ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-487/14 от 24.04.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-487/2014

05 мая 2014 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 24 апреля 2014г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи Серга Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Лебедевой О.Н. секретарём судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Федерального казённого учреждения «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа»

к Межрегионального территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае

о признании недействительным предписания от 22.10.2013 № 22 по  устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

при участии:      

от Учреждения  – Бакуткина К.А., представитель по доверенности от 27.09.2013 № 29/316;

от Управления – Заец А.П., представитель по доверенности от 11.02.2014 № 4; Смолина С.П, представитель по доверенности от 15.07.2013 № 16,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа»  (далее – ФКУ «ОСК ВВО», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением  к  Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее – МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае, Управление) о признании недействительным предписания от 22.10.2013 № 22 по  устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (далее – предписание).

Представитель ФКУ «ОСК ВВО» в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала, на удовлетворении заявленных требований настаивала. Указала, что Управлением не доказаны факты нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, поскольку доказательств совершения дисциплинарных проступков, относящихся к категории грубых,  данным органом не представлено.

Представители МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае  относительно предъявленных требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему. Пояснил, что  дисциплинарные  проступки относится к категории грубых, поскольку это следует из приказов командующего войсками Восточного военного округа.  

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Федеральное казённое учреждение «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа»  зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН – 1112722003316.  

На основании удостоверения на проведение проверки № 207 от 15.07.2013,  выданного руководителем Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора  в Хабаровском крае в соответствии с Планом контрольной работы МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае на 2013 год, централизованным  заданием Росфиннадзора от 13.12.2012 № 43-01-03-25/5127,  проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета  в 2010-2012 годах в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» в Федеральном казённом учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» за период с 01 января 2010 по 31 декабря 2012 года.

По результатам проверки 06.09.2013 МТУ Росфиннадзора в Хабаровском крае  составлен акт. 

22.10.2013 вынесено предписание № 22  по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Из предписания следует,  что имело место осуществление неположенных выплат: Приказами командующего войсками Восточного военного округа были представлены к дополнительному материальному стимулированию в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее – приказ Министра обороны РФ № 1010) 6 военнослужащих ФКУ «ОСК ВВО», имеющих дисциплинарные взыскания за совершенные грубые дисциплинарные проступки в периоды, за которые производилась дополнительная выплата.  На основании данных приказов Федеральным казённым учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» произведены неположенные дополнительные выплаты   военнослужащим ФКУ «ОСК ВВО».

Федеральному казённое учреждению «Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа»  предложено устранить выявленные нарушения, возместить в доход федерального бюджета сумму неположенных выплат в размере 626 400 руб.

Не согласившись с указанным предписанием, ФКУ «ОСК ВВО» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает требования ФКУ «ОСК ВВО» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из вышеуказанной нормы права следует, что для признания оспариваемого представления недействительным суду необходимо установить наличие совокупности двух условий – несоответствие представления какому – либо нормативному правовому акту и нарушения им прав, законных интересов заявителя, незаконное  возложение на него каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Частью  1 статьи 65 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагаются на соответствующий орган или должностное лицо.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Приказом Министерства Финансов Российской Федерации  от 04.09.2007 № 75н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей,  находящихся в федеральной собственности (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 82 Административного регламента в ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемый период. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путём анализа и оценки полученной из них информации. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.

Согласно пункту 102 Административного регламента результаты ревизии (проверки), излагаемые в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки, должны подтверждаться документами (копиями документов), результатами контрольных действий и встречных проверок, объяснениями должностных, материально ответственных и иных лиц проверенной организации, другими материалами. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. Указанные документы (копии) материалы прилагаются к акту ревизии (проверки), акту встречной проверки.

В соответствии с пунктом 104 Административного регламента в акте ревизии (проверки), акте встречной проверки не допускаются выводы, предложения, факты, не подтвержденные соответствующими документами.

В соответствии с пунктом 81 Дисциплинарного устава Вооруженных (далее - ДУ ВС РФ) сил Российской Федерации принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания  предшествует разбирательство. Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляется только в письменном виде. Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается  составлением протокола (приложение № 8).

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляются для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, после чего направляется командиру войсковой части для рассмотрения.

В случае, когда обстоятельства совершения грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенным по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром части может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир войсковой части назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трех суток.

В материалы дела судебного дела  не представлены материалы разбирательства  и протоколы о грубых  дисциплинарных  проступках в отношении военнослужащих Кошелева С.А, Лупехина В.А., Попадьева А.Н, Яндола К.С., Дзюбнова С.О, Хусаиновым Р.Ф.       

 Судом откланялся, как необоснованный, довод  заявителя о наличии в действиях вышеуказанных военнослужащих со ссылкой на приказы командующего войсками Восточного военного округа.

Согласно пункту 47 ДУ ВС РФ  военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

В приложении № 7 к ДУ ВС РФ содержится перечень грубых дисциплинарных проступков, к которым относятся:

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров);

неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

нарушение уставных правил несения внутренней службы;

нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим, привлечению военнослужащего к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность.

Вышеуказанный перечень грубых дисциплинарных проступков  соответствует   пункту   2 статьи 28.5 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ).

Согласно пункту 8 статьи 28.8 Федерального закона № 76-ФЗ  форма протокола о грубом дисциплинарном проступке устанавливается общевоинскими уставами.

Приложением  № 8 к  ДУ ВС РФ установлена форма протокола о грубом дисциплинарном проступке, из содержания протокола следует, что противоправное действие (бездействие) должно быть квалифицировано как грубый дисциплинарный проступок, предусмотренный статьёй 28.5 Федерального закона № 76-ФЗ.

В ходе судебного разбирательства установлено, что протоколы о грубом дисциплинарном проступке МТУ Росфиннадзора по Хабаровскому краю в материалы судебного дела не представлены.

 Приказы командующего  войсками Восточного военного округа не содержат квалификации дисциплинарных проступков в качестве грубых, описание  противоправных действий  (бездействия) не позволяет их четко соотнести  с грубыми дисциплинарными, предусмотренными статей 28.5 Федерального закона № 76-ФЗ.    

Кроме того, суд отмечает, что ФКУ «ОСК ВВО» в материалы дела  представлены объяснения должностных лиц, их которых следует, что  спорные дисциплинарные  проступки не являлись грубыми.

На основании вышеизложенного, оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, на основании части  2 статьи 201 АПК РФ подлежит признанию  недействительным.

Руководствуясь статьями 110,  167-170, 176, 197-198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требования Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» удовлетворить.

Признать недействительным предписание от  22.10.2013 № 22 по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения».

Обязать Межрегиональное территориальное  управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального казённого учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

 Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края.

В кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа решение может быть обжаловано в двухмесячный срок после вступления в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                    Серга Д.Г.