Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-4454/2008-90АП
«26» мая 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «АмурРеактив» о признании незаконными и отмене постановлений Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 206, 207 от 25.04.2008.
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества: ФИО1 по доверенности от 06.05.2008г.
от административного органа: ФИО2 по доверенности № 41.2.28-5369 от 08.05.2008г.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 20.05. по 26.05.2008.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «АмурРеактив» (далее – ООО «АмурРеактив», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Министерства природных ресурсов Хабаровского края (далее – административный орган) № 207, 206 от 25.04.2008, которыми Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафов в размере 10 000 и 50 000 рублей соответственно.
В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и возражениям в заявлении.
Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился, настаивал на законности и обоснованности оспариваемых постановлений.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
Общество с ограниченной ответственностью «АмурРеактив» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.01.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1062721012474.
19.03.2008 управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Хабаровска совместно с прокуратурой Центрального района г. Хабаровска проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства. В ходе проверки были выявлены нарушения деятельности ООО «АмурРеактив». 21.03.2008 прокуратурой Центрального района г. Хабаровска было возбуждено производство об административном правонарушении в отношении директора ООО «АмурРеактив» ФИО3 по статье 8.2 и 8.41 КоАП РФ.
Материалы административных производств направлены для рассмотрения в Министерство природных ресурсов Хабаровского края.
На основании данной информации о нарушении природоохранного законодательства 21.04.2008 государственным инспектором Управления охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края на основании распоряжения № 24 от 17.04.2008 проведена проверка требований природоохранного законодательства ООО «АмурРеактив».
В ходе проверки установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности в виде оптовой торговли химреактивами и химическим лабораторным стеклом ООО «АмурРеактив» не соблюдает требования природоохранного законодательства в области платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обществом плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена с нарушением установленных сроков. Кроме того, при осуществлении данной хозяйственной деятельности Общество не соблюдает требования природоохранного законодательства при обращении с отходами производства и потребления и их размещение.
Результаты проверки зафиксированы в акте № 206 от 21.04.2008г.
21.04.2008 в отношении Общества в присутствии его законного представителя директора ФИО4 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 и 8.2 КоАП РФ, составлены протоколы об административных правонарушениях № 206 и 207.
25.04.2008 государственным инспектором Хабаровского края по охране природы ФИО5 по результатам рассмотрения протоколов и материалов проверки вынесены постановления № 206 о привлечении ООО «АмурРеактив» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, назначен штраф в сумме 50 000 рублей и № 207 о привлечении ООО «АмурРеактив» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, назначен штраф в сумме 10 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании их законности.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя исходя из следующего.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 23.05.2002г. № 272 «О специально уполномоченном государственном органе Хабаровского края в области охраны окружающей среды и должностных лицах в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля» на Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложены функции специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 2.1 статьи 2 Устава ООО «АмурРеактив» предметом его деятельности среди прочего является оптовая торговля химическим продуктами, прочими промышленными химическими веществами.
В соответствии со статьями 1, 16, 24 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закона № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Размещение отходов производства и потребления относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Частью 1 стать 22 Закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992г. № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Пунктом 1 Порядка определено, что он распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием.
Пунктом 9 Порядка установлено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, установленные территориальными органами Министерства Экологии и природных ресурсов РФ.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, календарным кварталом года.
В материалах дела имеется платежное поручение № 236 от 18.03.2008, согласно которому Обществом произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2006-2007 годы с нарушением установленных сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» установлено, что размещение отходов осуществляется на основании документа – норматив образования отходов и лимит на их размещение, выданного на основании проекта нормативов образования отходов и лимита на их размещение.
Поскольку у ООО «АмурРеактив» образуются опасные для окружающей среды отходы, которые размещаются в отсутствие норматива образования отходов и лимита на их размещение, то со стороны Общества существует угроза загрязнения окружающей среды.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наступление ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наступление ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Общество имело реальную возможность обеспечивать выполнение вышеуказанных требований природоохранного законодательства, но не предприняло к тому соответствующих мер.
Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения ООО «АмурРеактив» административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статьям 8.2, 8.41 КоАП РФ.
Доводы представителя заявителя о нарушении административным органом пунктов 4, 5 статьи 7 Федерального закона № 134-ФЗ от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон 134-ФЗ) судом не принимаются исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 закона № 134-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.
Действительно, пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
В соответствии со статьей 2 закона № 134-ФЗ государственный контроль (надзор) – это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Следовательно, действие Закона № 134-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам.
В рассматриваемом случае Управлением охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Хабаровского края проведена проверка соблюдения обществом природоохранного законодательства, в связи с чем ссылка на положения Закона № 134-ФЗ является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона № 134-ФЗ установлено, что внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля, в том числе, в случае получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Из материалов дела усматривается, что внеплановая проверка была проведена на основании распоряжения № 24 от 17.04.2008. «О проведении мероприятия по государственному экологическому контролю» по информации, содержащейся в постановлениях и.о. прокурора Центрального района г. Хабаровска Бодрова И.Ю. о возбуждении производства об административном правонарушении от 21.03.2008 в отношении должностного лица Общества.
Далее, в соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений для юридических лиц – субъектов малого предпринимательства, в отношении проведения проверок и привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановлений Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 206, 207 от 25.04.2008, поскольку факт административных правонарушений и вина Общества доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «АмурРеактив» о признании незаконными и отмене постановлений Министерства природных ресурсов Хабаровского края № 206, 207 от 25.04.2007г. о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников