Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4854/2018
03 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2018 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.В. Малеваной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 29.12.2017г. № 1-17-19
от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО2, действующей по доверенности от 17.09.2017г.
Сущность дела: Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края (далее – заявитель, Комитет, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ» (далее – ООО «Гранд-ДВ», общество, лицо, привлекаемое к ответственности) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В предварительном судебном заседании представитель административного органа на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель общества факт правонарушения не оспаривала, просила суд учесть принятие обществом мер к устранению выявленных нарушений и назначить наказание по низшему пределу санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
С согласия представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В заседании суда представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные ранее в предварительном судебном заседании.
Изучив материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
12.01.2018г. Комитетом государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края по результатам проведенной проверки объекта капитального строительства «Жилищно-административный центр по ул. Фрунзе» (далее – объект капитального строительства) застройщику – ООО «Гранд-ДВ» выдано предписание № С01-10/2018 об устранении нарушений, допущенных при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства. Срок исполнения предписания установлен до 01 марта 2018 года.
В период с 12.03.2018 по 20.03.2018 должностным лицом Комитета государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края на основании распоряжения от 05.03.2018г. № 104-р проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ООО «Гранд-ДВ» вышеуказанного предписания.
В результате проверки установлен факт события административного правонарушения – невыполнение в установленный срок предписания от 12.01.2018г. № С01-10/2018, что выразилось в следующем:
Пункт 1. Отсутствует крепление стен котлована из буронабивных свай №№174-208 со стороны существующих гаражей и крепление из буронабивных свай №№ 92-121 со стороны ул. Фрунзе. Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (шифр 055-ул. Фрунзе-01, раздел ПОС, стадия «Р», лист 1; раздел КЖ1, стадия «Р», лист 20).
Не обеспечено выполнение лицом, осуществляющим строительство, работ по креплению стен котлована в соответствии с утвержденной проектной документацией в срок до 01.03.2018.
Пункт 2. Устройство буронабивных свай вблизи оси «М» выполнено не по утвержденной проектной документации. Ось буронабивных свай вблизи оси «М» смещена относительно проектной отметки на 1,36-1,49 м (согласно исполнительной схемы от 06.10.2017). Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (альбом «Конструкции железобетонные», шифр 055-ул. Фрунзе-01-КЖ1, стадия «Р», л. 20).
Не обеспечено выполнение лицом, осуществляющим строительство, работ по устройству буронабивных свай в соответствии с утвержденной проектной документацией в срок до 01.03.2018.
Пункт 3. Выставленное ограждение строительной площадки со стороны жилого дома по ул. Фрунзе, 91а выполнено не по проекту, а смещено относительно проектного положения в сторону жилого дома на 1,9 м (свидетельство о поверке дальномера лазерного Leica DISTO D5) и составляет 2,1 м вместо 4,0 м. Нарушены требования проектной документации, разработанной 52 Центральным Проектным Институтом (раздел 6. «Проект организации строительства», шифр 055-ул. Фрунзе-01-ПОС, л. 1, л. 2, л. 3).
Не представлены документы на временный (на период строительства) землеотвод в пределах стройгенплана. Не обеспечено выполнение лицом, осуществляющим строительство, работ по устройству ограждения в соответствии с утвержденным стройгенпланом в срок до 01.03.2018.
Пункт 4. Не представлено проектное решение по креплению или по выносу существующего водопровода к жилому дому № 91а по ул. Фрунзе, согласованное с ТСЖ «Новосел», не обеспечено выполнение лицом, осуществляющим строительство, вышеперечисленных работ в срок до 01.03.2018.
Пункт 5. Представлено «Геотехническое обоснование процесса строительства подземной автостоянки в связи с прорывом водовода и изменением состояния грунтов основания фундаментов подземной автостоянки на объекте «Жилищно-административный центр по ул. Фрунзе» от 28.01.2018, выполненное Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС), (далее - Обоснование).
Не разработана проектная документация на выполнение работ по закреплению грунтов между фундаментами жилого дома по ул. Фрунзе, 91а и креплением стен котлована строящегося объекта (п.п. 18, 19 раздела «Выводы и рекомендации» Обоснования), не обеспечено выполнение лицом, осуществляющим строительство, указанных работ, необходимых для предотвращения возникновения аварийной ситуации по обрушению ограждения котлована, и исключению и предотвращению дальнейших деформаций конструкций и основания жилого дома по ул. Фрунзе, 91а - в срок до 01.03.2018.
Не представлены результаты геотехнического мониторинга за состоянием окружающей застройки за период с 29 января 2018 года.
Результаты внеплановой проверки зафиксированы соответствующим актом от 20.03.2018г. № С09-10/2018, подписанным директором ООО «Гранд-ДВ» ФИО3 без замечаний.
28.03.2018г. заместителем начальника Хабаровского отдела комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края ФИО1 по факту неисполнения законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении ООО «Гранд-ДВ», с участием директора общества ФИО3, составлен протокол № С10-10/2018 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Гранд-ДВ» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10).
Застройщиком, в силу пункта 16 статьи 1 Кодекса, является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно статье 52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов. (часть 6 статьи 52 Кодекса).
Частью 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 8 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ, порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной нормой Кодекса, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010г. № 468 утверждено «Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (далее – Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
В соответствии с пунктом 6 Положения, строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
В соответствии с частью 4 статьи 54 Кодекса государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Согласно части 6 вышеназванной статьи, по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 14 Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (РД-11-04-2006) (утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129) также установлено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику, иному лицу, осуществляющему строительство (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения), предписания об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.10.2015г. № 342-пр «Об утверждении Положения о Комитете государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края» органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капительного строительства является Комитет.
ООО «Гранд-ДВ», являясь застройщиком объекта капитального строительства «Жилищно-административный центр по ул. Фрунзе», осуществляет организацию производства строительных работ на данном объекте, для чего привлекает на основании договора подрядные организации (лиц, осуществляющих строительство), в связи с чем в соответствии с частями 2, 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ в целях проверки соответствия выполняемых на объекте работ проектной документации, требованиям технических регламентов и т.д. должно осуществлять постоянный строительный контроль за деятельностью подрядных организаций.
Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Факт рассматриваемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 28.03.2018г. №С10-10/2018, актом проверки от 20.03.2018г. № С09-10/2018, предписанием от 12.01.2018г. № С01-10/2018, иными материалами дела, а также пояснениями участников процесса.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП Ф, суд считает доказанной также и вину юридического лица во вменяемом ему правонарушении, поскольку застройщиком не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению выполнения в установленный срок законного предписания органа строительного надзора.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств материалы дела не содержат.
По имеющимся материалам судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным применить к виновному лицу меру наказания в виде минимального размера штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Комитет государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Хабаровского края, л/с <***>); ИНН <***>, КПП 272201001, расчетный счет <***> в Отделение Хабаровск, г. Хабаровск, БИК 040813001, ОКТМО 08701000001, КБК 88111690040040000140.
Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, нарушения выявлены уполномоченным лицом в порядке, соответствующем действующему законодательству, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), судом не усматривается.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 6 статьи 19.5, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Гранд-ДВ», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное 01.07.2010г. ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1102721004210, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак