ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4628/20 от 17.06.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                    дело № А73-4628/2020

18 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2020 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Цой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю

о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Беркут» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя  - ФИО1 по доверенности от 30.12.2019 № 87; ФИО2 по доверенности от 27.01.2020 № 21;

от лица, привлекаемого к ответственности -  ФИО3 по доверенности от 10.08.2019.

Сущность дела: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю(далее – Управление Росгвардии по Хабаровскому краю, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Беркут» (далее – ООО «ОО «Беркут», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Представители административного органа в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель общества с заявленными требованиями не согласилась по мотивам, указанным в отзыве.

В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объявлялся перерыв с 10.06.2020 до 09 часов 20 минут 17.06.2020.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Беркут», расположенное по адресу: 680000, <...>, литер О, этаж/офис 3/311, зарегистрировано 18.10.2006 за основным государственным регистрационным номером 1062721097966, ИНН <***> и на основании лицензии № 442-КР от 28.12.2006 осуществляет частную охранную деятельность на территории Российской Федерации по следующим видам охранных услуг:

- защита жизни и здоровья граждан;

- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты противоправных посягательств;

- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1.

24.02.2020г. в Управление Росгвардии по Камчатскому краю поступило обращение гражданина (вх. № 3-16-034856 от 24.02.2020), содержащее сведения о нарушениях ООО «ОО «Беркут» требований действующего законодательства.

Поскольку ООО «ОО «Беркут» зарегистрировано на территории Хабаровского края и лицензирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью общества, является Управление Росгвардии по Хабаровскому краю, указанное обращение гражданина, в соответствии с п.61.2 Приказа Росгвардии от 09.06.2017 № 170 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войска национальной гвардии Российской Федерации» было направлено на рассмотрение в Управление Росгвардии по Хабаровскому краю.

В своем обращении гражданин указывал на то, что с 19.01.2020 он в качестве охранника ООО «ОО «Беркут» оказывает охранные услуги на объектах ПАО «Ростелеком», расположенных на территории Камчатского края, при этом руководство ООО «ОО «Беркут» трудовой договор с ним не заключает, личную карточку охранника не оформляет.

Копия обращения для рассмотрения доводов, относящихся к трудовому законодательству, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» была направлена в Государственную инспекцию труда в Хабаровском крае.

По фактам нарушения законодательства о частной охранной деятельности Управлением Росгвардии по Хабаровскому краю в отношении ООО «ОО «Беркут» проведена проверка, в рамках которой в Управление Росгвардии по Камчатскому краю направлен запрос о предоставлении необходимых сведений и документов. В ответ на запрос Управлением Росгвардии по Камчатскому краю предоставлены соответствующие материалы.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что ООО «ОО «Беркут» осуществляет охрану объектов, принадлежащих ПАО «Ростелеком»:

-<...> отдельно стоящее техническое здание городской телефонной станции, с размещением электронного оборудование для организации связи, а также абонентского отдела для работы с населением;

-г. Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 5 отдельно стоящее административное здание;

-г. Петропавловск-Камчатский, пр. Победы, д. 12 отдельно стоящее здание, находящееся в собственности ПАО «Ростелеком», в котором непосредственно расположен офисы работников ПАО «Ростелеком»;

-<...> «а» объект «Служба транспортного обеспечения» территория, находящаяся в собственности ПАО «Ростелеком», на которой находятся транспортные средства, принадлежащие организации.

На основании договора от 09.09.2019 № 31908152579, заключенного между ПАО «Ростелеком» и ООО «ОО «Беркут», последнее оказывает услуги по охране 13 объектов Камчатского филиала ПАО «Ростелеком».

Пунктом 5 Приложения № 1 к Договору № 31908152579 установлены требования к участнику Закупки.

Так, пунктом 5.2 Приложения № 1 к Договору № 31908152579 установлено, что в лицензии в Перечне разрешенных видов услуг должно быть разрешение по пункту: «охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона РФ № 2487-1».

По результатам проведенных проверочных мероприятий установлено, что ООО «ОО «Беркут» в нарушение п. 7 ч. 3, ч. 1 ст. 11, ст. 11.2 Закона №2487-1 осуществляет охрану объектов, принадлежащих ПАО «Ростелеком», в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, без разрешенного вида услуги, предусмотренной лицензией на частную охранную деятельность.

19.03.2020 с целью обобщения результатов по итогу проведенной проверки по обращению гражданина должностным лицом Управления Росгвардии по Хабаровскому краю составлено мотивированное заключение. Факты, изложенные в обращении, подтвердились и прямо указывали на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

25.03.2020 инспектором по особым поручениям ЦЛРР Управления Росгвардии по Хабаровскому краю ФИО4 в отношении ООО «ОО «Беркут», в присутствии директора общества ФИО5, составлен протокол № 27ЛРР 8100011143 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ОО «Беркут» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:

- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона  и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1) частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию), полученную в соответствии с настоящим Законом, организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

В соответствии со статьей 11.2 Закона № 2487-1 и пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ частная охранная деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Частью 3 статьи 3 Закона № 2487-1 предусмотрено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом (статья 11 Закона № 2487-1), при этом статья 3 содержит исчерпывающий перечень видов охранных услуг.

Таким образом, согласно пункту 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1 - охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона № 2487-1, является самостоятельным видом охранных услуг, возможность предоставления которых должна быть специально оговорена в лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической   защищенности   объектов   (территорий) Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)» установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов, относящихся к цифровому развитию и массовым коммуникациям.

Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, на основании договора от 09.09.2019 № 31908152579, заключенного между ПАО «Ростелеком» и ООО «ОО «Беркут», последнее оказывает услуги по охране 13 объектов Камчатского филиала ПАО «Ростелеком».

Указанные объекты охраны в соответствии с Постановлением № 1130 относятся к объектам, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, следовательно, данные объекты подлежат охране в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1.

Вместе с тем, лицензия ООО «ОО «Беркут» № 442-КР от 28.12.2006 предоставлена на осуществление частной охранной деятельности с разрешенными видами охранных услуг, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5, 6 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1.

Как установлено административным органом и следует из материалов дела, в нарушение статьи 11 Закона № 2487-1 ООО  «ОО «Беркут», не имея лицензии на осуществление вида охранной деятельности, предусмотренного пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1, в соответствии с договором на оказание охранных услуг от 09.09.2019 осуществляло охрану объектов и имущества, а также обеспечивало пропускной режим на объектах связи и массовых коммуникаций, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Таким образом, в нарушение требований Закона № 2487-1 ООО «ОО «Беркут» при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) оказывало охранные услуги, возможность предоставления которых должна быть специально оговорена в лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) является административным правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Обстоятельства рассматриваемого правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении  от 25.03.2020 № 27ЛРР8100011143, лицензией № 442-КР от 28.12.2006, договором на оказание охранных услуг от 09.09.2019,  иными материалами дела.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «ОО «Беркут» признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина общества выражается в осуществлении охранной деятельности без специального разрешения (лицензии), чем причинен вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности, которая может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что также свидетельствует о наличии субъективной стороны правонарушения.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта. Доказательств наличия указанных обстоятельств  обществом не представлено.

По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения обществу более мягкого наказания - предупреждения, поскольку в рассматриваемом случае противоправными действиями общества в виде оказания услуг по охране  объектов связи и массовых коммуникаций, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, без специального разрешения (лицензии) создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Хабаровскому краю (Управление Росгвардии по Хабаровскому краю), расчетный счет получателя платежа 40101810300000010001 в Отделение Хабаровск г. Хабаровск, ИНН <***>, КПП 272301001, ОКТМО 08701000, БИК 040813001, КБК 18011601141019000140, УИН 18046927200325111436.

Судом отклоняется довод общества об истечении срока давности привлечения лица к ответственности, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Как видно из материалов дела, вменяемое Обществу правонарушение – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), было выявлено Управлением Росгвардии по Хабаровскому краю 19.03.2020 по результатам  проведенной проверки по обращению гражданина. Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности на момент  рассмотрения настоящего дела не истек.

В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, с участием законного представителя общества, заявление о привлечении к административной ответственности подано в Арбитражный суд Хабаровского края по юридическому адресу ООО «ОО «Беркут», что согласуется с положениями статьи 203 АПК РФ.

Таким образом, по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено фактов нарушения административным органом норм процессуального права, а также наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 4.1, частью 2 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1  КоАП РФ, статьями  167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Охранная организация «Беркут», расположенное по адресу:  680000, <...>, литер О, этаж/офис 3/311, зарегистрированное 18.10.2006г. за основным государственным регистрационным номером 1062721097966, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                             Ж.Г. Шестак