ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4305/2010 от 07.06.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск Дело № А73 -4305/2010

10 июня 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2010 года. Полный текст решения изготовлен 10 июня 2010 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Иванишко Н.Г.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Семейной (родовой) общины малочисленных народов «Уссура»

к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству

о признании незаконным распоряжения от 11.12.2009г. в части

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя - Пассар В.В. паспорт 08 00 138764, председатель общины, Засухин А.С. по доверенности от 16.12.2009;

от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - Барчук А.С. по доверенности № 4285 от 31.05.2010г., заместитель начальника отдела организации рыболовства

установил: Семейная (родовая) община малочисленных народов «Уссура» обратилась в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным отказа руководителя управления от 26.01.2010г. № 707 и обязании управления удовлетворить заявку общины.

В порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнил предъявленные требования и просит суд признать незаконным распоряжение Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 214 от 11.12.2009г. в части отказа СРОМН «Уссура» в предоставлении водных биологических ресурсов на 2010г. и обязании управления удовлетворить заявку общины.

Просит восстановить срок на оспаривание распоряжения, поскольку он пропущен по уважительной причине.

Уточнения приняты судом.

В судебном заседании представители заявителя, предъявленные требования полностью поддержали, настаивают на их удовлетворении, по тем основаниям, что отказ в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (приложение № 5 к распоряжению) является незаконным, поскольку представленная для рассмотрения заявка содержала в себе все необходимые сведения, а в случае неясности Управление могло указать на предоставление дополнительных сведений.

В отзыве на предъявленные требования и в судебном заседании представитель Управления их не признал и полагает оспариваемое в части распоряжение законным, поскольку заявитель в заявке указал неполные сведения об описании рыбопромыслового участка, о владельцах указанных в заявке судов и орудиях лова.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд находит установленным следующее.

28.08.2009г. Семейная (родовая) община малочисленных народов «Уссура» подала Амурскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству заявку о предоставлении в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ водных биологических ресурсов.

Распоряжением от 11.12.2009г. № 214 Амурское территориальное управление (пункт 3, приложение № 5) со ссылкой на пункт 11 приложения № 3 приказа Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009г. № 166, заявителю в предоставлении водных биологических ресурсов в пользование для осуществления рыболовства отказало.

Распоряжение № 214 заявителю не отправлялось.

Копия распоряжения № 214 от 11.12.2009г. Управлением была передана представителям заявителя в судебном заседании.

25.01.2010г. заявитель повторно обратился с заявлением о рассмотрении заявки на 2010 год.

Управлением письмом от 26.01.2010г. № 707 сообщило заявителю о результатах рассмотрения заявки и указало, что в предоставлении водных биологических ресурсов отказано в связи с представлением заявки не по установленной форме и непредоставлении в полном объеме сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к приказу от 04.03.2009г.

Между тем, статьей 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлено, что малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимых для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном Федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что законодательство о рыболовстве должно учитывать интересы населения, для которых рыболовство является основой существования, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Вышеуказанным лицам должен быть обеспечен доступ к водным биоресурсам, отнесенным к объектам рыболовства, для обеспечения жизнедеятельности этого населения.

Статьями 33.2, п.4 ст.36 вышеуказанного закона предусмотрено, что порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водных биоресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование устанавливается Правительством РФ.

Рыболовство осуществляется в соответствии с правилами, регламентирующими добычу (вылов) водных биоресурсов (п.2 ст.16 Закона).

Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008г. № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование» утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов.

Пунктом 13 Правил установлено, что заявители (п.3 Правил) обращаются с заявкой на предоставление водных биоресурсов в пользование в целях обеспечения традиционного образа жизни в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству.

Пунктом 14 предусмотрено, что форма и порядок заполнения заявок, предусмотренных пунктом 13 Правил, срок и порядок их рассмотрения утверждаются соответственно Федеральным агентством по рыболовству и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Заявки, предусмотренные пунктом 13 Правил принимаются до 1 сентября года предшествующему году осуществления соответствующего вида рыболовства.

Приказом Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009г. № 166 «Об утверждении формы и порядка заполнения заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесённых к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сроках и порядке их рассмотрения» утверждены формы заявок, порядок их заполнения, сроки и порядок рассмотрения.

При этом пункт 11 Порядка предусматривает, что основанием для отказа в принятии решения о предоставлении водных биологических ресурсов являются:

- предоставление заявки не по установленной форме согласно приложению 2 к настоящему Приказу;

- непредставление заявителем в полном объёме сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к настоящему Приказу;

- предоставление в предусмотренных пунктом 4 приложения 2 к настоящему Приказу сведениях недостоверной информации.

Между тем, в вышеуказанных Федеральных законах, Постановлении Правительства РФ и Правилах от 15.10.2008г. не установлено оснований, позволяющих принять решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В связи с чем, предусмотренные в Приказе агентства от 04.03.2009г. с приложениями основания, позволяющие принять решение об отказе в предоставлении водных биологических ресурсов коренным малочисленным народам и их объединениям, не соответствуют Федеральным законам и в силу ст. 13 АПК РФ не подлежат в этой части применению.

Пунктом 9 Порядка заполнения заявок (Приказ № 166 от 04.03.2009г.) установлено, что территориальные управления Росрыболовства рассматривают заявки в срок не более 30 дней с даты их получения и уведомляют заявителя о принятом решении в течение 5 рабочих дней.

Управлением заявка принята 26.08.2009г.

Решение принято 11.12.2009г., а копия распоряжения передана заявителю в период рассмотрения спора в суде.

Отказ в предоставлении водных биологических ресурсов мотивирован п.11 приложения 3 приказа Федерального агентства по рыболовству от 04.03.2009г. № 166 с приложениями № 4 и № 5 к распоряжению.

В приложении № 5 подпунктом 1 указана Семейная (родовая) община малочисленных народов «Уссура» с мотивировкой отказа на п.11 приложения № 3 приказа от 04.03.2009г.

Пункт 11 приложения № 3 к приказу Росрыболовства от 4 марта 2009г. № 166 устанавливает основания для отказа в предоставлении водных биологических ресурсов.

В обжалуемом распоряжении нет указаний о конкретных нарушениях повлекших отказ.

На запрос заявителя Управление письмом от 25.12.2009г. № 6753 указано, что в заявке неполно указаны сведения об описании рыбопромыслового участка (п.3), отсутствуют сведения о судовладельцах (п.4), об орудиях лова с указанием их технических характеристик.

Из содержания заявки заявителя от 26.08.2009г. суд установил, что вышеуказанные сведения в заявке отражены.

Указано о наименовании принадлежащих ему судов, характеристики орудия лова.

Статьей 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными и иными органами оспариваемых актов, решений, совершения действий, возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В оспариваемом распоряжении не указано в чем именно заявка не соответствует Порядку.

В судебном заседании представителем Управления также не представлено надлежащих доказательств недостоверности сведений в заявке и правомерности, законности вынесенного и оспариваемого распоряжения.

Федеральным законодательством предусмотрены гарантии обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации на ведение традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, сохранность и защиту их исконной среды обитания.

Оспариваемым распоряжением нарушены права заявителя на традиционные промыслы и хозяйственную деятельность в месте их традиционного проживания.

На основании вышеизложенного, требования заявителя о признании незаконным распоряжения Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству № 214 от 11.12.2009г. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  Требования Семейной (родовой) общины малочисленных народов «Уссура» удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 11.12.2009г. № 214 в части отказа СРОМН «Уссура» в предоставлении водных биологических ресурсов на 2010г. в количестве 7 тонн.

Обязать Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству удовлетворить заявку СРОМН «Уссура» на 2010 год о предоставлении водных биологических ресурсов в количестве 7 тонн кеты.

Взыскать с Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в пользу Семейной (родовой) общины малочисленных народов «Уссура» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Судья С.Д. Стёпина