Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-449/2022
июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2022 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Дюковой С.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яровым Е.Р.
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)
к Акционерному обществу «Национальная транспортная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 143401, <...>, помещ. XXX)
о взыскании 19 964 руб. 50 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца - Картавая М.Н. по доверенности № ДВОСТ НЮ-118/Д от 24.08.2021 г.;
от ответчика - ФИО1 по доверенности от 16.12.2021 г. (онлайн).
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с Акционерного общества «Национальная транспортная компания» 19 964 руб. 50 коп., составляющих плату за нахождение вагонов заказчика на железнодорожных путях общего пользования в размере 19 447 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 517 руб. 30 коп., рассчитанные по день фактического исполнения обязательства по оплате. Кроме того, истец просил взыскать почтовые расходы в размере 3 192 руб. 84 коп.
Определением суда от 18.01.2022 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Определением от 14.03.2022 г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, поддержал возражения отзыва на иск.
Заслушав представителей сторон в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 21.07.2021 г.между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) заключен договор № ТОР-ЦДИЦВ-180/НТК-21/208Т на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов.
В соответствии с пунктом 1.1 договора, заказчик поручает и обязуется оплачивать, а подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий от цепочный ремонт грузовых вагонов (ТР-2), принадлежащих заказчику на праве собственности/аренды или право на проведение ТР-2, которых имеется у заказчика на ином законном основании (грузовые вагоны) в вагонных депо дирекций инфраструктуры – структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (ВЧДЭ), указанных в Перечне вагонных депо подрядчика (Приложение №1), а также обеспечивать ответственное хранение предоставленных заказчиком для проведения ТР-2 и забракованных запасных частей, демонтированных грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов, на территории ВЧДЭ подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.
В силу пункта 1.2 договора, подрядчик производит ТР-2 грузовых вагонов:
- с использованием запасных частей собственности Подрядчика (за исключением колесных пар, боковых рам, надрессорных балок, поглощающих аппаратов, автосцепок, тяговых хомутов, которые используются при их наличии и по согласованию сторон);
- с использованием предоставленных заказчиком исправных запасных частей, в том числе запасных частей новой конструкции и из числа немассовых, которые заказчик обязан предоставить при отсутствии их у подрядчика, а также с использованием исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора);
- путем ремонта снятых с забракованных грузовых вагонов запасных частей с последующей их установкой на грузовые вагоны заказчика.
Согласно пункту 2.1 договора, стоимость выполняемых работ по ТР-2 одного грузового вагона определяется ВЧДЭ подрядчика в расчетно-дефектной ведомости, составленной по форме приложения №2 к настоящему договору, на основании фактически выполненных работ в соответствии с дефектной ведомостью формы ВУ-22 и акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (в случае его составления).
Предельная цена настоящего договора составляет 400 000 000 руб., кроме того НДС (20 %) – 100 000 000 руб. 00 коп. Итого предельная цена настоящего договора с учетом НДС (20 %) составляет 500 000 0000 руб. 00 коп.
Заказчик производит перечисление авансовых платежей на расчетные счета СП ЦДИ в размере 100 % фактической стоимости выполненных работ по проведению ТР-2 грузовых вагонов в предыдущем месяце на основании выставленного подрядчиком счета в течение 5 банковских дней с даты его получения заказчиком, но не позднее 25 числа месяца, предшествующего месяцу проведения ТР-2 грузовых вагонов, при этом, счет на оплату должен быть предоставлен подрядчиком не позднее 20 числа месяца, предшествующему месяцу проведения ТР-2 грузовых вагонов (пункт 2.3.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.5 договора заказчик оплачивает стоимость нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по ставкам платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования грузовых вагонов (приложение № 8) в случае:
- отсутствия денежных средств на расчетном счете Московской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в размере, достаточном для выполнения ТР-2 одного грузового вагона - 23 800 руб. 00 коп., кроме того НДС (20%) - 4 760 руб. 00 коп.;
-не поступления на расчетный счет Московской дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» авансовых платежей за проведение ТР-2 грузовых вагонов в сроки, предусмотренные подпунктом 2.3.1 договора, а также просрочки платежей, согласно подпункту 2.3.3 договора;
-отсутствия более 24 часов с даты получения акта браковки запасных частей грузового вагона формы ВУ 101 ЭТД, составленного согласно приложению № 9 к договору, решения от заказчика об использовании запасных частей из технологического запаса подрядчика при наличии, либо предоставлении запасных частей заказчиком либо ремонте демонтированных с грузового вагона заказчика запасных частей с установкой под тот же грузовой вагон;
Не предоставления более 5 суток с даты получения акта формы ВУ 101 ЭТД заказчиком запасных частей для замены неисправных;
Остановки грузового вагона согласно предписанию Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации;
Отсутствия более 12 часов согласованного запроса-уведомления в АС ЭТРАН на отправку грузового вагона после оформления уведомления на грузовой вагон из ремонта формы ВУ-36 ЭТД.
В силу пункта 4.1.1 договора, подрядчик обязуется произвести ремонт грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов, утвержденного МПС России от 02.09.1997 г. РД 32 ЦВ-056-97 и других действующих нормативных документов МПС России и ОАО «РЖД» в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.
Подрядчик предоставляет гарантию на фактически проведенные подрядчиком работы в соответствии с Руководством по ТР-2, а также на установленные при ТР-2 грузовых вагонов запасные части подрядчика до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по «Пробегу» при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1 – 4.1.2.7 настоящего характера, за исключением неисправностей эксплуатационного характера, включенных в Классификатор (пункт 4.1.2 договора).
Основанием для отцепки грузового вагона в ТР-2 являются требования, установленные Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50).
Отсчет времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика, начинается с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками, в течение которых было оформлено уведомление формы ВУ 23 ЭТД по остановке согласно предписанию.
Окончание отсчета времени нахождения грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от подрядчика определяется датой поступления на расчетный счет Московской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» авансовых платежей за проведение ТР-2 грузовых вагонов; получения подрядчиком решения заказчика о предоставлении запасных частей Заказчиком, либо о ремонте демонтированных с грузового вагона Заказчика запасных частей с установкой под тот же грузовой вагон либо применении запасных частей подрядчика (при их наличии); предоставления заказчиком запасных частей подрядчику для замены неисправных в соответствии с пунктом 1.2.2 договора; оформлением заказчиком заготовки запроса-уведомления в системе АС ЭТРАН на отправку грузового вагона после оформления уведомления на грузовой вагон из ремонта ВУ-36 ЭТД.
Нахождение грузового вагона на железнодорожных путях общего пользования оплачивается заказчиком в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем на основании акта формы № ФПУ-26 с приложением ежемесячного сводного акта о нахождении грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по форме приложения № 10 к договору, составленного на основании актов общей формы № ГУ-23.
Согласно пункту 3.6 договора согласование заказчиком способа проведения работ требуется при отсутствии у подрядчика на ответственном хранении запасных частей заказчика, предоставленных последним для выполнения ТР-2 грузовых вагонов, или отремонтированных подрядчиком.
В этих случаях подрядчик в течении 24 часов начиная с 00 часов 00 минут суток, следующих за сутками прибытия грузового вагона на железнодорожную станцию примыкания к ВЧДЭ, передает Заказчику акт формы ВУ-101 ЭТД посредством ЭДО СПС с использованием ЭП, с приложением скан-копии уведомления формы ВУ-23 ЭТД, для подтверждения заказчиком выполнения работ по договору, а также принятия заказчиком решения о выполнении ТР-2 грузовых вагонов с использованием запасных частей подрядчика, запасных частей Заказчика, в том числе исправных запасных частей, снятых с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора), или о ремонте неисправных ремонтопригодных запасных частей.
Заказчик в течение 24 часов с момента получения от подрядчика акта формы ВУ-101 ЭТД посредством ЭДО СПС уведомляет Подрядчика о принятом решении (использование запасных частей из технологического запаса подрядчика, доставка заказчиком исправных запасных частей, ремонт неисправных ремонтопригодных запасных частей заказчика в вагоноремонтной организации, использование исправных запасных частей заказчика, находящихся на ответственном хранении у подрядчика, снятие исправных запасных частей с другого грузового вагона заказчика (вагона-донора)).
Решение заказчик оформляет в виде гарантийного письма в адрес подрядчика, составленного по форме приложения № 22 к договору. При отсутствии гарантийного письма по истечении указанного срока, грузовой вагон убирается с ремонтных позиций ВЧДЭ и заказчик оплачивает простой грузового вагона на путях общего пользования в соответствии с пунктом 2.5 договора.
В соответствии с пунктом 4.3.17 договора при получении акта формы ВУ-101 ЭТД при отсутствии у подрядчика запасных частей, необходимых для ТР-2 грузовых вагонов осуществить предоставление подрядчику собственных запасных частей в течение срока, предусмотренного в пункте 3.7 договора, или сообщить о согласии на направление неисправных запасных частей силами подрядчика в ближайшую вагоноремонтную организацию для их освидетельствования и ремонта с последующей установкой на грузовой вагон, с которого они были демонтированы, или на другой грузовой вагон. При этом заказчик компенсирует подрядчику все понесенные расходы (двойную подачу/уборку грузового вагона, демонтаж/монтаж, погрузку/выгрузку запасных частей, транспортировку, стоимость освидетельствования или дефектоскопии запасных частей, согласно предъявленным документам вагоноремонтной организацией подрядчику, простой грузового вагона в ожидании ремонт запасной части.
Истцом в адрес ответчика посредством системы ЭДО СПС были направлены уведомления и акты браковки: № 30 от 05.07.2021 г., № 20 от 03.07.2021 г., № 2 от 02.07.2021 г., № 349 от 03.08.2021 г. об отсутствии запасных частей собственности ОАО «РЖД» для ремонта вагонов, на которые от АО «НТК» не были получены ответы о выборе способа ремонта.
На путях общего пользования ОАО «РЖД» в период с 30 июля по 19 августа 2021 года простаивали 4 грузовых вагона собственности или аренды АО «НТК» в ожидании текущего отцепочного ремонта по причине «отсутствие информации от собственника вагона о варианте организации ремонта вагона». Сумма простоя составила 19 447 руб. 20 коп., в том числе НДС 20 % в размере 3 241 руб. 20 коп.
Сводные акты о нахождении вагонов заказчика на железнодорожных путях общего пользования, акт о выполненных работах, акты ГУ-23 направлялись в адрес заказчика вместе с претензией № 1549/ДВ ВЧДЭ-10 от 28.10.2021 г.
Между тем, заказчиком акты не подписаны, требования претензии оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона обязуется выполнить по заданию другой стороны определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Факт выполнения истцом работ по ремонту вагонов подтвержден материалами дела.
Ответчиком в нарушение условий дог8овора не был предоставлен ответ о выборе способа ремонта, что послужило основанием постановке вагонов на платный простой в соответствии с пунктом 2.5 договора.
Ссылки ответчика на положения Руководства по текущему отцепочному ремонту от 02.09.1997 г. № РД 32 ЦВ-056-97 в рамках рассмотрения настоящего спора являются несостоятельными, поскольку правоотношения сторон регулируются условиями договора № ТОР-ЦДИЦВ/180/НТК-21/208Т от 21.07.2021 г. на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов, а также нормами действующего законодательства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, требование истца о взыскании платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования подлежит удовлетворению в заявленном размере - 19 447 руб. 20 коп.
Из положений статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
В силу положений статьи 395 ГК РФ истец вправе требовать взыскания процентов, начисляемых по день исполнения денежного обязательства, поэтому требования о взыскании процентов по день фактической оплаты также подлежит удовлетворению.
Судом установлено наличие просрочки в исполнении обязательства, следовательно, иск в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 517 руб. 30 коп. за период с 02.11.2021 г. по 09.12.2021 г., с 10.12.2021 г. по день фактической оплаты подлежит удовлетворению.
На основании статьи 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с осмотром доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Истцом заявлено требование о взыскании почтовых расходов по отправлению претензии № 1549/ДВВЧДЭ-10 от 28.10.2021 г. в адрес ответчика на сумму 3 192 руб. 84 коп.
Таким образом, истцом доказан факт несения расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела, и их размер.
При таких обстоятельствах требование о возмещении почтовых расходов подлежит удовлетворению в заявленной сумме на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по госпошлине подлежит взысканию с ответчика в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Акционерного общества «Национальная транспортная компания» в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в сумме 19 447 руб. 20 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 517 руб. 30 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с 10.12.2021 г. по день фактической оплаты долга, исходы из суммы основного долга 19 447 руб. 20 коп. и ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб. 00 коп. и почтовые расходы в сумме 3 192 руб. 84 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.И. Дюкова