ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4183/2022 от 05.05.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                         дело № А73-4183/2022

13 мая 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2022 года

Мотивированное решение изготовлено 13 мая 2022 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества ограниченной ответственностью «Дальтехнефть»

о признании недействительным предостережения Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу от 27.01.2022г. № МТУ/1.4-233 о недопустимости нарушения обязательных требований

В судебное заседание явились:

от ООО «Дальтехнефть» - Коцуров О.И., представитель по доверенности от 17.01.2021г.;

от Административного органа - Максименко П.П., представитель по доверенности № 164 от 05.04.2022г.

Суд установил: Общество ограниченной ответственностью «Дальтехнефть»  обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предостережения Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному Федеральному округу (далее – Управление) от 27.01.2022г. № МТУ/1.4-233 о недопустимости нарушения обязательных требований.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, ответил на вопросы суда.

В судебном заседании представитель Административного органа с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

02.12.2021г. на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ООО «Центр Арсенал», примыкающем к железнодорожным путям необщего пользования Акционерного общества «Хабаровское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» при производстве маневровой работы в районе стрелочного перевода № 238 допущен сход вагона-цистерны № 57623597 одной тележкой обоими колесными парами (далее - происшествие). Грузополучателем вагона-цистерны № 57623597 является ООО «Дальтехнефть».

27.01.2022г. по результатам рассмотрения поступивших документов Управлением в адрес ООО «Дальтехнефть» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований № МТУ/1.4-233, которым Обществу предлагалось:

ООО «Дальтехнефть» обеспечить соблюдение лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

обеспечить заключение договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (подачу и уборку вагонов);

обеспечить содержание железнодорожных путей необщего пользования, обеспечивающее безопасность движения и сохранность подвижного состава;

обеспечить исполнение Приказа Минтранса РФ от 18.12.2014г. № 344 в случае транспортных происшествий на железнодорожных путях необщего пользования.

Ответ на предостережение представить в Дальневосточный территориальный отдел государственного железнодорожного надзора.

Не согласившись с предостережением надзорного органа, ООО «Дальтехнефть» обратилось в Арбитражный суд с соответствующим заявлением в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В обоснование заявленных требований ООО «Дальтехнефть» указывает, что  Управление в обжалуемом предостережении установило виновность ООО «Дальтехнефть» в происшествии, однако Общество невиновно в случившемся. Происшествие произошло по причине не очистки стрелочного перевода № 238 от снега, а на основании п. 23 договора № 15-17П грузополучатель производит очистку подъездного пути от снега и мусора от стрелки № 233. В соответствии со т. 16 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега. Собственником железнодорожного пути необщего пользования является ООО «Центр Арсенал» и именно на него законом возложена обязанность по информированию контрольных органов о происшествии. По результатам расследования комиссией был составлен протокол оперативного совещания от 16.12.2021г. Протокол оперативного совещания от 16.12.2021г. составлен неуполномоченными на то лицами.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ - граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьями 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе обеспечения транспортной безопасности, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Закона № 16-ФЗ - целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно п.п. 4 части 1 статьи 45 Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Управление может проводить такие профилактические мероприятия, как объявление предостережения.

На основании «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021г. № 991, государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами). Предметом государственного контроля (надзора) являются: а) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003г. № 17-ФЗ (далее - Федеральный закон о виде контроля) и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, лицензионных требований в области железнодорожного транспорта организациями-лицензиатами, осуществляющими деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;

б) соблюдение обязательных требований, установленных Федеральным законом о виде контроля и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте.

От имени контролирующего органа государственный контроль (надзор) вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - должностные лица):

а) руководитель (заместитель руководителя);

б) начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный инспектор, старший государственный инспектор, государственный инспектор, начальник территориального управления, заместитель начальника территориального управления, начальник отдела территориального управления, заместитель начальника отдела территориального управления, главный государственный инспектор территориального управления, старший государственный инспектор территориального управления, государственный
инспектор территориального управления, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор);

объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:

в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре):

деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;

деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования, деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды профилактических мероприятий: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при наличии у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

В соответствии со статьей 13 «Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021г. № 991, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).

Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контролирующий орган возражение в отношении указанного предостережения.

Рассмотрение возражения в отношении указанного предостережения и направление ответа по итогам его рассмотрения осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня регистрации такого возражения.

Возражение на предостережение, объявленное территориальным органом контролирующего органа, подается руководителю (заместителю руководителя) этого территориального органа и рассматривается им.

Как следует из материалов дела, в Управление поступила информация о том, что в сутках 02.12.2021г. время 10-00 мск.вр. на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ООО «Центр Арсенал» примыкающего к железнодорожным путям необщего пользования Акционерного общества «Хабаровское предприятие промышленного железнодорожного транспорта» при производстве маневровой работы в районе стрелочного перевода № 238 допущен сход вагона-цистерны № 57623597 одной тележкой обоими колесными парами. Грузополучателем вагона-цистерны № 57623597 является ООО «Дальтехнефть».

О факте допущенного транспортного происшествия информация в Дальневосточный отдел государственного железнодорожного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от субъекта железнодорожного транспорта - владельца железнодорожного пути необщего пользования в течение трех часов не поступила.

Сроки уведомления о транспортных происшествиях и иных событиях (сходах подвижного состава) установлены приказом Минтранса России от 18.12.2014г. № 344.

Комиссией под председательством собственника железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ООО «Центр Арсенал» проведено расследование   транспортного    происшествия,   установлена ответственность ООО «Дальтехнефть» по   очистке стрелочного перевода № 238 от снега. На основании п. 23 договора № 15-17П (срок действия до 31.12.2021г.) грузополучатель производит очистку подъездного пути от снега и мусора от стрелки № 233. На п. 22 договора № 15-17П при повреждении или утрате представленных АО «Хабаровское ППЖТ» или иным собственником вагонов ООО «Дальтехнефть» обязано их отремонтировать либо возместить сумму убытка, предъявленную АО «Хабаровское ППЖТ». В ходе расследования транспортного происшествия представитель грузополучателя ООО «Дальтехнефть» отказался от подписи в актах о повреждении вагона-цистерны № 57623597 формы ГУ-23 и ВУ-25, о чем составлен акт общей формы. В техническом заключении по случаю схода вагона-цистерны № 57623597 в сутках 02.12.2021г. на стрелочном переводе № 238 подпись представителя грузополучателя ООО «Дальтехнефть» также отсутствует, что свидетельствует о непринятии участия в расследовании транспортного происшествия, нарушении требований нормативных документов и законодательства РФ в области железнодорожного транспорта.

Согласно п. 4 «Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» утвержденного приказом Минтранса РФ от 18.12.2014г. № 344 (далее - Положение) установлено что, субъекты железнодорожного транспорта не позднее трех часов с момента случившегося обязаны оповестить по телефонным, телеграфным или электронным средствам связи Ространснадзор, его территориальные органы в пределах региона транспортного обслуживания железных дорог, заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков, о возникновении на территории субъектов железнодорожного транспорта событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а именно сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, не имеющих последствий, указанных в пункте 3 Положения.

Согласно п. 7 Положения, при возникновении событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, субъектом железнодорожного    транспорта формируется комиссия по расследованию из числа работников субъекта железнодорожного транспорта с приглашением заинтересованных и (или) причастных владельцев железнодорожного подвижного состава, в том числе перевозчиков.

В случае если техническое заключение о причинах и последствиях транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, указанных в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, включает особое мнение члена комиссии руководитель территориального органа Ространснадзора или лицо, его замещающее, обязан сформировать комиссию Ространснадзора для проведения расследования данного транспортного происшествия и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Решения, принятые комиссией Ространснадзора, являются обязательными для исполнения субъектами железнодорожного транспорта.

С учетом изложенного, должностное лицо Управления обоснованно пришло к выводу, что оснований для формирования комиссии Ространснадзора по расследованию транспортного происшествия, допущенного в сутках 02.12.2021г. на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ООО «Центр Арсенал» нет.

По факту не информирования территориального органа Ространснадзора в течении трех часов с момента случившегося, владельцу железнодорожного пути необщего пользования ООО «Центр Арсенал» объявлено предостережение от 27.01.2022г. № 1, в котором представитель Управления пришел к выводу, что случай схода подвижною состава мог произойти вследствие несоблюдения сотрудниками ООО «Центр Арсенал» требований по эксплуатации и обслуживанию железнодорожных путей необщего пользования в части очистки от мусора и снега.

Предостережением от 27.01.2022г. № 1 ООО «Центр Арсенал» предложено:

Привести в соответствие техническую документацию на железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие на праве собственности ООО «Центр Арсенал» (технический паспорт, план, продольный профиль, инструкцию по эксплуатации);

обеспечить заключение договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (подачу и уборку вагонов);

обеспечить содержание железнодорожных путей необщего пользования, обеспечивающее безопасность движения и сохранность подвижного состава;

обеспечить исполнение Приказа Минтранса РФ от 18.12.2014г. № 344 в случае транспортных происшествий на железнодорожных путях необщего пользования.

Ответ на предостережение представить в Дальневосточный территориальный отдел государственного железнодорожного надзора.

Таким образом, с учетом, содержания предостережений, выданных в адрес ООО «Дальтехнефть», а также ООО «Центр Арсенал», суд не усматривает признание должностным лицом Управления вины ООО «Дальтехнефть» в случившемся происшествии.

Согласно ст. 34 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003г. № 18-ФЗ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.

Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Перевозчик может предоставлять грузополучателю по договору предварительную информацию о подходе в его адрес грузов.

На основании записи в «Книге уведомления о прибытии груза, порожнего грузового вагона по станции 970001 Хабаровск-2 ДВС ж.д. - филиала ОАО «РЖД» формы ГУ-6ВЦ/Э от 18-00 30.11.2021г. до 18-00 01.12.2021г. грузополучатель ООО «Дальтехнефть» уведомлен посредством электронной почты по адресу: rar2701@mail.ru в сутках 01.12.2021 время 03:33:08.

Подача вагона-цистерны № 57623597 на железнодорожный путь необщего пользования АО Хабаровское ППЖТ произведена 01.12.2021г. в 18-30, уборка вагона-цистерны № 57623597 произведена 05.03.2021г. в 23-45 на основании записи в «Памятке приемосдатчика формы ГУ-45 ВЦ № 885812 на подачу вагонов станции Хабаровск-2 Дальневосточной ж.д. - филиала ОАО «РЖД».

В объявленном ООО «Дальтехнефть» предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований № 2 от 27.01.2022г. не определяется ответственность за допущенное транспортное происшествие.

Вместе с тем, у грузополучателя ООО «Дальтехнефть» была возможность принять участие в расследовании транспортного происшествия, произошедшего в сутках 02.12.2021г. на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ООО «Центр Арсенал».

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003г. № 17-ФЗ установлено, что: железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В объявленном ООО «Дальтехнефть» предостережении от 27.01.2022 № 2 не определяется ответственность за содержание железнодорожных путей необщего пользования, а грузополучателю - лицензиату ООО «Дальтехнефть» (лицензия серии ПРД № 2706602 от 27.09.2013г.) предлагается обеспечить соблюдение требований «Положения о лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. № 2417.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003г. № 17-ФЗ установлено, что владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Согласно п.п. «а» п. 4 «Положения о лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», утвержденного Постановлением Правительства РФ 31.12.2020г. № 2417 определено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании, предусматривающим право владения и право пользования, погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям.

Объявленное ООО «Дальтехнефть» предостережение от 27.01.2022 № 2 содержит информацию, полученную от ООО «Центр Арсенал» и АО «Хабаровское ППЖТ», а также представителей инфраструктуры ОАО «РЖД», которая в полной мере подтверждает факт допущенного транспортного происшествия в сутках 02.12.2021г. и связанные с этим нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области железнодорожного транспорта всеми участниками процесса и заинтересованными сторонами.

Целью выданных Предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, выданных ООО «Центр Арсенал» от 27.01.2022г. № 1 и ООО «Дальтехнефть» 27.01.2022г. № 2 является профилактика обеспечения безопасности движения при эксплуатации железнодорожного транспорта и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

ООО «Дальтехнефть» при рассмотрении дела в суде не доказано, что оспариваемое предостережение не соответствует закону, а также не представило доказательств нарушения его прав.

С учетом изложенного, оспариваемое предостережение соответствует закону или иному нормативному акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, основания, предусмотренные пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для признания его незаконным отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Судебные расходы в сумме 3000 руб., понесенные заявителем в связи с уплатой государственной пошлины при обращении в суд, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежат отнесению на  заявителя.

Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                             Р.А. Руденко