Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-3999/2008-90АП
«20» мая 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Л. Наседкиной,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания»
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 08.04.2008 № 21
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 доверенность от 01.01.2008 № ДЭК – 20/107Д
от административного органа – ФИО2 доверенность от 11.04.2008 за № 01/5-1463
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса объявлялся перерыв с 15.05.2008 по 20.05.2008.
Сущность дела:
Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ОАО «ДЭК», заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – антимонопольный орган, административный орган, УФАС по Хабаровскому краю) от 08.04.2008 № 21, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 100000 рублей.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях, изложенных в жалобе, считает, что у антимонопольного органа не имелось оснований для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, в связи с отсутствием признаков нарушения законодательства о рекламе.
Представитель административного органа с доводами заявителя не согласилась, считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя и отмены оспариваемого постановления.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
При осуществлении государственного контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отслежена реклама «Выиграй с ОАО «ДЭК» распространяемая заявителем путем: прямой почтовой рассылки на квитанциях по оплате услуг по энергоснабжению; виде рекламных листовок, распространяемых на улицах города неопределенному кругу лиц; на стендовой конструкции, размещенной на Амурском бульваре возле
железнодорожной поликлиники.
Из содержания рекламы следует, что ОАО «ДЭК» проводит розыгрыш призового фонда (4-х электромобилей «ToyotaPrius» и год бесплатного света) для потребителей электроэнергии, оплативших квитанцию за свет до 15 декабря 2007.
Исследовав данную рекламу, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении ОАО «ДЭК» Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 за № 38-ФЗ и Правил проведения стимулирующей лотереи (Приложение N 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н), а именно не уведомление Обществом Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.
По данному факту антимонопольным органом 28.02.2008 возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе, о чем вынесено определение. Административное дело назначено к рассмотрению на 17.03.2008.
17.03.2008 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьи 14.3. КоАП РФ в отношении ОАО «ДЭК» в присутствии законного представителя, составлен протокол об административном правонарушении.
Определением от 17.03.2008 рассмотрение дела назначено на 27.03.2008.
Определением от 27.03.2008 рассмотрение дела назначено на 08.04.2008.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-05/25 08.04.2007 вынесено постановление № 21, которым ОАО «ДЭК» признан виновным и привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3. КоАП РФ, назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности и обоснованности.
Заслушав представителей сторон, исследовав и дав оценку обстоятельствам дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 14.3. КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность в виде взыскания штрафа с юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе»):
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Согласно пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама услуг, на реализацию которых требуется получение специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Правила проведения стимулирующей лотереи (Приложение N 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н) устанавливают порядок проведения стимулирующей лотереи на территории Российской Федерации и включают в себя: предоставление права или запрет на проведение стимулирующей лотереи; внесение в государственный реестр всероссийских лотерей информации о проводимых на территории Российской Федерации стимулирующих лотереях; проверку соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации.
Пунктом 1 Правил проведения стимулирующей лотереи предусмотрено право на проведение стимулирующей лотереи, которое возникает в случае, если в Федеральную налоговую службу, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи, в котором указываются срок, способ, территория проведения стимулирующей лотереи, организатор лотереи, наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи, с представлением сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (выданная налоговыми органами справка) и с приложением следующих документов: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи вносит в соответствующий реестр лотерей информацию о проведении стимулирующей лотереи с присвоением лотерее государственного регистрационного (регистрационного) номера или принимает решение о запрете проведения стимулирующей лотереи.
Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления вправе запретить проведение стимулирующей лотереи.
Указание о запрете проведения стимулирующей лотереи направляется (вручается) организатору лотереи в письменной форме с указанием причин отказа в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что товаром, с реализацией которого связано проведение лотереи, является потребленная электроэнергия, своевременно, оплаченная физическими лицами — абонентами ОАО «ДЭК», в связи с чем рекламируемый розыгрыш ценных призов, проводимый ОАО «ДЭК» для своих абонентов в целях стимулирования своевременной оплаты за услуги электроснабжения и погашения задолженности за потребленную электроэнергию, является стимулирующей лотереей.
Право на проведение стимулирующей, лотереи возникает в случае, если в уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи организатором лотереи направлено уведомление о проведении лотереи. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает у хозяйствующего субъекта не с момента направления уведомления регистрирующему органу, а с момента получения сообщения о внесении лотереи в государственный реестр лотерей, поскольку законодательство предусматривает как возможность предоставления права на проведение стимулирующей лотереи, так и запрет на ее проведение.
Распространение рекламных листовок стимулирующей лотереи «Выиграй с ОАО «ДЭК» неопределенному кругу лиц на улицах г. Хабаровска зафиксировано в декабре 2007 г. Размещение наружной рекламы стимулирующей лотереи осуществлено на стендовой конструкции на Амурском бульваре 29 ноября 2007 г., так же реклама распространялась на оборотной стороне счетов-квитанций, выставляемых абонентам ОАО «ДЭК» в октябре - декабре 2007.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи направлено ООО «Пасифик Медиа» в Федеральную налоговую службу Российской Федерации 03.12.2007.
Таким образом, распространение рекламы стимулирующей лотереи «Выиграй с ОАО «ДЭК» осуществлено до получения соответствующего специального разрешения и внесения лотереи в государственный реестр лотерей.
Распространенная выше перечисленными способами реклама стимулирующей лотереи является ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания розыгрыша призового фонда, является ОАО «ДЭК».
При изложенных выше обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявителем допущены нарушения требований, предусмотренных пунктом 7 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» и Правил проведения стимулирующей лотереи (Приложение N 4 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н), в связи с чем данная реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по статье 14.3. КоАП РФ.
Не принимается довод представителя заявителя о том, что ООО «ДЭК» является ненадлежащим субъектом административной ответственности исходя из следующего.
Действительно на основании договора № 58/10 от 22.10.2007 на проведение энергосбытовой акции, заключенного между ОАО «ДЭК» и ООО «Пасифик Медиа», последний является организатором лотереи, заказчик (ОАО «ДЭК») поручает, а исполнитель (ООО «Пасифик Медиа») принимает на себя выполнение работ и оказание услуг по рекламно-информационному обслуживанию в рамках проведения энергосбытовой компании в период с 01 ноября по 15 декабря 2007 и как следует из сметы на проведение рекламной кампании (приложение № 2 договора), в перечне работ, выполненных ООО «Пасифик Медиа» для проведения рекламной акции, значатся - производство рекламной продукции, медиа-размещение в радио- и телепрограммах, наружная реклама, креатив (стиль, цветовое решение рекламы), дизайн.
Таким образом, ООО «Пасифик Медиа», осуществивший производство рекламы, является рекламопроизводителем. Рекламодателем - лицом, являющимся источником рекламной информации о проведении розыгрыша и определившим объект рекламирования, является ОАО «ДЭК».
Кроме того, в указании от 15.10.2007 «О размещении рекламной информации энергосбытовой Акции на квитанциях» (№ 215 У) заместитель генерального директора по сбыту ОАО «ДЭК» ФИО3 обязал директоров филиалов сбыта ОАО «ДЭК» обеспечить размещение на оборотной стороне счет-квитанций рекламной информации в соответствии с предоставленным макетом. Данное указание подписано 15 октября 2007, до момента заключения ОАО «ДЭК» договора (№ 58/10 от 22.10.2007 г.) с ООО «Пасифик Медиа» на проведение энергосбытовой акции.
Таким образом, факт нарушения обществом «Дальневосточная энергетическая компания» требований рекламного законодательства, предъявляемых к рекламе стимулирующей лотереи, установлен.
Уведомление о проведении стимулирующей лотереи «Выиграй с ОАО «ДЭК» направлено организатором лотереи в Федеральную налоговую службу 03 декабря 2007.
В соответствии с выпиской из государственного реестра всероссийских лотерей стимулирующая лотерея «Впервые выиграть так просто от ОАО «ДЭК», включенная в Государственный реестр всероссийских лотерей под номером 001077, разрешена Федеральной налоговой службой к проведению в период с 24 декабря 2007 г. по 17 февраля 2008 г.
Так же не принимается довод заявителя о том, что информация о розыгрыше призов, размещенная на оборотной стороне квитанций по оплате услуг по энергоснабжению, не является рекламой, поскольку квитанции являются печатной продукцией собственного производства, которые распространяются не с целью рекламы, а выставляются абонентам в качестве счетов за потребленную электроэнергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.
В спорном случае информация, размещенная на оборотной стороне счетов-квитанций, является рекламой, в которой объект рекламирования явно выражен - розыгрыш призов (стимулирующей лотереи), проводимый ОАО «ДЭК» для своих абонентов.
На основании изложенного у суда отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 08.04.2008 № 21, поскольку факт административного правонарушения, выразившийся в нарушение рекламодателем, законодательства о рекламе, вина Общества доказаны и подтверждаются материалами дела. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьями 14.3, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 21 от 08.04.2008 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Возвратить из федерального бюджета Открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» государственную пошлину в размере 1000 рублей уплаченную по квитанции № 9233 от 16.04.2008.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников