АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А73-4950/2009
г. Хабаровск
«27» мая 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола председательствующим судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии:
от заявителя – ФИО1 помощник прокурора удостоверение 182217 сроком действия до 25.12.2010 г.
от лица, привлекаемого к административной ответственности: ФИО2 по доверенности № 207-Д от 06.05.2009г.; ФИО3 по доверенности № 19-Д от 01.01.2009г.
Сущность спора: Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура (далее – заявитель, прокуратура) обратилась в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» (далее – ООО ««РН-Востокнефтепродукт», Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении. Свою позицию обосновывает осуществлением Обществом строительства объекта капитального строительства без получения в установленном порядке разрешения на строительство.
Представитель Общества не отрицая факта строительства объекта без разрешения, настаивает на неправомерности привлечения к административной ответственности, поскольку объект строительства – мини АЗС, не может быть отнесен к объектам капитального строительства.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 21.05.2009 по 27.05.2009.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» зарегистрировано 29.10.2002 Инспекцией МНС по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1022701191996.
Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки по обращению жителей общежития монтажного техникума и многоэтажного дома № 120 по ул.Шелеста г.Хабаровска по факту строительства ООО «РН-Востокнефтепродукт автоматической мини АЗС по ул.Тихоокеанской - Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске, установлено:
Постановлением и.о.мэра города Хабаровска от 31.03.2008г. № 785 ООО «РН-Востокнефтепродукт» разрешен выбор земельного участка для размещения временного некапитального объекта - автоматической мини автозаправочной станции из сборно-разборных конструкций в Железнодорожном районе.
Распоряжением директора Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г.Хабаровска от 26.09.2008г. № 835-р ООО «РН-Востокнефтеиродукт» утвержден проект границ земельного участка к акту выбора земельного участка.
Постановлением мэра города Хабаровска от 11.01.2009г. № 38 ООО «РН-Востокнефтепродукт» утвержден акт выбора земельного участка для размещения временной движимой вещи (автоматической мини автозаправочной станции из сборно-разборных конструкций) по ул.Тихоокеанской в Железнодорожном районе, а также предварительно согласован земельный участок для размещения временной движимой вещи (автоматической мини автозаправочной станции из сборно-разборных конструкций) в Железнодорожном районе, площадью 883,0 кв.м. с кадастровым номером 27:23:040514:61.
Для производства строительных работ ООО «РН-Востокнефтепродукт» (заказчик) заключило договор подряда с ООО «СпецСтройТехнология» (подрядчик) на строительство объекта: Автоматической мини АЗС по Ул.Тихоокеанской - Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске.
В ходе проведения проверки Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Инспекции государственного строительного надзора Правительства края дано поручение о проведении проверки по факту строительства указанного объекта.
08 апреля 2009г. в 16 час. 00 мин. Инспекцией государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края по адресу: г.Хабаровск, Железнодорожный район, ул.Тихоокеанская, при проведении проверки строительства «Автоматическая мини АЗС по ул.Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске» установлено, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет строительство объекта капитального строительства «Автоматическая мини АЗС по ул.Тихоокеанской-Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске» без разрешения на строительство, что подтверждается Общим журналом производства работ, из которого следует, что на объекте капитального строительства (стр.3, 11-19) - автоматическая мини АЗС по ул.Салтыкова-Щедрина-Тихоокеанская в г.Хабаровске выполняются земляные, сварочные работы, ранее выполнены подготовительные работы и монтаж емкостей топлива на монолитном бетонном фундаменте.
Кроме того факт производства строительных работ подтверждается актом обследования природопользователя, составленным Управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г.Хабаровска 19.03.2009 года, а также актом составленным Управлением административно-технического контроля администрации г.Хабаровска 19.03.2009г., из которого следует, что по ул.Тихоокеанская, 130а ведутся подготовительные работы по устройству мини АЗС. Частично установлено ограждение строительного участка, разрыт котлован.
Согласно информации ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» от 07.04.2009г. за исх. № 02.2/1622 при обследовании земельного участка 01.04.2009г. по ул.Тихоокеанской - Салтыкова-Щедрина установлено, что ведутся строительные работы нулевого цикла по заглублению резервуара на отведенной проектом границ площадке.
В соответствии с информацией КГУ «Единая государственная экспертиза проектной документации Хабаровского края» от 31.03.2009г. № 198 согласно представленным чертежам, проектом автоматической мини АЗС по ул.Тихоокеанской - Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске предусматривается подземная установка емкостей топлива на монолитном бетонном фундаменте. Из чертежей генплана следует, что границы санитарно-защитной зоны АЗС выходят за пределы границ земельного участка, на котором расположен объект.
На основании вышеуказанных сведений,, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой сделан вывод о том, что подземные сооружения, входящие в состав проектируемой мини АЗС по ул.Тихоокеанская-Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске, являются объектом капитального строительства, проектная документация и результаты инженерных изысканий по которым подлежат государственной экспертизе.
На основании установленного проверкой факта, 17.04.2009 г. Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт» вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5 КоАП РФ, рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем, прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, пояснения специалистов, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;
Под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. (пункт 10)
Под строительством, согласно пункта 13 данной статьи, понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно статье 2 Кодекса, к принципам законодательства о градостроительной деятельности, среди прочих отнесены: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (пункт7); осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам (пункт 8); ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (пункт 11).
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, согласно части 1 статьи 4 Кодекса, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее - градостроительные отношения).
В соответствии с частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В целях осуществления государственного строительного надзора за качеством строительства, созданием безопасной продукции в строительстве, для обеспечения прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности на территории Хабаровского края, постановлением Правительства Хабаровского края от 30.05.2006 № 78-пр утверждено «Положение об инспекции государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края» (далее – Положение).
Органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, является инспекция государственного строительного надзора Правительства края (пункт 1.4. Положения).
В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации (пункт 1.8. Положения).
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно положениям части 9 статьи 51 Кодекса, обязанность по оформлению разрешения на строительство возложена на застройщика.
Также, на основании части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или заказчик должен подготовить земельный участок для строительства и объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать лицу, осуществляющему строительство, в том числе, разрешение на строительство.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт1); реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 59 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
Частью 1 статьи 9.5. КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ООО «РН-Востокнефтепродукт», осуществляет строительство объекта капитального строительства «Автоматическая мини АЗС по ул.Тихоокеанской-Салтыкова-Щедрина в г.Хабаровске» при отсутствии разрешения на строительство.
Суд выслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, а также вызванных в судебное заседание специалистов Инспекции государственного строительного надзора и КГУ «Единая государственная экспертиза проектной документации Хабаровского края» суд пришел к выводу о правомерности отнесения данного объекта (мини АЗС) в объектам капитального строительства, поскольку установка данного объекта включает в себе строительные работы по устройству фундамента (монолитный бетонный фундамент), на который устанавливается резервуар для хранения топлива. Фундамент и резервуар для хранения топлива размещаются в котловане и зарываются в грунт.
Исходя из понятия капитального строительства, как строительства любых объектов, для возведения которых требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих ограждающих конструкций, по подводке инженерных коммуникаций (понятие дано специалистами в судебном заседании), указанный объект следует отнести к объекту капитального строительства.
Кроме того, мини АЗС является опасным производственным объектом. Для мини АЗС обязательно установление санитарно — защитной зоны, в связи с чем данная АЗС попадает под действие Градостроительного кодекса РФ как капитальный объект.
Между тем, суд считает, что вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не нашла своего подтверждения в судебном заседания поскольку данный объект обладает помимо вышеуказанного также признаками временного объекта, не отнесенного статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам капитального строительства.
Как установлено в настоящем судебном заседании автоматическая мини АЗС представляет собой заводское изделие, состоящее из подземно расположенного двустенного резервуара, разделенного на отсеки для хранения топлива, сбора ливнестоков и аварийного пролива. Резервуар расположен на плите, которая служит фундаментом для островка, ТРК и навеса. Крепление к фундаментной плите осуществлено на болтовыхсоединениях, что свидетельствует о съемности конструкции.
Согласно пояснениям представителей Общества, указанная конструкция подлежит разбору и переносу на другое место при расторжении договора аренды земельного участка (иных случаях). Указанный объект может быть демонтирован в течении трех дней. Установка объекта на новом месте занимает около месяца. Работы по сборке производятся специалистами завода-изготовителя.
Особенностью автоматической мини-АЗС, что подтверждается представленными документами, является ее работа полностью в автоматическом режиме, в связи с чем отпадает необходимость строительства операторной, подвода коммуникаций водоснабжения, канализации и теплоснабжения. Как такового объекта строительства нет - монтируется блок полной заводской готовности.
Временность ААЗС определяется также условиями договора аренды земельного участка и гарантиями о демонтаже и переносе объекта в установленный срок.
При этом, законодательство Российской Федерации напрямую не относит работы, связанные с установкой заглубленного в землю фундамента, с земляными работами, к капитальному строительству.
Единой нормативной базы, относящей подобные объекты к временным или капитальным сооружениям, на сегодняшний день не существует.
Кроме того, необходимо отметить, что согласно проектной документации, представленной на обозрение суда, данный объект является временным. Какие либо доказательства, свидетельствующие о том, что при заказе проекта изначально было указание от Общества на проектирование временного объекта в материалах дела не имеется. Т.о. проектная организация – ООО «Техноград» исходя из характеристик объекта также пришла в выводу о том, что объект является временным.
Следует также отметить, что ранее на территории Хабаровского края подобные объекты не размещались.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ООО «РН-Востокнефтепродукт» имелись основания для отнесения указанного объекта к временным сооружениям, в следовательно вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Положения статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливают правила, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Учитывая, что вина Общества не нашла подтверждения в судебном заседании, требования заявителя о привлечении ООО «РН-Востокнефтепродукт» к административной ответственности удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 2.1, 2.10, части 1 статьи 9.5, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «РН-Востокнефтепродукт», расположенного по адресу: <...> к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.