АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-4424/2010
«31» мая 2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2010 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 31.05.2010 г.
Арбитражный суд в составе:
судьи Зверевой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Межрегиональной общественной организации общества охотников и рыболовов «Кречет»
о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 06.04.2010г. № 11-ох по делу об административном правонарушении.
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.05.2008 г.
от административного органа – ФИО2 по доверенности от 27.01.2009 г. № 6.3.28-933.
Сущность спора: Межрегиональная общественная организация общества охотников и рыболовов «Кречет» (далее – заявитель, организация, МОООХР «Кречет») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 06.04.2010г. № 11-ох по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 7.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Представитель Общества, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Не отрицая факта административного правонарушения, полагает, что административным органом неправильно применена квалификация, допущенного Обществом правонарушения.
Представитель административного органа в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, полагает, что правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, поскольку факты административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Настаивает на правильности примененной квалификации.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 20.05.2010 по 25.05.2010.
Суд установил:
Должностным лицом Управления охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов Хабаровского края установлено, что 16.02.2010 г. МОООХР «Кречет» не возвратило в установленный срок именные разовые лицензии «Лось №№ 000983-000986, № 001381 и № 001409, 5 ИРЛ «Изюбрь» №№ 002303-002306 и № 002051,» чем нарушило пункт 3.10 «Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 04.01.2001 г. № 3, пункты 1 и 21 Условий пользования ресурсами (охотничьих животных) Приложение 3 к долгосрочной лицензии № 1992 серии ХХ.
По данному факту 25.03.2010 г. начальником отдела лицензирования и использования охотничьих ресурсов Управления охотничьего хозяйства МПР Хабаровского края в отсутствие законного представителя Общества при его надлежащем извещении, составлен протокол № 04-25.03-10 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.11 КоАП РФ.
06.04.2010 г. старшим государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО3 в отсутствии законного представителя заявителя, при надлежащем извещении вынесено Постановление № 11-ох, которым МОООХР «Кречет» привлечено к административной ответственности по статье 7.11 КоАП РФ. Сумма штрафа составила 10.000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 7.11. КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно статье 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее по тексту - Федеральный закон N 52-ФЗ), объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 52-ФЗ, предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
Из статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ следует, что использование объектов животного мира - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового;
пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира;
пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром;
долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; именная разовая лицензия - специальное разрешение на однократное использование определенных объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количества допустимых к использованию объектов животного мира; (абзацы четырнадцатый - шестнадцатый утратили силу с 1 апреля 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ, но действовали на момент совершения административного правонарушения);
Как установлено статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ «Об Охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ), в целях настоящего Федерального закона используются, в том числе, следующие основные понятия:
охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты;
добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов;
разрешение на добычу охотничьих ресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 29 указанного Федерального закона, разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено частью 2 данной статьи, любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 данной статьи, бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.
Согласно частям 2 статьи 31 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется в том числе, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.
Согласно части 4 данной статьи, разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.
Статья 30 указанного Федерального закона устанавливает содержание разрешения на добычу охотничьих ресурсов отражено в статье 30 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ. Так согласно указанной статье, в разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:
1) сведения об охотнике и охотничьем билете, предусмотренные подпунктами "а", "г", "д", "е", "ж" пункта 6 части 2 статьи 37 настоящего Федерального закона;
2) вид охоты, который предполагается осуществлять;
3) сведения о добываемых охотничьих ресурсах;
4) количество добываемых охотничьих ресурсов;
5) сроки охоты и места охоты.
Исходя из пункта 1.1. Положения «О порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 4 января 2001 г. N 3 (далее - Положение, ) , настоящее Положение определяет порядок выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено. Положение не распространяется на охотничьих животных, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно пункту 1.6.2 Положения лицензии выдаются, в том числе, юридическими лицами, на территории, акватории, предоставленные им решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления пользования охотничьими животными на основании долгосрочной лицензии.
В соответствии с пунктом 3.10 Положения выданные юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям использованные и неиспользованные бланки лицензий на добычу охотничьих животных, перечисленных в пунктах 1.2 и 1.3, использованные лицензии на добычу охотничьих животных, перечисленных в пункте 1.4, корешки к лицензиям подлежат возврату в выдавшие их органы государственной власти в течение 1 месяца по окончании сезона охоты на соответствующие виды охотничьих животных.
Согласно сроков добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 г. № 18 (пункт 48), сезон охоты на лося и изюбря в Дальневосточном федеральном округе установлен с 1 октября по 15 января.
Таким образом, срок возврата данных именных разовых лицензий (лось, изюбрь) истекает 15 февраля 2010 г.
Как следует из материалов дела, Организация имеет Долгосрочную лицензию № 2021 серия ХХ сроком действия с 16.05.2001 г. по 17.05.2026 г.
В приложении № 3 к данной лицензии указаны Условия пользования ресурсами охотничьих животных (далее – Условия).
Пунктом 21 указанных условий предусмотрена обязанность своевременно заказывать, получать в Хабаровсккрайохотуправлении и распространять среди охотников разрешения (лицензии) на животных, отнесенных к объектам охоты, охота на которых на территории Хабаровского края осуществляется по разрешениям (лицензиям). По окончании сезона охоты разрешения (лицензии) передаются в Хабаровскохотуправление в установленные сроки.
Факт нарушения Обществом сроков возврата именных разовых лицензий послужил основанием для привлечения МООООР «Кречет» к административной ответственности по статье 7.11 КоАП РФ, за нарушение условий, предусмотренных разрешением.
Между тем, вышеуказанными Условиями пользования ресурсами охотничьих животных сроки возврата именных разовых лицензий. Пункты 1 и 21 Условий является отсылочными нормами к исполнению Обществом действующего законодательства, включая нормативные акты, устанавливающие порядок выдачи именных разовых лицензий.
Срок возврата именной разовой лицензии и обязанность по её возврату установлены не долгосрочной лицензией Общества, а пунктом 3.10 Положения «О порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».
Таким образом, следует признать, что Обществом допущено не нарушение условий, предусмотренных разрешением, а нарушение общих правил пользования объектами животного мира.
Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, согласно части 3 статьи 8.37 КоАП РФ, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Таким образом, следует признать, что административным органом неправильно применена квалификация административного правонарушения.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Поскольку административным органом неправильно были квалифицированы действия Общества, оно необоснованно было привлечено к административной ответственности по статье 7.11 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Принимая во внимание, что административным органом не установлены фактические и правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности и вынесения оспариваемого постановления, оно является несоответствующим закону, в связи с чем подлежит признанию в судебном порядке незаконными и отмене в полном объеме.
Данный правовой подход соответствует разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которому в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и об его отмене
Исходя из вышеизложенного, с учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст.30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 11-ох от 06.04.2010г. по делу об административном правонарушении, которым Межрегиональная общественная организация ООР «Кречет» привлечена к административной ответственности по статье 7.11 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Зверева