ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4024/14 от 02.06.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-4024/2014

02 июня 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества «Фоксэль»

об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.03.2014 № 18 по делу об административном правонарушении

Суд установил: Закрытое акционерное общество «Фоксэль» (далее – заявитель, Общество, ЗАО «Фоксэль») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – административный орган, Управление, УФАС по Хабаровскому краю) от 19.03.2014 № 18 по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

Заявителем представлены дополнительные письменные пояснения.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в октябре и ноябре 2013 года отслежены следующие наружные рекламы:

- растяжка над проезжей частью дороги: «Заправься водой на АЗС быстро и удобно. Серебряный родник. Вода на все времена. Доставка воды 41-60-60», распространяемая по адресу <...> - Шелеста № 2 со стороны центра «Сторона «А»;

- наружная реклама: «Серебряный родник. Доставка воды. 41-60-60», распро­страняемая на опоре контактной сети по адресу: <...>.

Рекламы по доставке воды направлены на привлечение внимания потребителя к продаже питьевой воды «Серебряный родник» дистанционным способом продажи по указанному телефону доставки.

При этом, в нарушение требований статьи 8 Федерального закона «О рекламе» распространяемые рекламы не содержат све­дений о наименовании, месте нахождении, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, либо сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.

Решением УФАС по Хабаровскому краю от 06.02.2014 г. по делу № 4-05/9 указанная реклама признана ненадлежащей.

Определением от 06.02.2014 г. законный представитель Общества вызывался для составления протокола об административном правонарушении по выявленному факту – на 28.02.2014 г. в 10-20.

28.02.2014 г. по установленному факту начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции УФАС по Хабаровскому краю ФИО1 в присутствии представителя Общества ФИО2., действовавшего на основании доверенности № 3 от 16.02.2014 г., выданной для участия в деле № 4-05/909.01.2013 г., при надлежащем уведомлении, составлен в отношении ЗАО «Фоксэль» протокол от 28.02.2014 г. г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Определением от 03.03.2014 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 19.03.2014 г. в 10-00. Указанное определение вручено Обществу 04.03.2014 г. вх. № 90, о чем свидетельствует оттиск входящего штампа ЗАО «Фоксэль».

19.03.2014г. руководителем УФАС по Хабаровскому краю ФИО3 в присутствии представителя Общества ФИО4, по доверенности № 52 от 17.03.2014 г., при надлежащем уведомлении, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление № 18 от 19.03.2014 г., по делу об административном правонарушении № 4-05/9, которым Обществом привлечено к ответственности по части 1 статье 14.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб..

Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы заявления, дополнений к заявлению, а также отзыв и дополнение к отзыву, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, нарушающих законодательство о рекламе.

В статье 3 Федерального закона «О рекламе», даны основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, так в соответствии с данной статьей:

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1);

товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3);

ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4);

рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;

потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;

Объектом рекламирования, согласно пункту 2 статьи 3 Закона «О рекламе», являются: товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу части 2 указанной статьи, недобросовестной признается реклама, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;

3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В силу части 3 указанной статьи, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;

3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;

5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;

6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;

7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;

8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;

9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;

10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;

11) о результатах исследований и испытаний;

12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;

14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

15) о правилах и сроках проведения конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;

17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;

20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 4 данной статьи, реклама не должна:

1) побуждать к совершению противоправных действий;

2) призывать к насилию и жестокости;

3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;

4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц;

5) содержать информацию порнографического характера.

Согласно части 7 указанной статьи, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу части 11 указанной статьи, при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О рекламе», в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 4 статьи 38 указанного Федерального закона, нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 6 указанной статьи, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частями 4 - 6 статьи 10, статьей 12, частью 3 статьи 19, частями 2 и 6 статьи 20, частями 1, 3, 5 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

Пунктами 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя - гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

Согласно пункту 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612, продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 20 данных Правил договор считается заключенным с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Как установлено административным органом и следует из материалов дела, общество распространяло наружные рекламы по доставке воды, а именно - растяжка над проезжей частью дороги: «Заправься водой на АЗС быстро и удобно. Серебряный родник. Вода на все времена. Доставка воды 41-60-60», распространяемая по адресу <...> - Шелеста № 2 со стороны центра «Сторона «А»; наружная реклама: «Серебряный родник. Доставка воды. 41-60-60», распро­страняемая на опоре контактной сети по адресу: <...>, рекламирующие товары при дистанционном способе их продажи.

При этом в нарушение требований статьи 8 Закона о рекламе в указанных рекламах отсутствовали сведения о наименовании, государственном регистрационном номере записи о создании юридического лица, либо сведения о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.

Проанализировав содержание спорной информации, способы ее размещения и распространения, суд пришел к выводу о том, что указанная информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Довод заявителя о том, что вышеуказанные сведения носят информационный характер о деятельности Общества отклоняется судом как необоснованный, поскольку к информации о деятельности Общества может быть отнесена информация о его наименовании (коммерческом обозначении), фактическом местонахождении и т.п., а также нести указание на осуществляемую деятельность.

Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела,

Суд по материалам дела пришел к выводу о том, что сведения о быстроте и удобстве услуги, а также фраза «Вода на все времена», размещенные на растяжке над проезжей частью дороги по адресу <...> - Шелеста № 2 в рекламном объявлении: «Заправься водой на АЗС быстро и удобно. Серебряный родник. Вода на все времена. Доставка воды 41-60-60», направлены не на информирование населения об организации, её деятельности, реализуемых товарах (услугах), а направлено на привлечение внимания неограниченного круга лиц.

Данная информация адресована неопределенному кругу лиц, очевидно ассоциируется у потребителя с оказываемыми обществом услугами, реализуемым товарам и направлена на привлечение внимания к товарам (услугам) ЗАО «Фоксэль».

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Не принимается также ссылка на сложившуюся судебную практику в отношении вывесок, поскольку рассматриваемые конструкции вывеской не являются.

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе",

Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.

В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.92 N 2300-1 (в редакции ФЗ от 09.01.96 N 2-ФЗ) потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

По смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

С учетом изложенного Закон о рекламе не регулирует вопросы, связанные с содержанием вывесок (табличек) в части обязательной информации. Оснований для отказа в удовлетворении соответствующего требования заявителя у суда не имелось.

Таким образом, учитывая, что рассматриваемое рекламное объявление находится вне месторасположения юридического лица, информация, указанная в нем не является обязательной к размещению информацией, рассматриваемые конструкции с размещенной на них информацией к вывескам не относятся.

Относительно довода заявителя о том, что вид деятельности ЗАО «Фоксэль» неверно определен как дистанционная торговля, тогда как следовало данную деятельность квалифицировать как развозную торговлю с использованием автомобиля, со ссылкой на Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2013 г. № ВАС-1235/13, судом также отклоняется поскольку, изложенный в указанном судебном акте вывод об отнесении деятельности Общества к развозной торговли сделан в рамках налоговых правоотношений, но не отношений в области законодательства о рекламе.

Понятие развозной торговли, как розничной торговли, осуществляемой вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата, приведено в статье 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации

В силу указанной статьи, основные понятия, изложенные в ней, включая понятие развозной торговли, используется для целей настоящей главы Налогового кодекса Российской Федерации (главы 26.3. Система налогооблажения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Таким образом, оснований для распространения данного понятие на законодательство о рекламе, не относящееся к налоговым правоотношениям не имеется.

При этом, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), в статье 497, как указано выше, определяет порядок продажи товара по образцам и дистанционного способа продажи товара.

В рассматриваемом случае потребитель осуществляет заказ продукции по телефону, при этом у него отсутствует возможность ознакомиться непосредственно с товаром.

Таким образом, деятельность Общества, применительно к выявленным нарушениям в области рекламы, подпадает под действие статьи 497 ГК РФ.

Доказательств применения рассматриваемого способа распространения товара исключительно в рамках исполнения ранее заключенных договоров, суду не представлено.

Рассматриваемая рекламная информация подобного уточнения не содержит, а, следовательно, не исключает разовых поставок товара, заключения новых договоров с потребителями.

При изложенных обстоятельствах следует признать обоснованным вывод административного органа о том, что указанная, реклама должна соответствовать требованиям статьи 8 Федерального закона «О рекламе».

Таким образом, судом установлено, что рассматриваемая информация является рекламой товаров, реализуемых ЗАО «Фоксэль» дистанционным способом, но в нарушении требований законодательства о рекламе не содержит сведения о продавце товаров, в связи с чем реклама правомерно признана антимонопольным органом ненадлежащей, что дало ему основания для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.3. КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, следует признать, что административный орган правомерно установил в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлены.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Годичный срок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о рекламе, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.

Размер санкции применен административным органом в пределах санкции предусмотренной вышеуказанной статьей в минимальной её границе.

Чрезвычайных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, либо для снижения размера административного штрафа у суда не имеется.

Обстоятельств смягчающих либо отягчающих административную ответственность в ходе рассмотрения дела не установлено.

Полномочия административного органа по составлению протоколов и вынесению постановлений о привлечении к административной ответственности реализованы в соответствии с Федеральным Законом «О рекламе».

При изложенных обстоятельствах Постановление Управления антимонопольной службы по Хабаровскому краю вынесено законно, обоснованно и не подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований закрытого акционерного общества «Фоксэль» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.03.2014 № 18 по делу об административном правонарушении, отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А. В. Зверева