г. Хабаровск Дело № А73-4203/2010
19 октября 2014г.
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2014г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крохиной Л.С.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Элкон»
кИнспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска №4875 от 24.10.2008 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Элкон»
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Еврейской автономной области
При участии:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 09.11.2009 года; ФИО2, доверенность от 10.11.2009 года;
от налоговой инспекции – ФИО3, доверенность от 31.12.2009 года №48348; ФИО4, доверенность от 14. 01.2010 года № 413; ФИО5, доверенность от 22.01.2010 года № 1360; ФИО6, доверенность от 12.01.2010 года № 198;
от Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО - не явились, извещены надлежащим образом.
В заседании суда в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 12.10.2010 года по 19.10.2010 года.
Сущность спора: ООО «Элкон» (далее-общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениемо признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее-налоговый орган) №4875 от 24.10.2008 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО «Элкон».
Представители заявителя уточнили в порядке ст. 49 АПК РФ заявленные требования, просят признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска №4875 от 24.10.2008 года, №835 от 24.10.2008 года.
Представителями общества заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, так как об обжалуемом решении ООО «Элкон» стало известно только 25.02.2010 года в судебном заседании по делу №А73-21095/2009.
Представители общества на заявленных требованиях настаивают, так как налоговый орган в ходе встречных проверок выявил отсутствие ряда организаций по их юридическим адресам, отсутствие записи в ПТС о регистрации права собственности юридических лиц, которым ООО «Элкон» продавало автомобили и на основании этих сведений и сделан вывод о совершении обществом налогового правонарушения.
Однако, паспорт транспортного средства является документом, необходимым для допуска владельца транспортного средства к участию в дорожном движении, но не является доказательством реализации транспортного средства между двумя юридическими лицами.
Решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля не были направлены по юридическому адресу.
Кроме того, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка с 30.09.2008 года по 19.12.2008 года по вопросам правильности начисления и уплаты налогов и сборов обществом в период с 13.12.2005 года по 30.06.2008 года.
По результатам проверки вынесено решение №31 от 16.02.2009 года о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение №31 было предметом рассмотрения в Арбитражном суде Хабаровского края по делу №А73-6263/2009.
Налог на добавленную стоимость в сумме 12 861 846 руб. является налогом, уплаченным при ввозе товаров на таможенную территорию.
Представители налоговой инспекции с заявленными требованиями не согласны по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе в связи с тем, что документы, представленные обществом для подтверждения факта реализации автотранспортных средств юридическим лицам, зарегистрированным в г.Москве и Московской области (книги продаж, счет-фактуры, товарные накладные) содержат недостоверные сведения, не подтверждают фактическую реализацию автомобилей и добросовестность налогоплательщика.
В ходе мероприятий налогового контроля налоговым органом установлено, что все организации, которым заявитель реализовал автомобили имеют признаки «фирм-однодневок»: документы по фактическим взаимоотношениями с данными контрагентами не представлены, в ПТС отсутствуют отметки о переходе права собственности юридическим лицам, зарегистрированным в г.Москве и Московской области; организации не находятся по адресам, указанным в учредительных документах, не представляют бухгалтерскую отчетность либо представляют с «нулевыми» показателями, отсутствуют банковские счета обществ либо операции по ним приостановлены.
Решение налогового органа о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, требование о представлении дополнительных документов за 1 квартал 2008 года доверенное лицо ООО «Элкон»-ФИО2 получать отказалась и просила выслать по почтовому адресу: <...>, о чем составлен акт о невручении документов.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, суд
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, представленной 21.04.2008 года.
Составлен акт камеральной налоговой проверки №4976 от 30.07.2008 года.
24.10.2008 года ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска вынесено решение №4875 о привлечении ООО «Элкон» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; решение вынесено с учетом дополнительных мероприятий налогового контроля.
Согласно вынесенного решения, обществу доначислены к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость (далее-НДС) в сумме 895 497 руб., решением №835 отказано в возмещении НДС в сумме11 966 349 руб.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Представитель заявителя утверждает, что об обжалуемом решении общество узнало 25.02.2010г. в судебном заседании в Арбитражном суде Хабаровского края по делу № А73-21095/2009, рассмотренным судьей Руденко Р.А.
Представители налогового органа данный факт не отрицают.
С заявлением об обжаловании решения №4875 общество обратилось в суд 16.04.2010 года, то есть в течение трех месяцев с того момента, когда стало известно об обжалуемом решении.
Представители налоговой инспекции в судебном заседании подтвердили, что копии решений №4875, №835 от 24.10.2008г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения были направлены ООО «Элкон» по адресу: <...>.
Судом установлено, что 01.10.2008г. ООО «Элкон» подано заявление в ИФНС РФ по Центральному району г.Хабаровска об изменении места нахождения общества с указанием нового адреса общества: <...>.
Решением ИФНС РФ по Центральному району г.Хабаровска от 08.10.2008г. № 3235 обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 15.12.2008г. по делу А73-12756/2008 признано недействительным решение ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска № 3235 от 08.10.2008г. об отказе в государственной регистрации ООО «Элкон».
С учетом приведенных обстоятельств суд считает, что оспариваемое в настоящем деле решение налогового органа было направлено ООО «Элкон» по адресу, по которому общество уже не находилось. При этом налоговому органу было достоверно известно о данном факте, а также о новом месте нахождения общества.
Налоговый орган, проверив первичную налоговую декларацию за 1 квартал 2008 года, акт проверки направил обществу по адресу: <...>, уведомил о рассмотрении материалов на 09.09.2008 года.
Акт налоговой проверки рассмотрен не был, 24.09.2008 года вынесены решения №№12,13 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
26.09.2008 года указанные решения направлены обществу по адресу: <...>.
После проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом вынесено решение №4875 от 24.10.2008 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого доначислен НДС в сумме 895 497 руб., общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 60 765 руб.; вынесено решение №835 от 24.10.2008 года об отказе в возмещении НДС в сумме 11 966 349 руб.
Жалоба, поданная на указанное решение, УФНС России по Хабаровскому краю оставлена без рассмотрения.
Порядок вынесения решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки установлен статьей 101 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 101 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент вынесения обжалуемых решений №4875 от 24.10.2008 года, №835 от 24.10.2008 года)акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно ст. 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен:
1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения;
3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;
4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 настоящего Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В судебном заседании установлено, что о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки ОО «Элкон» извещено письмом от 01.08.2008г. № 12-17/28242 по адресу <...>, рассмотрение материалов проверки должно было состоятся 09.09.2010г. в 14 часов 00 минут.
Однако рассмотрение материалов проверки не состоялось в связи с необходимостью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска были приняты решения № 12, № 13 от 24.09.2008г. о проведении мероприятий дополнительного налогового контроля. Также после окончания проверки налоговым органом ООО «Элкон» направлено требование № 12-17/36835 от 26.09.2008г. о предоставлении дополнительных документов.
01.10.2008г. обществом подано заявление в ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска об изменении места нахождения общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация изменений должна быть осуществлена в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, в данном случае не позднее 08.10.2008г.
Решением ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска от 08.10.2008г. № 3235 обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы.
Таким образом, с 01.10.2008г. налоговому органу уже было известно об изменении обществом места нахождения и о том, что местом нахождения ОО «Элкон» является <...>.
О месте и времени рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля общество не извещалось, как по старому адресу общества, так и по новому, доказательств извещения суду не представлено.
Налогоплательщик в нарушение п. 2 ст.101 Налогового кодекса РФ не был извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, в связи с чем, были грубо нарушены права Общества на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, представление своих возражений по акту камеральной налоговой проверки.
В соответствии с п. 14 ст.101 Налогового кодекса РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения, в связи с чем решения налогового органа подлежат признанию недействительными.
Довод представителей налогового органа о том, что налоговый орган не должен извещать налогоплательщика повторно после проведения мероприятий дополнительного налогового контроля судом не принимаются.
Поскольку решение было вынесено по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения предпринимателя, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 Кодекса, влекущее безусловную отмену данного решения, поскольку налогоплательщик был лишен возможности представлять свои возражения по вновь полученным документам.
Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 16.06.2009г. № 391/09, а так же судебной практикой по аналогичным делам.
Кроме того, в нарушение п. 8 ст. 101 НК РФ в обжалуемых решениях отсутствует указание на обстоятельства совершенного налогового правонарушения со ссылками на законы и иные правовые акты.
Кроме того, в период с 30.09.2008г. по 19.12.2008г. в отношении ООО «Элкон» была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость за период с 13.12.2005г. по 30.06.2008г. Предметом проверки также являлось своевременность и полнота уплаты НДС за 1 квартал 2008г., проверялись те же хозяйственные операции, что и при камеральной проверке.
По результатам выездной налоговой проверки ИФНС России по Центральному району вынесено решение № 31 от 16.02.2009г., которым подтверждена правомерность принятого по результатам камеральной налоговой проверки решения № 1506 от 24.10.2008г.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010г. № 06АП-706/2010 по делу № А73-6263/2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.07.2010г. № Ф03-4478/2010, признано недействительным решение ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска № 31 от 16.02.2009г. в части доначисления налога на прибыль в сумме 7 683 810 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1 646 502 руб., пеней и штрафов, исчисленных с данных сумм налога, и в части уменьшения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 897 859 рублей.
В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Учитывая, что судами установлены факты неправомерного доначисления налога на добавленную стоимость, пени и штрафа, а также неправомерного уменьшения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в том числе и за 1 квартал 2008 года, указанные обстоятельства не доказываются вновь при рассмотрении настоящего дела.
В части возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе автомобилей, доводы налогового органа не принимаются.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров, приобретаемых для перепродажи, подлежат вычетам.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ предусмотрено, что вычеты НДС, фактически уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, производятся после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, право на предъявление к вычету НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, возникает у налогоплательщика при соблюдении следующих условий: фактического приобретения товара, работ, услуг (ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации); подтверждения факта понесенных затрат по уплате сумм налога таможенным органам; принятия к учету ввезенных на таможенную территорию товаров, подтвержденного соответствующими первичными документами. Данные обстоятельства налоговым органом проверены и не отрицаются.
В соответствии со статьей 164 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Следовательно, документом, служащим основанием для принятия на учет импортного товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации, является грузовая таможенная декларация с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен".
На данное обстоятельство также указывает пункт 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914. Согласно данным Правилам документами, служащими основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или к возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, являются грузовая таможенная декларация и платежный документ, подтверждающий фактическую уплату НДС таможенному органу.
С учетом изложенного требование заявителя подлежит удовлетворению в полном объеме.
В связи с предоставлением ООО «Элкон» отсрочки по уплате государственной пошлины, судебные расходы в виде государственной пошлины взысканию с ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска не подлежат, поскольку налоговые органы на основании ст. 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Элкон» удовлетворить.
Признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска №4875 от 24.10.2008 года, №835 от 24.10.2008 года.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Т.И. Чакова