ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-4717/16 от 02.06.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-4717/2016

08 июня 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2016 года. Полный текст решения изготовлен 08 июня 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Стёпиной С.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Корнута Ю.А.

рассмотрел в заседании суда дело по иску Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края

к Администрации Амурского муниципального района

3-е лицо: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство культуры Хабаровского края

о взыскании 9 201 989руб. 07коп., признании расходов дополнительными

в судебном заседании приняли участие:

от истца - ФИО1 глава поселения, ФИО2 по доверенности № 26 от 30.12.2015,

от Министерства культуры Хабаровского края - ФИО3 по доверенности № 01-52-144 от 19.01.2016, ФИО4 по доверенности № 01-71-4014 от 16.-7.2015,

от Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края- ФИО5 по доверенности от 01.06.2016, ФИО6 по доверенности от 11.01.2016,

от Министерства финансов Хабаровского края - ФИО7 по доверенности № 19-14/589 от 12.11.2015

установил: Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству культуры Хабаровского края и Администрации Амурского муниципального района о взыскании 9 201 989,07 руб. по тем основаниям, что фактическая потребность в ассигнованиях на реализацию (майских) Указов Президента РФ и постановления правительства Хабаровского края от 17.02.2015 истцу необходима субсидия в размере 8 501 022 руб., а принята бюджетом к исполнению только 4 487 630 руб. Выпадающая сумма субсидии в размере 4 013 392 руб. не обеспечена бюджетом поселения, не подкреплена дополнительными лимитами района и края, что является нарушением статей 15, 30, 31 38.1, 83 Бюджетного кодекса РФ.

При формировании бюджета на 2015 финансовый год поселению не доведены в полном объеме ассигнования на реализацию мер, предусмотренных Указами Президента РФ и правовыми актами Хабаровского края, не профинансированы принятые к исполнению доведенные лимиты бюджета получателю в лице администрации поселения. Главными распорядителями бюджетных средств министерством культуры Хабаровского края и администрацией Амурского муниципального района Хабаровского края нарушены пункт 3 Указа Президента РФ от 07.05.2012, постановление правительства Хабаровского края от 17.02.2015, пункт 2 статьи 187 Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления. Ответчики нарушают права граждан на повышение оплаты труда работников культуры и нормы бюджетного законодательства, ограничивают права местного самоуправления в поселении.

В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил и просил взыскать в бюджет Эльбанского городского поселения дополнительные расходы на повышение оплаты труда работникам культуры 9 201 989,07 руб. с Администрации Амурского муниципального района и признать расходы администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края на повышение оплаты труда работникам культуры в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 дополнительными расходами бюджета поселения.

Вышеуказанные уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ судом приняты.

В отзыве на иск и в судебном заседании представители Амурского муниципального района иск не признали и просили оставить его без удовлетворения, поскольку предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из районного бюджета осуществляется на основании заключенного соглашения.

Истцу направлялось соглашение на 2015 год, которое им не подписано.

Истец является учредителем бюджетных учреждений культуры - МБУК «Дом культуры «Восход», МБУК «Центр славянской культуры «Родник» и МБУК «Библиотечная сеть».

Согласно правовым нормам финансовое обеспечение деятельности вышеуказанных учреждений является расходным обязательством поселения.

Привлеченные по делу третьи лица: Министерство культуры Хабаровского края и Министерство финансов Хабаровского края также полагают иск не подлежащим удовлетворению, поскольку финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений является расходным обязательством поселения. Расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляется с учетом реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 и от 01 июня 2012 г. № 761 в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 году и положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013-2018 годы. Распоряжениями правительства Хабаровского края от 08.02.2013 г. и администрации Амурского муниципального района от 15.04.2013 г. утверждены планы мероприятий повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы Хабаровского края и Амурского муниципального района.

В целях оказания финансовой помощи муниципальным образованиям ежегодно из краевого бюджета выделяется субсидия на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по повышению оплаты труда отдельных категорий работников.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делу № А73-14456/2015, арбитражный суд находит установленным следующее.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-14456/2015 от 05.02.2016 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда по делу №06АП-1072/2016 от 06.05.2016 года, с Администрации Эльбанского городского поселения в пользу Администрации Амурского муниципального района взыскана субсидия в размере 1 800 000 руб., ранее перечисленная городскому поселению на 2015 год, во встречном иске Администрации Эльбанского городского поселения к Администрации Амурского муниципального района о взыскании по соглашениям от 09.09.2014 и от 01.04.2015 № 34 невыплаченной субсидии в сумме 9 177 600 руб. отказано.

Третьими лицами без самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов Хабаровского края и Министерство культуры Хабаровского края.

На основании части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными актами, не доказываются вновь, поскольку в нем участвовали те же лица, которые участвуют в настоящем деле.

Установлено, что Эльбанское городское поселение является учредителем бюджетных учреждений культуры - МБУК «Дом культуры «Восход», МБУК «Центр славянской культуры «Родник», МБУК «Библиотечная сеть», и финансовое обеспечение деятельности учреждений является расходным обязательством поселения.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр утвержден порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по повышению оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений на 2015 год (далее – порядок), целью которого является софинансирование субъектом расходных обязательств муниципальных образований края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений, увеличение заработной платы которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», и которым предусмотрены критерии отбора муниципальных образований края для получения субсидии и условия их предоставления; критерием отбора муниципальных образований края для предоставления субсидий является достижение уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований края, не превышающего значения 0,81.

Условиями предоставления субсидий являются: наличие расходного обязательства муниципального образования края, возникшего в результате принятия муниципального правового акта о повышении оплаты труда отдельных категорий работников; заключение муниципальным образованием края с главным распорядителем бюджетных средств соглашения о предоставлении субсидии по форме, установленной главным распорядителем бюджетных средств; наличие муниципальных планов по участию в реализации планов мероприятий («дорожных карт») повышения эффективности и качества услуг учреждений социальной сферы края, согласованных с главными распорядителями бюджетных средств; обеспечение реализации муниципальных планов, в том числе направление не менее одной трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда отдельных категорий работников, получаемых за счет средств от реорганизации неэффективных муниципальных учреждений и корректировки муниципальных программ, а также привлечение для повышения оплаты труда отдельных категорий работников средств муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности; обеспечение достижения показателей результативности предоставления субсидий, установленных соглашением между муниципальным образованием края и главным распорядителем бюджетных средств о предоставлении субсидии, по итогам реализации муниципальных планов.

Объем субсидии, предоставляемой муниципальному образованию края, определяется главным распорядителем бюджетных средств в размере 50 процентов от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников соответствующей сферы в 2015 году для достижения целевых показателей муниципальных планов (пункт 6 Порядка).

Перечисление субсидии осуществляется на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края (пункт 7 Порядка).

Соглашение должно содержать: сведения о размере субсидии, предоставляемой муниципальному образованию края, и размере бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования края на повышение оплаты труда отдельных категорий работников соответствующей сферы в 2015 году для достижения целевых показателей муниципальных планов; целевое назначение субсидии; реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство муниципального образования края, на исполнение которого предоставляется субсидия; значения показателей результативности предоставления субсидий, соответствующие значениям показателей, установленных муниципальным планом; обязательство муниципального образования края о достижении значений показателей результативности предоставления субсидий, установленных муниципальным планом; порядок осуществления контроля за исполнением обязательств, вытекающих из соглашения; обязательство о представлении отчетов об использовании субсидии, о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в порядке и по формам, установленным главным распорядителем бюджетных средств, в сроки, установленные пунктом 11 настоящего Порядка (п. 8 Порядка).

Также, Порядок предоставления и методика распределения иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из районного бюджета утвержден решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края от 19.12.2014 № 130.

В пункте 12 Порядка предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты из районного бюджета предоставляются на основании соглашения.

Законом Хабаровского края от 10.12.2014 № 19 Министерство культуры Хабаровского края определено главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных по КБК 0801 04Б0С02 520 «Субсидии местным бюджетам на повышение оплаты труда отдельных категорий работников муниципальных учреждений в рамках государственной программы Хабаровского края «Культура Хабаровского края».

04.05.2015 между Министерством культуры Хабаровского края и Администрацией Амурского муниципального района заключено соглашение о предоставлении в 2015 году субсидии из краевого бюджета бюджету Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры № 5 ОТ, в соответствии с которым Министерство обязалось предоставить в 2015 году бюджету муниципального образования субсидию в размере 26050700 руб., а получатель субсидии обязался принять субсидию и использовать ее по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета муниципального образования в размере 26050700 руб., а также обеспечить выполнение условий соглашения.

В 2015 году средства краевого бюджета в сумме 26050700 руб. предоставлены Амурскому муниципальному району.

Согласно пункту 1.2 соглашения, субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента РФ от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761.

Пунктами 2.1, 3.2.6 соглашения предусмотрено, что субсидия предоставляется при соблюдении муниципальным образованием условий предоставления субсидий, установленных Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр, и обязательств, предусмотренных соглашением; предусмотрена обязанность получателя по обеспечению возврата в доход краевого бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой»), а также неиспользованной субсидии в установленном порядке в течение первых 15 рабочих дней 2016 года.

Во исполнение порядка предоставления субсидии, в адрес Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района направлен проект соглашения от 01.04.2015 № 34 о предоставлении в 2015 году субсидии из бюджета Амурского муниципального района бюджету Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района на софинансирование расходных обязательств на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры №34, согласно которому администрация обязалась предоставить в 2015 году бюджету муниципального поселения субсидию, утвержденную постановлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 01.04.2015 № 369, в размере 6800000 руб., а получатель обязался принять субсидию и использовать по целевому назначению, определить финансовое обеспечение, указанных в пункте 1.2 расходных обязательств за счет средств бюджета поселения в размере 6800000 руб., обеспечить выполнение условий настоящего соглашения.

Согласно пункту 1.2 соглашения, субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по повышению оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и образования в сфере культуры, увеличение заработной платы которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761; субсидия предоставляется при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства Хабаровского края от 17.02.2015 № 25-пр (пункт 2.1); получатель обязан обеспечить возврат в доход районного бюджета части субсидии в случае не достижения в текущем году целевого показателя эффективности использования субсидии, установленного в пункте 3.2.2 (обеспечить в 2015 году достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждения культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой»), а также неиспользованной субсидии в установленном порядке в срок до 15 января 2016 года (п.3.2.6)

Пунктом 3.3.1 соглашения предусмотрено, что администрация вправе в случае невыполнения в течение текущего финансового года муниципальным образованием обязательств, вытекающих из настоящего соглашения, приостановить перечисление субсидии.

Не согласившись с редакцией преамбулы и пунктами 1.1, 1.2 соглашения, ответчик вернул соглашение с протоколом разногласий, с которыми истец не согласился.

Эльбанское городское поселение отказалось подписывать соглашение с учетом протокола согласования разногласий, до настоящего времени соглашение сторонами не подписано.

Отсутствие достигнутого соглашения привело к несоблюдению одного из условий предоставления субсидии, установленного подпунктом 2 пункта 5 Порядка.

Кроме этого, администрацией Эльбанского городского поселения не выполнено условие для получения субсидии из бюджета, предусмотренного подпунктом 5 пункта Порядка, а именно не обеспечено достижение индикативного значения показателя соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры и образования в сфере культуры к средней заработной плате по региону в соответствии с утвержденной муниципальной «дорожной картой».

По итогам реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг культуры в Амурском муниципальном районе на 2013-2018 годы», утвержденного распоряжением главы района от 15.04.2013 № 43 (в ред. от 01.06.2015 №92) по состоянию на 2015 год уровень средней заработной платы в муниципальных учреждениях культуры городских и сельских поселений района в 2015 году должен составлять 24298 руб., этот показатель у работников муниципальных учреждений культуры Эльбанского поселения по информации администрации Эльбанского городского поселения составляет 20053 руб. (письмо от 02.07.2015 №01-27-1356).

В целях выполнения Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и в соответствии с постановлением администрации Амурского муниципального района от 18.02.2015 № 166 администрации Эльбанского городского поселения необходимо было изыскать средства на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры подведомственных администрации Эльбанского городского поселения. Средства на повышение заработной платы в поселении должны быть предусмотрены в полном объеме с учетом софинансирования из средств краевого бюджета в размере 50% от объема бюджетных ассигнований для достижения индикативного значения уровня заработной платы работников учреждений культуры в 2015 году (24298 руб.), утвержденного планом мероприятий («дорожной карты»)

Согласно пункту 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные органы могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных общества, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий и решения вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 53 Закона формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального образования, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Исполнение расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

В силу пункта 1 статьи 63 Закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, переданных для осуществления органами местного самоуправления, осуществляется за счет средств федерального бюджете путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджета субъектов РФ в целях распределения между местными бюджетами на указанные цели в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе, даны определения понятиям и терминам, применяемым в бюджетных отношениях разного уровня.

Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

По данному делу требования истца о взыскании денежных сумм с ответчика мотивированы лишь ссылками на недостаточность средств местного бюджета и нарушением норм Конституции Российской Федерации, других законов.

Установлено, что в случае недостаточности денежных средств в бюджете муниципального образования, осуществляющего государственные полномочия, денежные средства предоставляются путем предоставления субвенций местным бюджетам и распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и условиями заключенного соглашения.

Из решения суда от 05.02.2016 следует, что договор от 01.04.2015 № 34 признан незаключенным ввиду отказа истца от подписания договора на предложенных условиях, что администрацией Эльбанского городского поселения не выполнено постановление администрации Амурского муниципального района от 18.02.2015 № 166 в части изыскания средств на повышение оплаты труда работников культуры.

Поскольку обязанность Администрации Амурского муниципального района перечислить истцу денежные средства могла наступить только при определенных условиях, указанных в вышеперечисленных нормативных правовых актах, при соблюдении истцом требований для получения софинансирования и при наличии соглашения, определяющего конкретные права и обязанности сторон между Администрацией Амурского муниципального района и Администрацией Эльбанского городского поселения, а эти требования истцом не выполнены, иных оснований для взыскания недостающих денежных средств в бюджет Эльбанского городского поселения для реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 не имеется, поэтому исковые требования не могут быть признаны обоснованными.

Доводы истца о признании расходов администрации Эльбанского городского поселения на повышение оплаты труда работникам культуры дополнительными расходами бюджета поселения также несостоятельны, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств несения таких расходов и, помимо этого, Бюджетным кодексом РФ в рамках бюджетных правоотношений не предусмотрено такое понятие как «дополнительные расходы».

При фактическом наличии таких расходов они не нуждаются в какой-либо дополнительной юридической оценке.

В связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья С.Д. Стёпина