ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4327/20 от 15.10.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-4327/2020

21 октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2020 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи  Дюковой С.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Косовой И.А.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Инженерный центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)

к Федеральному государственному  бюджетному  учреждению  «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН  <***>,  ИНН  <***>,  адрес:  105005,  <...>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 119019, <...>)

о  взыскании 1 470 651 руб. 60 коп.

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1 по доверенности № 27/20 от 10.01.2020 г.;

от ответчика – ФИО2 по доверенности № ЖКС1-139 от 10.07.2020 г.;

от третьего лица – ФИО3 по доверенности № 207/5/Д/64 от 20.12.2019 г.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Инженерный центр» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Федеральному государственному  бюджетному  учреждению  «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании долга по оплате выполненных работ по установке узла учета тепловой энергии в размере 1 470 651 руб. 60 коп.

Определением суда от 12.08.2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, указал, что обязанность по оплате спорных расходов по установке приборов учета  лежит на собственнике имущества - Министерстве обороны Российской Федерации.

Представитель третьего лица в судебном заседании  позицию ответчика не поддержал, указал на то, что объект недвижимого имущества - котельная инв. №351, расположенный по адресу: Хабаровский край, г. Бикин, в/ч 7, приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2017 г. № 1168 закреплен на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и передан по передаточному акту от 10.10.2017 г. № 141/6/01/17.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 26.11.2018 г. между истцом (теплоснабжающая организация) и ответчиком (абонент/потребитель) заключен контракт № ИЦ-4 теплоснабжения объектов МО РФ, по условиям которого теплоснабжающая организация (поставщик) обязуется поставить абоненту (потребителю) через присоединенную тепловую сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а абонент (потребитель) обязуется принять и оплатить фактически потребленную тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребленной тепловой энергии, обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

В соответствии с пунктом 7.1 контракта, учет поставляемой тепловой энергии производится на основании показаний приборов учета тепловой энергии, установленных на границе раздела балансовой принадлежности, если контрактом не определена иная точка учета в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Приказ Минстроя России от 17.02.2014 г. № 99/пр).

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 12 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034 в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору

Ответчик неоднократно письменно обращался в адрес истца с просьбами оборудовать узлом учета тепловой энергии коммунальный объект Министерства обороны России с последующим возмещением затрат, что подтверждается письмами № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417 от 05.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1684 от 25.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842 от 29.04.2019 г.

Истец разработал проектную документацию для выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии в котельной г. Бикин. Письмом № 57/19 от 22.05.2019 г. данная проектная документация была направлена в адрес ответчика на согласование.

Ответчик данное письмо оставил без ответа, документацию не согласовал.

Между тем, истцом был смонтирован узел учета тепловой энергии на объекте котельная инв. № 7/351 г. Бикин (военный городок № 7). Данный узел учета тепловой энергии прошел опытную эксплуатацию и введен в эксплуатацию согласно акту ввода в коммерческую эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 27.11.2019 г. Уведомление о создании комиссии по вводу прибора учета в эксплуатацию направлялось в адрес ответчика. Ответчик своего представителя для участия в работе комиссии по вводу узла учета в эксплуатацию не направил.

Истцом 31.12.2019 г. в адрес ответчика были направлены документы на оплату установленного узла учета тепловой энергии в размере 1 470 651 руб. 60 коп.

19 февраля 2020 г. истцом в адрес ответчика направлена претензия № 32/20 с требованием об оплате работ по установке узла учета тепловой энергии.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, оплата выполненных работ по установке узла учета не произведена, в связи, с чем истец обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд признал иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 2 Закона № 190-ФЗ, определено, что коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - это установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период с помощью приборов учета тепловой энергии или расчетным путем; при этом, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пункт 7 статьи 19 Закона № 190-ФЗ).

В силу норм статьи 13 Закона № 261-ФЗ, производимые, потребляемые, энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из положений пункта 2.1.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 г. № Вк-4936 (далее по тексту - Правила), узлы учета тепловой энергии воды на источниках теплоты; теплоэлектроцентралях, районных тепловых станциях, котельных и т.п. оборудуются на каждом из выводов.

Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации от 12.09.1995 г. № Вк-4936, действовавшими в спорный период, предусмотрена возможность установки приборов коммерческого учета, как у источника теплоты (пункт 2.1.1), так и у потребителей (пункт 1.3).

Федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении), регулирующим отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами (часть 1 статьи 13 Закона об энергосбережении).

Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В соответствии с пунктом 12 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034 в случае если одна из сторон договора, обязанная в соответствии с федеральными законами установить прибор учета, не выполняет эту обязанность, другая сторона договора обязана в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установить прибор учета для осуществления расчетов по договору.

В случае не исполнения лицами, которые в силу закона несут бремя по содержанию зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязанности по установке приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, в сроки, установленные указанным Законом, принимают на себя обязательство по обеспечению допуска организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплате расходов на установку этих приборов учета.

Как следует из материалов дела, ответчик самостоятельно установку  приборов учета тепловой энергии не произвел, обратился  в адрес истца с просьбой оборудовать узлом учета тепловой энергии коммунальный объект Министерства обороны России с последующим возмещением затрат, что подтверждается письмами № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417 от 05.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1684 от 25.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842 от 29.04.2019 г.

Истец разработал проектную документацию для выполнения работ по установке прибора учета тепловой энергии в котельной г. Бикин. Письмом № 57/19 от 22.05.2019 г. данная проектная документация была направлена в адрес ответчика на согласование.

Ответчик данное письмо истца оставил без ответа, каких-либо возражений относительно того, что представленная документация не соответствует установленным требованиям, равно как и то, что ответчик не согласен со стоимостью работ,  последний не заявил.

Истец, являясь теплоснабжающей организацией, установил узлы учета тепловой энергии на источнике тепла внутри котельной инв. № 351, расположенной в г. Бикин, военный городок № 7, а также оборудовал котельные вспомогательным оборудованием.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиком не представлено.

Возражения ответчика относительно того, что ФГБУ  «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклонены, поскольку котельная, расположенная по адресу: г. Бикин, военный городок № 7 (инв. № 351) закреплена на праве оперативного управления и передана в безвозмездное пользование ответчику.

30.04.2020 г. котельная, расположенная по адресу: г. Бикин, военный городок № 7 (инв. № 351) принята ответчиком у истца  по акту-приема передачи. В данном акте от 30.04.2020 г. ответчиком  не указано на то, что узел учета тепловой энергии  смонтирован с нарушением установленных требований к данным видам работ или что он находится в неисправном состоянии. В настоящем время ответчик осуществляет поставку тепловой энергии в военные городки № 4 и № 7 используя, при этом, для коммерческого учета поставляемой тепловой энергии, установленный истцом узел учета.

Доказательств обратного ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Кроме того, письмами № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417 от 05.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1681 от 25.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1842 от 29.04.2019 г., № 370/ЖЭ(К)О/2/6/1417 от 05.04.2019 г. ответчик просил рассмотреть возможность установки и обслуживания приборов учета на объекты Минобороны,  а также гарантировал возмещение затрат по их установке.

Доказательств, подтверждающих оплату выполненных работ по установке узла учета тепловой энергии, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено. При этом судом принято во внимание, что данные расходы, понесенные в связи с установкой приборов учета тепловой энергии не были включены в тариф на тепловую энергию, установленный Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для потребителей ООО «Инженерный центр (истца)  на 2018 г.- 2022 г.

В связи с изложенным, оснований признать возражения ответчика обоснованными и доказанными не имеется.

Учитывая установленных по делу обстоятельства, исковое требование истца о взыскании  расходов за выполненные работы по установке узла учета тепловой энергии подлежит удовлетворению в заявленном размере -  1 470 651 руб. 60 коп.

Расходы по госпошлине распределяются в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Федерального государственного  бюджетного  учреждения  «Центральное  жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Инженерный центр» 1 470 651 руб. 60 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 27 707 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

       Судья                                                                               С.И. Дюкова