Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-4429/2008-89АП
08 октября 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.В. Зверевой,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей
рассмотрел в судебном заседании заявление ООО «Вива-тур»
об оспаривании постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Хабаровска от 27.03.2008 г. № 90, 91
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 паспорт <...> выдан 17.09.2002 г. УВД Центрального района г. Хабаровска директор; ФИО2 по дов.
от 15.08.2008 г.
от административного органа – ФИО3 дов. № 13473 от 16.04.2008 г., ФИО4 дов № 145 от 10.01.2008 г.
Предмет спора: Общество с ограниченной ответственностью «ВИВА-ТУР» (далее – ООО «ВИВА-ТУР», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании Инспекции ФНС России по Центральному району г. Хабаровска (далее – Инспекция, административный орган) от 27.03.2008г. №№ 90, 91 по делам об административных правонарушениях, которыми ООО «ВИВА-ТУР» и директор ООО «ВИВА-ТУР» привлечены к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Определением от 23.06.2008 г. производство по делу в части обжалования постановления Инспекции от 27.03.2008 г. № 91 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ должностного лица – директора ООО «ВИВА-ТУР» ФИО1 прекращено по причине неподведомственности данного спора арбитражному суду.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивал, просил отменить постановление ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска от 27.03.2008г. №№ 90 по делу об административном правонарушении. От требований о взыскании с ИФНС по Центральному району г. Хабаровска материальных затрат на судебные издержки и материальных затрат за моральный вред, причиненный не обоснованными обвинениями в размере 5 000 рублей отказался.
Свою позицию заявитель обосновывает тем, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 применение бланков строгой отчетности, в т.ч. бланка ТУР-1, разрешено для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены. Учитывая, что закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, считает, что Постановление Инспекции подлежит признанию незаконным и отмене.
Административный орган против заявленных требований возражал. Настаивает на том, что факт административного правонарушения и вина Общества в его совершении подтверждаются материалами дела. Считает, что Постановление Правительства РФ № 359 от 06.05.2008 г. не может быть отнесено в бланку ТУР-1, поскольку распространяется только на те виды бланков, в отношении которых не были ранее утверждены новые формы бланков строгой отчетности, тогда как в данном случае Приказом № 60-н от 09.07.2007 г. «Об утверждении бланка строгой отчетности «Туристическая путевка» новый вид бланка был утвержден и должен применяться на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 АПК РФ с 02.10.2008 по 08.10.2008.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
24.03.2008 г. должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району г. Хабаровска на основании поручения № 104 от 15.02.2008 проведена проверка соблюдения действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт Обществом с ограниченной ответственностью «ВИВА-ТУР», расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что Обществом 05.02.2008 г. заключен договр № 180 на оказание туристических услуг с покупателем ФИО5 на общую сумму 26.900 рублей. При приеме наличных денежных средств по договору № 180 от 05.02.2008 г. выписана туристическая путевка № 000180 по форме ТУР-1, (утвержденной Министерством Финансов России от 10.04.1996 г. № 16-00-30-19 и утратившей силу с 10.08.2007 г.). Форма БСО ТУР-1 «Туристическая путевка» утверждена приказом Минфина РФ от 09.07.2007 г. № 60н. Применение бланков строгой отчетности неустановленного образца приравнивается к неприменению бланка БСО (неприменению контрольно-кассовой техники).
Результаты проверки отражены в акте № 000102 от 24.03.2008 г.
25.03.2008 старшим государственным налоговым инспектором ИФНС по Центральному району г. Хабаровска ФИО6 по вышеуказанному факту в отношении Общества в присутствии законного представителя (директора ФИО1) был составлен протокол № 17-24/97 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ.
27.03.2008 по результатам рассмотрения материалов проверки начальником Инспекции ФНС по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление № 90 о привлечении ООО «ВИВА-ТУР» к административной ответственности по статье 14.5. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30000 рублей.
Несогласие Общества с указанным с постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Статьей 14.5. КоАП РФ установлена административная ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ), организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товары, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Положением «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 г. № 171 (действовавшего на период применения Обществом бланков Туристической путевки Тур-1 и на период проведения проверки) (далее – Положение), настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков. (пункт 1).
К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, согласно пункта 2 указанного Положения, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки).
В соответствии с пунктом 3 Положения, формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Пунктом 5 указанного Положения установлены обязательные реквизиты, которые должен содержать бланк, а именно: а) сведения об утверждении формы бланка; б) наименование, шестизначный номер и серия; в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) вид услуг; ж) единица измерения оказания услуг; з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты; и) дата осуществления расчета; к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункта 7 Положений, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
Формы бланков, утвержденные в соответствии с настоящим Положением, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены, в соответствии с пунктом 11 Положения..
Формы бланков утверждаются на срок, устанавливаемый Министерством финансов Российской Федерации. Продление срока действия формы бланка может быть произведено по обращению заинтересованного органа государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, при условии, что указанная форма бланка соответствует требованиям, действующим на момент подачи такого обращения. (пункт 12).
Организации и индивидуальные предприниматели ведут учет бланков. (пункт 14).
В соответствии с пунктом 24 Положения, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику.
Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 09.07.2007 г. № 60н «Об утверждении формы бланка строгой отчетности», в соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 утверждена прилагаемая к данному Приказу форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка".
В соответствии с пунктом 2 указанного Приказа, признано утратившим силу письмо Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г. N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности", утвердившее форму ТУР-1 "Туристская путевка".
При этом следует отметить, что форма бланка строгой отчетности "Туристская путевка" признана недействующей решением Верховного Суда РФ от 12.02.2008 N ГКПИ07-1144. Однако, Определением Верховного Суда РФ от 10.06.2008 N КАС08-232 указанное решение отменено и вынесено новое решение, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 данного документа.
Судом по материалам дела установлено, что ООО «ВИВА-ТУР» в период с 26.11.2007 г. по 13.02.2008 г. использовало бланки строгой отчетности ТУР-1, утратившие силу, в соответствии с Приказом № 60-н от 09.07.2007 г.
Так, 05.02.2008 г. Обществом применен бланк Туристической путевки «Тур-1» при расчете с покупателем ФИО5 на общую сумму 26.900 рублей, при приеме наличных денежных средств по договору № 180 от 05.02.2008 г. выписана туристическая путевка № 000180 по форме ТУР-1.
Контрольно-кассовая техника Обществом при осуществлении денежных расчетов не применялась.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Анализ установленных по делу обстоятельств в совокупности с вышеуказанными нормоположениями позволяет сделать вывод, что в действиях Общества имелись признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5. КоАП РФ.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» разъяснено, что поскольку в силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, то в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
Обстоятельства правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: актом проверки от 24.03.2008 № 000102, протоколом об административном правонарушении от 25.03.2008 № 17-24/97, бланком ТУР-1 от 05.02.2008 г. № 000180, договором № 180 от 05.02.2008 г.
Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий осуществления наличных денежных расчетов, чем причинен вред порядку общественных отношений в сфере торговли и финансов, правилам государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).
Административная ответственность, предусмотренная статья 14.5 КоАП РФ, имеет многофункциональное значение и направлена не только на охрану финансовой и налоговой дисциплины, но и на обеспечение интересов граждан в том числе в области оказания услуг, защищает права потребителей и поддерживает установленный порядок при оказании услуг.
Довод Общества о том, что Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. № 359 разрешено применение ряда бланков строгой отчетности в т.ч. бланка ТУР-1, отклоняется судом.
В соответствии с указанным Постановлением (пункт 2), формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", могут применяться до 1 декабря 2008 г., если иное не предусмотрено абзацем третьим настоящего пункта. (абзац 1)
Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" до вступления в силу настоящего Постановления, применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены. (абзац 2)
Формы бланков строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу настоящего Постановления для услуг, в отношении которых порядок утверждения форм бланков строгой отчетности определен в соответствии с пунктами 5 и 6 Положения, утвержденного настоящим Постановлением, могут применяться до их утверждения в соответствии с указанным Положением. (абзац 3)
Бланк строгой отчетности «Туристическая путевка» утвержден, приказом № 60-н от 09.07.2007 г. Министерства финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N 171, и указанный Приказ не был отменен постановлением от 06.05.2008 г. № 359.
Из вышеизложенного следует, что в соответствии с постановлением № 359 от 06.05.2008 г. установлена обязательность применения бланка строгой отчетности «Туристическая путевка», по форме, утвержденной Приказом № 60н от 09.07.2008 г.
Данное обстоятельство подтверждается также разъяснением, данным Министерством финансов Российской Федерации в Информационном письме от 22.08.2008 г. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности».
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При анализе Акта проверки от 24.03.2008 г. № 000102 – подлинного экземпляра Инспекции, представленного на обозрение суда, а также экземпляра данного акта, представленного суду заявителем, установлено различие данных экземпляров документов по содержанию. На странице 2 акта при описании правонарушения в экземпляре Инспекции имеется запись: «Также 25.03.2008 г. используемые ООО «Вива-тур» туристические путевки формы ТУР-1, не изготовлены типографским способом, отсутствует номер тиража, отсутствует наименование типографии». Экземпляр Общества данной записи не содержит. Суд соглашается с доводом заявителя о том, что выдача Обществу экземпляра акта, не содержащего всю информацию о правонарушении нарушает его права и может свидетельствовать о дописках в акте. Однако, поскольку в Протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности, правонарушение в виде использования бланков путевок не изготовленных типографским способом, отсутствие на них номера тиража и наименования типографии не отражено и не вменяется Обществу в качестве правонарушения, суд не может признать данное обстоятельство существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод об отсутствии правовых оснований для признания постановления от 27.03.2008 № 90 незаконным и его отмены, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне. Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих ответственность и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В части требований о взыскании с ИФНС по Центральному району г. Хабаровска материальных затрат на судебные издержки и материальных затрат за моральный вред, причиненный не обоснованными обвинениями в размере 5 000 рублей, производство по делу подлежит прекращению в связи с отказом заявителя от данной части требований.
Руководствуясь ст.ст. 150, 167-170, 207-211 АПК РФ, ст.30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Вива-тур», расположенного по адресу: <...>, о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС по Центральному району г. Хабаровска № 90 от 27.03.2008 г. о назначении административного наказания отказать.
В части заявленных требований о взыскании с Инспекции ФНС по Центральному району г. Хабаровска суммы судебных издержек, материальных затрат и морального вреда производство по делу прекратить.
Обеспечительные меры отменить по вступлении решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В. Зверева