АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-4348/2011
«27» мая 2011 г.
Арбитражный суд в составе: судьи Зверевой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Н. Ивановой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры города Комсомольска-на-Амуре
о привлечении Федерального Государственного учреждения «Комсомольский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от Прокуратуры:
от прокуратуры – ФИО1 служебное удостоверение ТО № 076781 выдано 14.05.2009 г.
от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО2 – директор, приказ от 14.11.2007 г. № 588/к.
Сущность дела: Прокуратура города Комсомольска-на-Амуре обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Федерального Государственного учреждения «Комсомольский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» (далее – ФГУ «Комсомольский УККАТ») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление образовательной деятельности без лицензии.
В судебном заседании представитель заявителя настаивала на требовании по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности с заявленными требованиями не согласился.
Судом по материалам дела установлено следующее.
Федеральное Государственное учреждение «Комсомольский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» зарегистрировано 28.09.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1022700529060, ИНН <***>.
Проведенной 06.04.2011 проверкой установлено, что ФГУ «Комсомольский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта», расположенный по адресу <...> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 22.10.2007г. № 242728, действительной до 08.03.2011 года, т.е. на момент проверки срок действия лицензии истек.
В соответствии с Уставом предметом деятельности учреждения является подготовка водителей транспортных средств категории «А», «В», «С», «Д», «Е».
После окончания срока действия лицензии 14.03.2011 был организован и проведен выпускной экзамен группы № 5, 6 (категории «С», «Е») в подтверждение составлена экзаменационная ведомость № 17; 21.03.2011 организован и проведен выпускной экзамен группы № 47, 48, 40, 32 (категории водителей «В», «ВС»), экзаменационная ведомость № 19.
На основании проведенных экзаменов обучающимся выданы свидетельства с индивидуальными сериями и номерами, подтверждающие прохождение обучения и получение специальных знаний в области управления транспортными средствами.
Согласно утвержденным программам по подготовке водителей транспортных средств категорий «В», «С», «Е» итоговая аттестация обучающихся является часть обучения, входящую в количество необходимых для проведения обучения часов.
Выявленные нарушения послужило основанием для возбуждения прокурором дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ, о чем 06.04.2011 в присутствии законного представителя ФГУ «Комсомольский УККАТ» вынесено соответствующее постановление.
Учитывая, что рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении индивидуальных предпринимателей, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ относится к компетенции арбитражного суда, прокуратурой материалы проверки направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участника процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Пункт 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174 устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки (далее - организации).
В соответствии с Законом «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
В силу пункта 3 статьи 21 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Согласно статья 27 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения или научной организации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 33.1 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется лицензирующим органом в случае необходимость дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменение места нахождения лицензиата.
Учреждению было известно о том, что срок действия лицензии от 22.10.2007г. № 242728 истек 08.03.2011г., но, не смотря на это, был организован и проведен 14.03.2011 был организован и проведен выпускной экзамен группы № 5, 6 (категории «С», «Е») в подтверждение составлена экзаменационная ведомость № 17; 21.03.2011 организован и проведен выпускной экзамен группы № 47, 48, 40, 32 (категории водителей «В», «ВС»), экзаменационная ведомость № 19.
Факт осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) установлен судом и подтверждается материалами дела, а именно постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.04.2011, объяснением директора ФИО2
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях учреждения признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ.
При назначении административного наказания судом учтено, что ранее учреждение к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Оснований для квалификации правонарушения малозначительным, в силу статьи 2.9. КоАП РФ, судом не усматривается.
Следует отметить, что на момент заключения договоров с учащимися по программе подготовке водителей транспортных средств категории «Е», т.е. в феврале 2011 г., Обществу было известно о невозможности получения новой лицензии до документа окончания срока предыдущей лицензии (08.03.2011 г.).
Согласно пункта 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.
Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Согласно пункта 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Судом в судебном заседании не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Руководствуясь статьями 2.10, 4.1, частью 2 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Федеральное Государственное учреждение «Комсомольский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта», расположенное по адресу: 681000, г. Комсомольск на Амуре, ул. Павловского, 9; зарегистрированное 28.09.2006 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску на Амуре за основным государственным регистрационным номером 1022700529060; ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40.000 (сорока тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течении десяти дней с момента принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Зверева