ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4083/19 от 13.06.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-4083/2019

19 июня 2019 года

         Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2019 года        

         Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Стёпиной  С.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания   Лунгу А.А. 

         рассмотрел  в заседании суда дело  по иску Администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского край (ОГРН 1022700834122, ИНН 2717004490, место нахождения: 682737, Хабаровский край, Солнечный район, п.Дуки, ул. Александра Никифорова, д.10)

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ОГРН 1022700911881, ИНН 2721009290, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского  д.41),  Министерству финансов Хабаровского края

о взыскании 809 189 руб. 09 коп. 

в судебном заседании приняли участие:

от истца: Образцова С.В., представитель по доверенности № 43 от 09.04.2018;
от ответчиков: Егорова О.В., представитель по доверенности № 22-13-14/17 от 185.09.2017; Яровых М.Ю., представитель по доверенности № 19-12-564 от 30.10.2018              

         установил: Администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании расходов, связанных с выплатой пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и доплаты к страховой пенсии выборному должному лицу за период с 01.01.2016 по 31.12.2018 в размере 809 89,09 руб. ссылаясь на то, что на основании Федеральных законов «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» решением Совета депутатов Дукинского сельского поселения утвержден Порядок установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе в связи с выходом на пенсию. Постановлением администрации от 24.02.2015 № 09 утвержден Порядок назначения, выплаты пенсии и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы Дукинского сельского поселения. Бюджет Дукинского сельского поселения является дотационным и ежегодные расходы на выплату муниципальных пенсий являются существенными. Поскольку расходы на выплату муниципальных пенсий относятся к государственному пенсионному обеспечению, поэтому понесенные расходы подлежат компенсации из средств федерального бюджета.

         В дальнейшем истец уточнил свои требования и просит удовлетворить исковые требования с Министерства финансов Российской Федерации.

         В порядке статьи 47 АПК РФ вторым ответчиком по делу привлечено Министерство финансов Хабаровского края.

         В судебном заседании представитель истца иск полностью поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

         В отзыве на исковое заявление и в судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации находит иск необоснованным, поскольку в силу указанных истцом законов органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет. Согласно статье 34 Закона о муниципальной службе финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов.

         В случае удовлетворения иска просит учесть, что исковые требования за период с 01.01.2016 по 31.03.2016 заявлены истцом за пределами срока исковой давности.

         Министерство финансов Хабаровского края также не согласно с доводами истца, поскольку в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае» порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, а также определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение указанной пенсии, устанавливается муниципальным правовым актом в соответствии с постановлением губернатора края, устанавливающего порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим края. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

         Согласно Бюджетному кодексу РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

         Исследовав материалы дела,  заслушав объяснения представителей сторон,  арбитражный суд находит установленным следующее.

         В соответствии с отчетами об исполнении бюджета за 2016-2018 годы общая сумма выплат муниципальных пенсий из средств местного бюджета составила:

         за 2016 год          -  320 890 руб.04 коп.,

         за 2017 год          -  241 143 руб.45 коп. и

         за 2018 год          -  247 155руб.69 коп., а всего 809 189руб.09 коп.

         Размер выплат сторонами не оспаривается.

         Вышеуказанные ежемесячные выплаты осуществлялись истцом во исполнение решения Совета депутатов Дукинского сельского поселения от 30.07.2015 № 17, которым утвержден Порядок установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе в связи с выходом на пенсию и постановления администрации Дукинского сельского поселения от 24.02.2015 № 09, которым утвержден Порядок назначения, выплаты пенсии и определении стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим муниципальной службы Дукинского сельского поселения.

          Вышеуказанные Порядки о назначении пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии приняты органами местного самоуправления Дукинского сельского поселения во исполнение норм Федеральных законов от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 17.12.2002 № 1413, Закона Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае», Закона Хабаровского края от 24.11.2008 № 22 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае», Устава Дукинского сельского поселения.

         Распоряжением главы администрации Дукинского сельского поселения от 06.04.2016 № 3 «О назначении размера и выплаты пенсии за выслугу лет З.М. Антоновой» принято решение производить Антоновой Зое Максимовне с 01.02.2016 выплату пенсии за выслугу лет в размере фиксированной выплаты 6 382,0 руб. с учетом индексации на 4 %.

         Распоряжением от 21.02.2017 № 12 «О назначении размера и выплаты пенсии за выслугу лет З.М. Антоновой» принято решение производить Антоновой Зое Максимовне с 01.02.2017 выплату пенсии за выслугу лет в размере фиксированной выплаты 6 727,15 руб. с учетом индексации на 5.4 %.

         Распоряжением от 01.03.2018 № 19 «О назначении размера и выплаты пенсии за выслугу лет З.М. Антоновой» принято решение производить Антоновой Зое Максимовне с 01.01.2018 выплату пенсии за выслугу лет в размере фиксированной выплаты 6 976,06 руб.

         В пункте 3 распоряжения предусмотрено, что выплату пенсии за выслугу лет производить за счет средств местного бюджета.

         Распоряжениями от 06.04.2016 № 37, от 21.02.2017 № 14 и от 01.03.2018 № 18 аналогичные решения о выплате пенсии за выслугу лет, приняты  в    отношении Ткачук Галины Михайловны.

         Распоряжениями от 06.04.2016 № 36, от 21.02.2017 № 13 и от 01.03.2018 № 17 приняты решения о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Кожиной Галине Игоревне.

         Поскольку расходы, связанные с выплатой муниципальных пенсий, не относятся к расходам по решению вопросов местного значения, перечень которых установлен статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», истец обратился в суд с настоящим иском и просит удовлетворить его требования, ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации и его определение № 1591-О, в котором указано, что при недостаточности у муниципальных образований собственных источников финансирования финансовая обеспеченность таких расходных полномочий должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений - за счет средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

         В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

         Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

         Согласно положениям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 123 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

          В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

         Приведенные нормативные положения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.

         По существу, условия пенсионного обеспечения муниципальных и государственных гражданских служащих должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковыми является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

         Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

         Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются соответственно законами и иными нормативными - правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

         Особенности организации муниципальной службы в Хабаровском крае и правовое положение муниципальных служащих Хабаровского края урегулированы Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае».

         Согласно статей 11 и 14 вышеуказанного Закона порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальному служащему, а также определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение указанной пенсии, устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с постановлением губернатора края, устанавливающего порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим края. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.

         На основании положений вышеуказанных нормативных правовых актов постановлением администрации Дукинского сельского поселения 24.02.2015 № 09 утвержден Порядок назначения, выплаты и определения стажа муниципальной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края.

         На основании Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Хабаровского края от 24.12.2008 № 225 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае» Устава Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края решением Совета депутатов Дукинского сельского поселения от 30.07.2015 № 17 утвержден Порядок установления ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, в связи с выходом на пенсию.

          Согласно части 5.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

         В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

         Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

         Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих (пенсия за выслугу лет), осуществляемого за счет средств соответствующего бюджете, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

          Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет для муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим.

         Такое же правовое регулирование имеет место и в отношении ежемесячных доплат к страховой пенсии по старости (инвалидности) депутату, члену выборного органа Дукинского сельского поселения, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. Финансирование данных выплат также осуществляется за счет средств местного бюджета.

         Из отзыва министерства финансов Хабаровского края следует, что в период 2016-2018 годов из бюджета Хабаровского края Дукинскому сельскому поселению Солнечного района Хабаровского края были предоставлены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидии и иные межбюджетные трансферты.

         В указанный период утверждены отчеты об исполнении бюджета, что свидетельствует о надлежащем бюджетном регулировании сельского поселения.

         Исходя из вышеуказанного, оснований для удовлетворения иска не имеется, и он подлежит отклонению.

          Расходы по госпошлине между сторонами не распределяются в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

         Учитывая изложенное и руководствуясь  статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                           Р Е Ш И Л:

             В удовлетворении требований отказать.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

         Судья                                                                                           С.Д. Стёпина