;

б) разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта;

в) осуществляющих экспертизу безопасности;

г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности;

д) осуществляющих строительный контроль.

Согласно пункту 24 РД 03-19-2007 результаты проверок знаний по вопросам безопасности оформляются протоколом с последующей выдачей удостоверения об аттестации. Результаты внеочередной аттестации оформляются только протоколом.

Как следует из материалов дела, КГУП «Хабаровские Авиалинии» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств» с. Красное и «Склад ГСМ» Аэропорт, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации А71-01595, выданным Дальневосточным управлением Ростехнадзора 03.02.2010г.

В нарушение требований статьи 10 РД 03-19-2007, частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ, в КГУП «Хабаровские авиалинии» не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности, а именно: генеральный директор КГУП «Хабаровские Авиалинии» ФИО4 и начальник ГСМ КГУП «Хабаровские Авиалинии» ФИО5 подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности не проходили. Также, в нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ учёт аварий и инцидентов на опасном производственном объекте КГУП «Хабаровские Авиалинии» не ведется.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

В нарушение вышеуказанной нормы мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте в КГУП «Хабаровские Авиалинии» не спланированы, план ликвидации аварийных ситуаций на опасных производственных объектах не разработан.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона № 116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Проверкой установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона №116-ФЗ сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, Предприятием в соответствующий орган исполнительной власти в области промышленной безопасности не представлены.

Требования, соблюдение которых направлено на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, несчастных случаев на опасных производственных объектах нефтебаз и складов нефтепродуктов установлены «Правилами промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов», утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.05.2003 № 33, действовавшими на момент совершения административного правонарушения. В соответствии с приказом Ростехнадзора от 28.07.2011 № 435 данному документу присвоен шифр ПБ 09-560-03 (далее – Правила, ПБ 09-560-03).

В силу пункта 2.1.6. данных Правил предотвращение образования во взрывоопасной среде источников зажигания должно достигаться, среди прочего, использованием неискрящего инструмента при работе с оборудованием, содержащим ЛВЖ и ГЖ.

При наливе ЛВЖ и ГЖ должны использоваться телескопические или шарнирно сочлененные трубы. Расстояние от конца наливной трубы до нижней образующей цистерны не должно превышать 200 мм (п.2.4.7. ПБ 09-560-03).

Наконечник наливной трубы должен быть изготовлен из материала, исключающего искрообразование при соударениях с котлом цистерны. Конструкция наконечника должна исключать вертикальное падение и разбрызгивание струи продукта в начале операции налива (п.2.4.8. ПБ 09-560-03).

Пунктом 2.4.1. Правил предусмотрено, что автомобильные сливоналивные станции должны отвечать требованиям промышленной безопасности, нормам проектирования автоматизированных установок тактового налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные и автомобильные цистерны, строительным нормам и правилам, стандартам и настоящим Правилам.

В целях исключения перелива продукта через край горловины котла цистерны необходимо применять автоматические предельные ограничители уровня налива, позволяющие автоматически прекращать налив при достижении заданного значения (п. 2.4.9. ПБ 09-560-03)

На резервуарах, оборудованных дыхательными клапанами, должны устанавливаться предохранительные клапаны равнозначной пропускной способности. Дыхательные и предохранительные клапаны устанавливаются на самостоятельных патрубках (п. 2.6.14. ПБ 09-560-03).

В силу пункта 2.6.27. ПБ 09-560-03 резервуарные парки хранения нефти и нефтепродуктов должны оснащаться датчиками сигнализаторов довзрывных концентраций (ДВК), срабатывающими при достижении концентрации паров нефтепродукта 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени (НКПР).

Число и порядок размещения датчиков сигнализаторов ДВК должны определяться видом хранящихся продуктов (ЛВЖ, ГЖ), условиями их хранения, объемом единичных емкостей резервуаров и порядком их размещения в составе склада (парка).

Согласно пункту 2.7.8. ПБ 09-560-03 складские помещения для хранения нефтепродуктов в таре должны быть оснащены:

- газоанализаторами довзрывных концентраций;

- системой вентиляции, обеспечивающей необходимую кратность обмена воздуха;

- погрузочно-разгрузочными устройствами.

Трубопроводы для складов ГСМ авиапредприятий должны изготавливаться из низкоуглеродистой стали и иметь внутреннее антикоррозионное покрытие, нанесенное в заводских условиях. Эти трубопроводы также должны иметь наружное антикоррозионное покрытие, а при подземной прокладке - катодную защиту от блуждающих токов (п. 2.8.6. ПБ 09-560-03).

Не допускается применение в конструкциях трубопроводов авиатопливообеспечения материалов из медных и кадмиевых сплавов и оцинкованной стали (п. 2.8.8. ПБ 09-560-03).

На вводах технологических трубопроводов нефти и нефтепродуктов к объектам (резервуарным паркам, насосным, ж.д. и автоэстакадам, причальным сооружениям) должна устанавливаться запорная арматура. Управление приводами запорной арматуры следует принимать дистанционным из операторной и ручным по месту установки (п. 2.8.20. ПБ 09-560-03).

На нагнетательном трубопроводе должна быть предусмотрена установка обратного клапана для предотвращения перемещения транспортируемых веществ обратным ходом (п. 2.9.4. БП 09-560-03).

В силу пунктов 2.9.6., 2.9.7. ПБ 09-560-03 насосы оснащаются системами сигнализации и блокировок, обеспечивающими их безопасную эксплуатацию в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей по техническому обслуживанию и эксплуатации, нормативно-технической документацией. Насосы, перекачивающие нефть и нефтепродукты, независимо от места их установки, должны иметь местное и дистанционное управления.

В насосных станциях полы должны быть выполнены из негорючих и стойких к воздействию нефтепродуктов материалов. В полах должны располагаться дренажные лотки. Лотки должны быть надлежащим образом закрыты, их дно и стенки должны быть непроницаемыми для воды и нефтепродуктов. Лотки должны быть соединены с канализацией через гидрозатворы и иметь постоянный уклон в ее сторону. Насосные станции должны быть оборудованы системой горячего водоснабжения с температурой воды не более 60 град. С (п. 2.9.12. ПБ 09-560-03).

Согласно пункту 2.9.22. ПБ 09-560-03 в насосных станциях для контроля загазованности по предельно допустимой концентрации и нижнему концентрационному пределу взрываемости должны устанавливаться средства автоматического газового анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых величин. Все случаи загазованности должны фиксироваться приборами.

Места установки и количество датчиков или пробоотборных устройств определяются в проекте.

В силу пункта 2.9.23. ПБ 09-560-03 в помещении насосной должна быть обеспечена исправная и постоянно действующая работа вентиляционных устройств. При неисправности и выключенной вентиляции работа насосов не допускается.

Пунктом 3.5.3. ПБ 09-560-03 предусмотрено, что внутренняя температура воздуха в производственных помещениях в холодный период года должна быть не менее:

- при постоянном пребывании обслуживающего персонала - 16°С;

- при временном пребывании обслуживающего персонала - 10°С (пребывание обслуживающего персонала до 2-х часов непрерывно);

- в административно-конторских и лабораторных помещениях - 18...22° С;

- в операторных, помещениях с микропроцессорной техникой поддерживаются постоянные параметры внутреннего воздуха (микроклимат):

- температура 22 - 24°С;

- относительная влажность 60 - 40%.

Территория нефтебазы или склада нефтепродуктов должна быть ограждена продуваемой несгораемой оградой по периметру нефтебазы или склада нефтепродуктов (п. 6.10. ПБ 09-560-03).

Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, помимо прочего, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте.

Оборудование, отработавшее нормативный срок службы, должно проходить техническое диагностирование и экспертизу промышленной безопасности технических устройств. Эксплуатация оборудования без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности не допускается (п. 4.25. ПБ 09-560-03).

Все здания и сооружения должны иметь необходимую техническую документацию. По истечении установленного срока службы здания или сооружения должна быть проведена экспертиза промышленной безопасности (п. 6.4. ПБ 09-560-03).

Как следует из материалов дела, КГУП «Хабаровские Авиалинии» при эксплуатации опасных производственных объектов «Группа резервуаров и сливно-наливных устройств» с. Красное и «Склад ГСМ» Аэропорт были допущены нарушения вышеуказанных требований промышленной безопасности, зафиксированные актом проверки от 22.08.2012 № 04-01/56-П и протоколом об административном правонарушении от 26.10.2012г. №004651, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного предприятием, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривается заявителем.

С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у предприятия имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства в области промышленной безопасности, но им не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения предприятия от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

Суд не может согласиться с доводом заявителя о существенном нарушении административным органом норм процессуального права, выразившемся в нарушении срока рассмотрения дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Установленный частью 1 статьи 29.6 КоАП РФ пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административном правонарушении не является пресекательным, поэтому нарушение такого срока само по себе не может являться основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, если дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, рассмотрение дела об административном правонарушении за пределами пятнадцатидневного срока было обусловлено необходимостью извещения законного представителя КГУП «Хабаровские Авиалинии», находящегося в г. Николаевске-на-Амуре, для предоставления ему возможности реализовать свое право на защиту. Вместе с тем, оспариваемое постановление было вынесено административным органом в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Также несостоятельна ссылка предприятия на пропуск срока составления протокола об административном правонарушении, поскольку само по себе нарушение предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела, довод предприятия о том, что акт проверки от 22.08.2012 № 04-01/56-П и протокол об административном правонарушении от 26.10.2012г. №004651 не содержат указания на место и время совершения административного правонарушения.

Как следует из содержания вышеназванных процессуальных документов, местом совершения административного правонарушения административным органом определено место нахождения опасных производственных объектов: «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств» с. Красное» и «Склад ГСМ» Аэропорт»: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре Аэропорт, с.Красное.

Информация о месте нахождения опасных производственных объектах взята Управлением в соответствии со сведениями, представленными заявителем при регистрации опасных производственных объектов.

Порядок регистрации опасных производственных объектов регулируется Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606) (далее Административный регламент).

В соответствии с Административным регламентом для осуществления регистрации опасных производственных, объектов в государственном реестре опасных производственных объектов эксплуатирующей организацией представляется следующий пакет документов:

-заявление от эксплуатирующей организации;

- карта учета опасного производственного объекта (в двух экземплярах на каждый объект),

- сведения, характеризующие каждый опасный производственный объект (в двух экземплярах);

- дополнительные сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующей их организации при необходимости подтверждения правильности и полноты идентификации, осуществленной эксплуатирующей организацией (п. 23.1).

Требования к карте учета опасного производственного объекта, представляемой в Ростехнадзор, также в полном объеме содержатся в Административном регламенте. Образец карты учета установлен в приложении 6 к Административному регламенту.

Так, карта учета содержит указание места нахождения (адрес) объекта.

Согласно карте учета, представленной заявителем, опасный производственный объект «Группа резервуаров и сливо-наливных устройств» расположен по адресу: Хабаровский край, Николаевский район, с. Красное.

Опасный производственный объект «Склад ГСМ» расположен по адресу: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре (в соответствии с картой учета данного объекта).

Таким образом, суд полагает, что Управление обоснованно определило место совершения административного правонарушения в соответствии со сведениями, содержащимися в представленных КГУП «Хабаровские Авиалинии» картах учета проверяемых опасных производственных объектах.

Кроме того, в силу части 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в Государственном реестре опасных производственных объектов, также регулируется Административным регламентом (п. 23.3, 23.3.1).

В соответствии с данными требованиями заявителем был зарегистрирован опасный производственный объект - Склад ГСМ. Какой-либо информации о принадлежности данного объекта другому лицу в Управление не поступало, в связи с чем довод заявителя о принадлежности ему в августе 2012 года на праве хозяйственного ведения только 1/8 указанного опасного производственного объекта подлежит отклонению.

Как установлено судом по материалам дела, в ходе проверки должностным лицом Управления проверялись опасные производственные объекты КГУП «Хабаровские Авиалинии» в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном реестре опасных производственных объектов.

При этом следует отметить, что при проведении проверки эксплуатируемых КГУП «Хабаровские Авиалинии» опасных производственных объектов присутствовал исполняющий обязанности заместителя начальника службы ГСМ КГУП «Хабаровские Авиалинии» ФИО8 (приказ от 15.06.2012г. № 427/Л), а также акт проверки был подписан без замечаний первым заместителем генерального директора ФИО6

Также суд полагает необоснованным довод заявителя о некорректном указании в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении времени выявления правонарушения.

Судом установлено, что плановая выездная проверка в отношении КГУП «Хабаровские Авиалинии» проводилась в период с 20 по 22 августа 2012 года. Предметом проверки являлось соблюдение юридическим лицом требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: «Группа резервуаров и сливно-наливных устройств» с. Красное и «Склад ГСМ» Аэропорт.

Нарушения требований промышленной безопасности на проверяемых опасных производственных объектах были выявлены должностным лицом Управления в период всей проверки, то есть на протяжении 3 дней, в связи с чем, датой совершения административного правонарушения является дата окончания проверки и оформления ее результатов соответствующим актом от 22.08.2012г. по установленной форме.

Таким образом, инкриминируемое предприятию правонарушение было выявлено административным органом 22.08.2012 года, что совпадает с датой составления акта проверки, являющегося итоговым документом, фиксирующим выявленные на опасных производственных объектах нарушения требований промышленной безопасности.

Не установив обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность предприятия, административный орган обоснованно назначил юридическому лицу административное наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Краевого Государственного Унитарного предприятия «Хабаровские Авиалинии» о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.12.2012г. № 004651 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак