Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-4965/2021
02 июля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.06.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 02.07.2021.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявлениеАдминистрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 680547, <...>)
к Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района Хабаровского края (680038, <...>)
третье лицо: Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 6800038, <...>)
о признании незаконным представления от 23.03.2021 № 01-15/45,
при участии в судебном заседании:
от Администрации Мичуринского поселения – ФИО1 по дов. № 08 от 20.11.2020, диплом; ФИО2 по дов. № 03 от 26.03.2021, специалист (после перерыва в судебном заседании);
от Контрольно-счетной палаты – ФИО3 председатель КСП по служ. удост. № 17;
от Администрации Хабаровского района – ФИО4 по дов. № 2.1725/6972 от 03.12.2020, диплом (до перерыва в судебном заседании); ФИО5 по дов. № 2.1-23-1373 от 11.03.2021, диплом (после перерыва в судебном заседании).
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 17.06.2021 до 14.30 часов 24.06.2021.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - заявитель, Администрация Мичуринского поселения) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Контрольно-счетная палата), в соответствии с которым просит суд:
- признать незаконным представление Контрольно-счетной палаты от 23.03.2021 № 01-15/45.
Определением суда от 07.04.2021к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация Хабаровского района). Определением от 26.05.2021 Администрация Хабаровского района привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, с исключением её из состава участвующих в деле лиц как соответчика.
Определением суда от 07.04.2021 в удовлетворении заявления Администрации Мичуринского поселения о принятии обеспечительных мер отказано.
Контрольно-счетная палата и Администрация Хабаровского района представили отзывы на заявление о несогласии с заявленным требованием.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленного требования по доводам, изложенным в заявлении.
Представители Контрольно-счетной палаты и Администрации Хабаровского района в судебном заседании возражали против удовлетворения требования заявителя по доводам, изложенным в отзывах.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Администрация Мичуринского поселения:
- 27.05.2019 заключила соглашение с Администрацией Хабаровского района о передаче Мичуринскому поселению части полномочий по решению вопроса местного значения в части организации в границах поселения газоснабжения населения со сроком действия с 01.01.2019 до 01.07.2019;
- 05.11.2019 заключила с Администрацией Хабаровского района дополнительное соглашение № 1 к соглашению от 27.05.2019 «О передаче Мичуринскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района части полномочий по решению вопроса местного значения в части организации в границах поселения газоснабжения населения» со сроком действия с 01.01.2019 до 31.12.2019;
- 23.01.2020 заключила с Администрацией Хабаровского района соглашение № 5 о передаче Мичуринскому поселению части полномочий по решению вопроса местного значения в части организации в границах поселения газоснабжения населения со сроком действия с 01.01.2020 до 31.12.2020;
- 28.12.2020 заключила с Администрацией Хабаровского района дополнительное соглашение № 2 о внесении изменений в раздел 2 к Соглашению № 5 от 23.01.2020 «О передаче Мичуринскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района части полномочий по решению вопроса местного значения в части организации в границах поселения газоснабжения населения»;
- 06.03.2019 заключила с Администрацией Хабаровского района Соглашение № 50 о передаче сельскому поселению части полномочий по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения со сроком действия с 01.01.2019 до 31.12.2019;
- 25.11.2019 заключила с Администрацией Хабаровского района дополнительное соглашение № 226 о внесении изменений к Соглашению от 06.03.2019 № 50 о передаче сельскому поселению части полномочий по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения в раздел 1 «Предмет соглашения»;
- 09.01.2020 заключила с Администрацией Хабаровского района дополнительное соглашение № 1 о внесении изменений к Соглашению от 06.03.2019 № 50 о передаче сельскому поселению части полномочий по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения в срок действия с 01.01.2019 до 30.06.2020.
На основании заключенных соглашений Администрация Мичуринского поселения использовала в 2019-2020 году межбюджетные трансферты на организацию в границах поселения газоснабжения населения, а также внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки из бюджета Хабаровского муниципального района.
В период с 15.01.2021 по 11.03.2021 на основании приказа Контрольно-счетной палаты от 28.12.2020 № 01-08/19 в отношении Администрации Мичуринского поселения проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов предоставленных из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению (выборочно)».
Целью контрольного мероприятия являлось: проверка законности, результативности (эффективности, экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому поселению (выборочно), в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому поселению на организацию в границах поселения газоснабжения населения, а также внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки.
Предметом проверки являлось: решения о бюджете Мичуринского поселения на 2019-2020 годы, первичные учетные документы, подтверждающие организацию в границах поселения газоснабжения населения, а также внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки (локальные сметные расчеты, контракты, договоры (контракты), платежные документы, акты выполненных работ и др.), отчетность об использовании межбюджетных трансфертов, иные документы, относящиеся к цели контрольного мероприятия.
Исследуемый период: 2019-2020 годы (при необходимости иные периоды). Срок проведения контрольного мероприятия: с 15 января по
26 февраля 2021 года.
18.02.2021 в адрес Администрации Мичуринского поселения от председателя Контрольно-счетной палаты поступило уведомление о продлении срока проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов предоставленных из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому поселению (выборочно)» по 11.03.2021, к которому приложено было изменение в программу проведения контрольного мероприятия, утвержденное приказом Контрольно-счетной палаты от 18.02.2021 № 4, в котором указано, что сроки проведения контрольного мероприятия: с 26 февраля 2021 года по 11 марта 2021 года.
11.03.2021 в Администрацию Мичуринского поселения из Контрольно-счетной палаты поступил акт по результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования межбюджетных трансфертов предоставленных из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому сельскому поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края» (далее - акт проверки).
17.03.2021 Администрацией Мичуринского поселения в адрес Контрольно-счетной палаты направлен протокол разногласий к акту проверки.
23.03.2021 в Администрацию Мичуринского поселения из Контрольно-счетной палаты поступило представление от 23.03.2021 № 01-15/45 об устранении нарушений по акту проверки, в котором указано, что на основании статьи 17 Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 20.03.2012
№ 40-227 Администрации Мичуринского поселения предлагается:
1. Рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
2. При заключении договоров, муниципальных контрактов для муниципальных нужд обеспечить недопущение в дальнейшем совершения нарушений требований Федеральных законов № 44-ФЗ, ГК РФ, ГрК РФ.
3. Не допускать в дальнейшем совершения случаев неэффективного расходования бюджетных средств.
4. При заключении договоров (контрактов) для муниципальных нужд не допускать ошибок в наименованиях сел.
5. При формировании технических заданий, спецификаций к договорам (контрактам), заключенным Администрацией СП для муниципальных нужд, руководствоваться требованиями законодательства РФ, с целью недопущения нарушений и недостатков.
6. Обеспечить возврат в бюджет Хабаровского муниципального района средств межбюджетных трансфертов в общей сумме 286 153 руб., использованных Мичуринским поселением без достижения окончательного результата, с нарушением требований п. 3.4.9 Соглашения № 50, а также статей 24, 32 ГрК РФ.
7. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Не согласившись с представлением, считая его незаконным и нарушающим экономические права, Администрация Мичуринского поселения обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы Администрации Мичуринского поселения о незаконности оспариваемого представления обоснованы следующими обстоятельствами:
- неверно указан срок проведения проверки, а именно в уведомлении о проведении контрольного мероприятия от 11.01.2021 № 01-26/3 указан срок проведения проверки с 15.01.2021 по 22.02.2021, при этом в программе проведения контрольного мероприятия указан срок проведения контрольного мероприятия с 15 января 2021 года по 26 февраля 2021 года;
- продлен срок проверки необоснованно до 11.03.2021, в связи с тем, что в изменении в программу проведения контрольного мероприятия не указаны основания продления срока проверки, а также на основании, какого нормативного правового акта продляется срок проверки, на какой срок продляется. При этом в данном документе отсутствуют сведения о продлении срока проверки, указано, что «... срок проведения контрольного мероприятия: с 26 февраля 2021 года по 11 марта 2021 года», т.е. указано, что именно срок не продлен, а имеется запись, что срок мероприятии с 26 февраля 2021 года, а не 11 января 2021 года (начало проверки), таким образом, из данного документа следует, что срок проведения контрольного мероприятия был установлен новый, а не продлевался;
- при обращении в КСП 18.02.2021 года исх. № 221 о предоставлении действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность КСП, в котором указаны сроки проведения проверки, основания продления срока проверки, и основания и порядок проведения проверок контрольно-счетной палатой межбюджетных трансфертов в сельских поселениях, был получен ответ: «действующим законодательство о деятельности контрольно-счетных органов муниципальных: образований в рамках проведения контрольного мероприятия не предусматривается предоставление в адрес объекта контроля запрашиваемой информации и документов, вся необходимая информация деятельности контрольно-счетных органов размещена в открытом доступе в сети «Интернет»;
- вместе с тем на официальной странице КСП в сети «Интернет» запрашиваемая информация была размещена только 02.03.2021, этой же датой датирован ответ КСП, таким образом, Контрольно-счетная палата нарушила право Администрации поселения о получении информации любым способом, не запрещенным законом;
- период проведения контрольного мероприятия, включая оформление, направление на ознакомление и подписание акта по результатам проверки, рассмотрение возражений (в случае их получения) и подготовка ответа на них, составление отчета ни в положении о КСП, ни в регламенте о КСП отсутствует, указан только срок предоставления протокола разногласий по акту проверки, который составляет 5 рабочих дней. Также, ни в положении о КСП, ни в регламенте о КСП не указаны обстоятельства, при которых срок, проведения контрольного мероприятия и на какой срок может быть продлена проверка, в стандарте внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 2 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного приказом КСП срок, на какой может быть проведена проверка не оговорен, таким образом считаем, что нарушены гарантии проверяемого лица;
- акт проверки составлен 11.03.2021 и в нарушение статьи 16 Закона № 294-ФЗ, стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 2 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного приказом КСП не содержит сведений о продолжительности (сроке) и месте проведения проверки. Также согласно представлению № 01-15/45 от 23.03.2021 проверка проведена с 15.01.2021 года по 11.03.2021, при этом дата утверждения отчета о результатах проверки отсутствует, что указано в п. 3.5 стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 2 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного приказом КСП, следует, что «...На заключительном этапе контрольного мероприятия осуществляется подготовка отчета о результатах проведенного контрольного мероприятия, который должен содержать выводы и предложения (рекомендации), подготовленные на основе анализа и обобщения материалов соответствующих актов по результатам контрольного мероприятия на объекте (объектах) контрольного мероприятия...»;
- требование об обеспечении возврата в бюджет Хабаровского муниципального района средств межбюджетных трансфертов в общей сумме 286153,00 руб., использованных Мичуринским СП без достижения окончательного результата, с нарушением требований п.п. 3.4.9 Соглашения № 50, а также статей 24, 32 ГрК РФ, считаем незаконным, поскольку: - в ходе изучения акта проверки установлено, что в рамках исполнения заключенного соглашения № 50 от 06.03.2019 между Администрацией Хабаровского района и Администрацией Мичуринского поселения были проведены работы по внесении изменений не только в текстовую часть, но и внесении изменения в графическую часть правил землепользования и застройки, в соответствии с функциональными зонами генерального плана, при этом в техническом задании была допущена техническая ошибка, однако данные обстоятельства не повлияли на качество выполненных работ, на результативность обеспечения муниципальных нужд и эффективность осуществления закупки. Вывод о том, что упущена экономия бюджетных средств, является предвзятым и некорректным;
- при проведении проверки контрольного мероприятия КСП ссылается на сведения Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района (далее - УАиГ) о заключении договора по внесению изменений в текстовую часть ПЗЗ 11 сельских поселений Хабаровского муниципального района, в части приведения в соответствие к действующему классификатору видов разрешенного использования, не является доказательством неэффективного расходования бюджетных средств, поскольку в описательной части акта проверки контрольное мероприятие не проведено сравнение выполненных работ по договору «УАиГ» и договора подряда № 6/19-К/ИП/Б, сколько именно населенных пунктов входило в одно сельское поселение, по которому вносились изменения УАиГ, их территорию и т.п., и проводились ли там работы только в текстовом варианте, либо и в графическом виде, и согласно имеющихся сведений размещенных в свободном доступе в Единой информационной системе в сфере закупок за № 0822300011318000076 в 2018 следует, что был проведён электронный аукцион по выполнению работ по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Елабужского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, разработке документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории в границах населенных пунктов Елабужского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского каря, а также для строительства минимальной инженерной инфраструктуры (дороги, проезды, электроснабжение) к земельным участкам, расположенным в районе с. Елабуга и с. Красносельское Хабаровского муниципального района Хабаровского края, предоставленных гражданам в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 №119-ФЗ, заказчиком являлся Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения Администрации Хабаровского района, с начальной ценой 4 500 000 руб., в связи, с чем имеются противоречия в выводах сделанных КСП;
- также считаем, что работы по выполнению внесений изменений имеют специфический характер, в связи с тем, что на протяжении всего периода выполнения работ по внесению изменений в документы территориального планирования поступают заявления от физических и юридических лиц, то указать точное описание характеристик не представляется возможным. Так, например договор по внесению изменений в генеральный план заключен № 5/19-К/ИП/Б 29.03.2019, срок исполнение работ по данному договору 210 календарных дней (7 месяцев), то есть до 29.10.2019, однако в Администрацию Мичуринского поселения поступило обращение из Администрации Хабаровского района за подписью первого заместителя Главы администрации района ФИО6 (вх. № 1293 от 21.10.2019) о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, данное обращение было исполнено, а в случае чёткого описания работ при заключении контракта данное обращение невозможно было бы исполнить, и для внесения изменений, указанных в обращении потребовалось заключать дополнительное соглашение в рамках данного договора, что повлекло бы дополнительные денежные расходы. В результате данный факт повлиял бы на результативность обеспечения муниципальных нужд и эффективность осуществления закупки;
- в рамках пункта 3.4.9 Соглашения Администрация Мичуринского поселения обязана передать в Администрацию Хабаровского района исключительно утверждённые материалы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. Так как материалы по внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки не были утверждены в соответствии с действующим законодательством на момент окончания полномочий в рамках Соглашения, соответственно данный пункт физически не мог быть исполнен и в соответствии с общими условиями Соглашения является не обязательным к исполнению в случае не утверждения данных материалов. Также сообщаем, что в пункте 3.4.9 Соглашения не определён чёткий порядок, перечень необходимых материалов и способ их предоставления по внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. Данные материалы неоднократно направлялись специалисту Управления архитектуры и градостроительства Администрации Хабаровского района Хабаровского края ФИО7 для подписания электронно-цифровой подписью, с целью последующего размещения данных материалов на Федеральном сайте в сети интернет. При этом в Акте по результатам контрольного мероприятия от 11.03.2021 № 01-22/28 сведения полностью по нарушению соглашения № 50 основываются на сведения предоставленные управлением архитектуры и градостроительства (далее - УАиГ), которые ознакомлены с подготовленными материалами по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, о чем также направлялась соответствующая информация в адрес контрольно-счетной палаты от 10.02.2012 № 01-23-93. Контрольно-счетная палата, также ознакомлена с подготовленными материалами по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, данные материалы были направлены посредством электронной почты аудитору контрольно-счётной палаты ФИО8 22.01.2021. Стоит отметить, что официального запроса с Контрольно-счетной палаты в адрес Администрации Мичуринского поселения в части предоставления указанных материалов не поступало;
- считаем, что требование о возврате денежных средств является необъективным и не соответствующим действительности по следующим обстоятельствам:
статья 31 ГрК РФ регламентирует порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки. Данная статья не регламентирует порядок подготовки проекта генерального плана. Каким образом данная статья может регламентировать вопросы, связанные с генеральным планом поселения. Приведение УАиГ данной статьи как замечания в части генерального плана, считаем некорректным. Конкретный номер пункта данной статьи УАиГ не указан. В рамках статьи 24 и 33 ГрК РФ и в рамках Соглашения соответственно администрацией Мичуринского поселения принято постановление о внесении изменений в документы территориального планирования, данное постановление направленно официально в адрес Контрольно-счетной палаты. Также стоит отметить, что в рамках данных статей и Соглашения №50 поселение не обязано предоставлять было данное постановление. Также разработка сведений, предусмотренных пунктом 6.1 статьи 30 ГрК РФ в рамках договора № 6/19-К/ИП/Б от 29.03.2019 не предусмотрена. Стоит отметить, что в правила землепользования и застройки Мичуринского поселения были внесены изменения в 2017 г., и данные сведения должны были быть разработаны и переданы Администрацией Хабаровского района в Администрацию поселения, для последующей корректировки, однако данные сведения за 2017 г. отсутствуют;
в соответствии с разделом 1 предметом Соглашения № 50 от 06 марта 2019 является передача полномочий по решению вопроса местного значения по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В рамках Соглашения отсутствует техническое задание с чёткого описанием конкретных действий поселения и характера выполняемых работ. В рамках данного Соглашения Администрация Мичуринского поселения проводила соответствующие работы. Заключены договоры № 5/19-К/ИП/Б от 29.03.2019, № 6/19-К/ИП/Б от 29.03.2019, № 7/19-К/ИП/Б от 18.03.2019 на внесение изменений в материалы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки. Данные договоры были исполнены, работы по данным договорам были приняты соответствующим образом. Далее проводилась работа по размещению генерального плана на Федеральном сайте в сети интернет ФГИС ТП, данная работа была закончена 04.09.2020;
также в своих выводах КСП, основывается на информации УАиГ, а именно, что «...УАиГ отмечено, что в течение 2019-2020 года администрацией Мичуринского поселения проводились работы по внесению изменений в Закон Хабаровского края № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» (далее - Закон № 208), внесение изменений в Закон № 208 утверждено от 30.06.2020», вступившим в законную силу 17.07.2020, при этом, также в своих выводах не беря в учет тот, факт, что действие соглашения № 50 окончено было 30.06.2020, то есть в тот момент, когда были изменены границы Мичуринского поселения, и внесение изменений в соответствии с Законом № 208, уже было за рамками действия Соглашения № 50. Тем самым считаем, что требование об изменении границ Мичуринского поселения КСП незаконно, поскольку данные действия проводились бы за сроками действия соглашения №50 и заключенных договоров;
- также считаем, что требования КСП о возврате денежных средств в сумме 286 153,00 руб. незаконны и необоснованны, поскольку работы по соглашению № 50 были выполнены, при этом данный факт частично подтверждается в представлении КСП.К бюджетным нарушениям, согласно главы 30 БК РФ можно отнести также, нецелевое использование бюджетных средств». Таким образом, в представлении КСП отсутствуют доказательства о нецелевом использовании бюджетных средств, как и нарушений условий соглашения № 50, также в представлении КСП отсутствуют сведения о виде бюджетного нарушения, за совершение которого необходимо произвести возврат денежных средств;
- также, в представление КСП № 01-15/45 от 23.03.2021 отсутствуют сведения с указаниями о правилах и сроках обжалования данного документа, а также сведения, указывающие к какой ответственности будет привлечено лицо за неисполнение данного представления, согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 ГПК РФ. Считаем, что отсутствие данных разъяснений в представлении КСП нарушают наше право на обжалование и защиту своих прав.
Возражения Контрольно-счетной палаты и Администрации Хабаровского района против доводов заявителя согласно отзывам по существу сводятся к законности и обоснованности оспариваемого представления.
Рассмотрев доводы заявителя, возражения ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявления исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе, контрольно-счетный орган муниципального образования.
В соответствии с положениями статьи 38 Закона № 131-ФЗ в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
При этом, порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование.
Согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций за определенный период.
В соответствии со статьей 11 Положения «О Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района», утвержденного решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 20.03.2012 № 40-227
«О Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района» (далее по тексту - «Положение о КСП») Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. Обязательному включению в планы работы Контрольно-счетной палаты подлежат поручения Собрания депутатов.
Письмом от 14.12.2020 № 01-10/7031 Собранием депутатов Хабаровского муниципального района поручено Контрольно-счетной палате включить в план работы на 2021 год контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности (эффективности, экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Хабаровского района Мичуринскому поселению за 2019 -2020 годы (выборочно)» (далее по тексту - «Контрольное мероприятие») со сроком проведения 1 квартал.
При формировании плана работы на 2021 год (далее - «План работы») Контрольно-счетной палатой данное поручение было учтено. План работы утвержден приказом председателя Контрольно-счетной палаты от 28.12.2020 № 01-08/19 с учетом вышеуказанного контрольного мероприятия со сроком проведения январь - март текущего года.
В соответствии со статьей 11 Закона № 6-ФЗ Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального Финансового контроля.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля 2 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты Хабаровского муниципального района от 11.09.2013 № 10/01-05 (далее - СВМФК 2), проведение контрольного мероприятия осуществляется на основе приказа Контрольно-счетной палаты.
В приказе указываются: основание для проведения контрольного мероприятия (ссылка на соответствующий пункт плана работы Контрольно-счетной палаты, иные основания); полное наименование контрольного мероприятия; наименование объекта (объектов) контрольного мероприятия; проверяемый период (если он не оговорен в наименовании контрольного мероприятия); срок проведения контрольного мероприятия; фамилия, имя, отчество и должность ответственного исполнителя контрольного мероприятия; фамилия, имя, отчество и должности иных участников контрольного мероприятия и привлеченных специалистов.
Приказ от 11.01.2021 № 01-08/01 «О проведении контрольного мероприятия», являющийся основанием проведения контрольного мероприятия в Администрации Мичуринского поселения сформирован в соответствии с утвержденными требованиями СВМФК 2.
В соответствии с пунктом 4.2.4 СВМФК 2, по результатам предварительного изучения предмета и объекта (объектов) контрольного мероприятия подготавливается программа проведения контрольного мероприятия. Программа утверждается председателем Контрольно-счетной палаты. Программа контрольного мероприятия должна содержать основание его проведения, предмет и наименование объекта (объектов) контрольного мероприятия, цели контрольного мероприятия, сроки начала и окончания проведения контрольного мероприятия на объекте (объектах) контрольного мероприятия, состав ответственных исполнителей.
Программа контрольного мероприятия, утвержденная приказом от 11.01.2021 № 01-08/01, также сформирована в соответствии с утвержденными требованиямиСВМФК 2. Программа была направлена в адрес Администрации Мичуринского поселения с утвержденными приказом от 11.01.2021 № 01-08/01 сроками проведения контрольного мероприятия.
Таким образом, ошибочно указанный в уведомлении от 11.01.2021
№ 01-26/3 срок окончания контрольного мероприятия не повлиял на законность его проведения.
В соответствии со статьей 13 Положения о КСП, Контрольно-счетной палатой направлено уведомление о проведении контрольного мероприятия, где также установлен срок представления документов в виде оригиналов или заверенных копий до 16 января 2021 года.
Согласно статьей 13 Закона № 6-ФЗ требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль. Данная норма также определена статьей 13 Положения о КСП.
По состоянию на 19.01.2021 в Контрольно-счетную палату запрашиваемые у Администрации Мичуринского поселения документы представлены не были.
В этой связи Контрольно-счетной палатой в адрес Администрации Мичуринского поселения направлено уведомление по факту не предоставления документов с указанием повторного срока предоставления документов, указанных в уведомлении от 11.01.2021 № 01-26/3, в срок до 11.00 20.01.2021.
В свою очередь, первый пакет документов, не в полном истребуемом объеме (частично), был предоставлен Администрацией Мичуринского поселения только 02.02.2021,о чем свидетельствует письмо Главы поселения от 01.02.2021 № 133 (входящий от 02.02.2021 № 01-26/12). Таким образом, срок предоставления требуемых документов Администрацией Мичуринского поселения нарушен.
В соответствии с пунктом 4.2.5 СВМФК 2 в случаях необходимости продления срока проведения контрольного мероприятия на объекте (объектах) контрольного мероприятия руководитель контрольного мероприятия обращается к председателю Контрольно-счетной палаты с предложением о продлении срока проведения контрольного мероприятия на объекте (объектах) контрольного мероприятия и внесении изменений в приказ о проведении контрольного мероприятия. Предложение представляется в форме служебной записки, при этом вносятся изменения в программу проведения контрольного мероприятия.В данном случае руководителем контрольного мероприятия являлся председатель Контрольно-счетной палаты.
В соответствии с пунктом 4.2.Регламента Контрольно-счетной палаты, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты от 03.09.2019 № 01-05/15 в соответствии с решением заседания Контрольно-счетной палаты № 01-04/4 от 03.09.2019 для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Контрольно-счётной палаты, методологии экспертно-аналитической и контрольной деятельности и других вопросов работы Контрольно-счётной палаты проводятся заседания Контрольно-счётной палаты, в которой принимают участие все должностные лица палаты.
Председателем Контрольно-счетной палаты ФИО3, как руководителем контрольного мероприятия, на повестку заседания 18.02.2021 был вынесен вопрос о продлении срока контрольного мероприятия по 11.03.2021, в связи с производственной необходимостью и несвоевременным предоставлением запрашиваемых документов.Сотрудники Контрольно-счетной палаты единогласно, в полном составе, проголосовали «ЗА» и решили продлить срок Контрольного мероприятия по 11.03.2021, что подтверждается протоколом заседания Контрольно-счетной палаты от 18.02.2021 № 01-06/01, где стоят подписи всех сотрудников Контрольно-счетной палаты.
С целью соблюдения требований СВМФК 2 были изданы два приказа Контрольно-счетной палаты от 18.02.2021 № № 01-08/04 и 01-08/05 «О продлении срока проведения контрольного мероприятия» и «О внесении изменений в приказ Контрольно-счетной палаты Хабаровского муниципального района от 11.01.2021 № 01-08/1» соответственно, которыми установлены новые сроки проведения контрольного мероприятия и внесены соответствующие изменения в Программу.
Уведомлением от 18.02.2021 № 01-26/20 Глава Администрации Мичуринского поселения был уведомлен о продлении срока проведения контрольного мероприятия, что не повлияло на законность его продления.
Опровергая доводы Администрации Мичуринского поселения о нарушениях Контрольно-счетной палаты п. 2. ст. 24 Конституции РФ, Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, Контрольно-счетная палата правомерно ссылается на следующее.
Вся правовая информация о деятельности контрольно-счетных органов, в том числе Контрольно-счетной палаты находится в отрытом доступе сети «Интернет» и компьютерных справочно-правовых программах «Консультант Плюс» и «Гарант».
Что касается информации на официальном сайте Хабаровского муниципального района (в старой редакции), на котором также располагается информация о деятельности Контрольно-счетной палаты, то все нормативные документы, правовые основы деятельности Контрольно-счетной палаты на момент проведения контрольного мероприятия находились в открытом доступе Документы были также размещены на странице нового сайта Администрации Хабаровского района в разделе Контрольно-счетная палата.В связи с техническими неполадками при открытии документов, председателем Контрольно-счетной палаты было принято решение о повторном размещении нормативных документов и правовых основ деятельности Контрольно-счетной палаты. Обновление данной информации прошло 02.03.2021.
Таким образом, в период проведения контрольного мероприятия, Администрация Мичуринского поселения могла ознакомиться со всеми документами о деятельности Контрольно-счетной палаты, в связи с чем, доводы заявителя о нарушении Конституции РФ вышеуказанных Федеральных законов суд признает формальными и не обоснованными.
В соответствии с частью 3.1 Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ») положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля: контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере регулируется статьей 265 БК РФ, согласно которой государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты РоссийскойФедерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Таким образом, ссылки заявителя на нарушение Контрольно-счетной палатой норм Закона № 294-ФЗ является необоснованными, поскольку нормы данного закона на орган внешнего муниципального финансового контроля, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, не применяются.
Как уже указывалось, в соответствии со статьей 11 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность Контрольно-счетной палаты не предусматривает установление четких сроков проведения контрольного мероприятия.
В то же время, как усматривается из материалов дела, сроки проведения контрольного мероприятия были соблюдены в соответствии со сроками, утвержденными Планом работы Контрольно-счетной палаты, с учетом сроков задержки предоставления запрашиваемых документов.
В целях реализации результатов контрольных мероприятий органы внешнего муниципального финансового контроля, в соответствии со статьей 16 Закона № 6-ФЗ, вправе вносить представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Так, в соответствии с пунктом 3.5 СВМФК 2, во исполнение требований Закона № 6-ФЗ Контрольно-счетной палатой по результатам контрольного мероприятия, для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, в установленные сроки, было подготовлено и направлено представлениев адрес объекта контроля, а именно Администрации Мичуринского поселения.
В соответствии со статьей 1 Положения о КСП Контрольно-счетная палата образуется Собранием депутатов Хабаровского муниципального района и ему подотчетна.По результатам контрольного мероприятия в соответствии с пунктом 3.5 в адрес Председателя Собрания депутатов Хабаровского района и Главы Хабаровского района направлен Отчет по результатам контрольного мероприятия от 06.04.2021 № 01-22/67, в котором отражены все установленные факты и информация о направлении в адрес Администрации Мичуринского поселения представления с указанием сроков его рассмотрения, что соответствует требованиям, установленным нормативно-правовыми актам, регулирующими деятельность контрольно-счетных органов.
Также в адрес Прокуратуры Хабаровского района для дачи правовой оценки направлена информация (документы) от 29.03.2021 № 01-27/50 по результатам проведенного контрольного мероприятия в Администрации Мичуринского поселения.
При этом, как отмечает Контрольно-счетная палата, в соответствии с пунктом 1 Плана работы межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия коррупции на 2021 год, утвержденного Прокурором Хабаровского района, данное контрольное мероприятие являлось совместным с участием Прокуратуры Хабаровского района, Контрольно-счетной палаты, ОМВД России по Хабаровскому району, СО по Хабаровскому району СК СУ России по Хабаровскому краю.
Прокуратурой Хабаровского района в адрес Контрольно-счетной палаты представлена информация от 25.03.2021 № 2-28-2021, согласно которой по результатам анализа представленной информации, в правоохранительные органы Хабаровского муниципального района Прокуратурой направлены предложения организовать и провести проверочные мероприятия по установлению возможнойаффилированностиГлавы Мичуринского поселения и (или) работников администрации Мичуринского поселения с индивидуальным предпринимателем, осуществлявшим работы в рамках заключенных договоров по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в нарушение пункта 3.4.9 Соглашения № 50, которое обязывает сельское поселение предоставить в район и Управление Росреестра по Хабаровскому краю материалы по утверждению внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Поселения, а также статей 24, 32 ГрК РФ. Администрацией Мичуринского поселения материалы по утверждению внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки поселения не утверждены решением представительного органа местного самоуправления поселения.
Таким образом, межбюджетные трансферты, выделенные Администрацией Хабаровского района Администрации Мичуринского поселения на внесение изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения в общей сумме 286 153 руб., использованы без достижения окончательного результата, с нарушением требований заключенного Соглашения.
Помимо этого в ходе контрольного мероприятия установлены нарушения норм действующего законодательства при реализации мероприятий по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования, а именно:
1. наименование села в договоре с ИП ФИО9 от 18.03.2019 № 7/19-К/ИШБ указано некорректно, как Воронеж-3, тогда как в состав Мичуринского сельского поселения входит село Воронежское-3;
2. договоры с ИП ФИО9 от 29.03.2019 № № 5/19-К/ИП/Б,
5/19-К/ИП/Б и от 18.03.2019 № 7/19-К/ИП/Б заключены с нарушениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) и Приказа Минрегионразвития России от 26.05.2011 № 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов» (далее - Приказ №244») в том числе:
- в нарушение пункта 1 статьи 711 ГК РФ, пунктов 2.2. и 4.1. договоров произведена оплата 1 этапа работ по всем договорам, заключенным с
ИП ФИО9 без фактического подтверждения выполнения данного этапа работ, т.е. без подписания акта приемки выполненных работ по 1 этапу;
- согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП ФИО9 является субъектом малого и среднего предпринимательства и обязательным условием контракта является оплата заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке выполненных работ. В нарушение части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ пунктами 2.2 договоров подряда на выполнение работ установлена оплата в течение 30 банковских дней после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ.
- частью 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ определено, что при описании объекта закупки заказчик использует требования, касающиеся качественных характеристик, которые предусмотрены принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации документами, связанными с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Кроме того, Приказом № 244 утверждены требования к составлению задания на проектирование (градостроительное задание) генерального плана, в соответствии с которыми, в задании на проектирование генерального плана целесообразно четко формулироватьпоставленные цели и задачи разработки проектов генеральных планов, требования к их составу и содержанию;.
- в нарушение части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, раздела 7 Приказа № 244 в договорах отсутствует описание характеристик выполняемых работ. Прилагаемые к договорам Технические задания не содержат основные параметры состава и содержания разрабатываемой документации, отсутствуют ссылки на нормативно-правовую базу, регулирующую основные требования к разрабатываемой документации.
Указанные обстоятельства заявителем в установленном частью 3.1
статьи 70 АПК РФ порядке не опровергнуты.
Также в ходе проверки Контрольно-счетной палатой установлен следующий факт.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Положения о КСП, в рамках проведения контрольного мероприятия, Контрольно-счетной палатой направлен запрос Главе Хабаровского муниципального района по факту поступления в адрес Администрации Хабаровского района письма от 25.10.2019 № 1717/7-15 от Главы Мичуринского поселения, которое представлено Администрацией Мичуринского поселения в Контрольно-счетную палату, как факт направления документов, с целью исполнения условий пунктов 3.4.5 и 3.4.6 Соглашения.
Согласно ответу Главы Хабаровского района от 19.02.2021 № 2.1-34-1019 в адрес Администрации Хабаровского района письмо администрации Мичуринского поселения от 25.10.2019 № l717/7-15 не поступало. Данный факт также свидетельствует о нарушении Администрацией Мичуринского поселения условий Соглашения.
Помимо вышеизложенного, в соответствии со статьей 19 Положения о КСП к мероприятиям, проводимым Контрольно-счетной палатой, могут привлекаться специалисты структурных подразделений органов местного самоуправления.
Так, для дачи квалифицированных пояснений (заключений) по вопросам контрольного мероприятия, касающихся внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Мичуринского поселения Контрольно-счетной палатой в адрес Управления архитектуры и градостроительства Администрации Хабаровского района был направлен соответствующий запрос от 27.01.2021 № 01-26/10. Также, согласно дополнительному соглашению от 25.11.2019 № 226 о внесении изменений к Соглашению от 06.03.2019 № 50 полномочия по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Поселения принимались районом в лице Управления архитектуры и градостроительства.
Согласно полученному ответу от 10.03.2021 № 01-23-93 Управлением архитектуры и градостроительства также подтверждены многочисленные нарушения, установленные в ходе контрольного мероприятия.
Из отзыва Контрольно-счетной палаты также следует, что в данный момент Администрацией Хабаровского района повторно ведутся работы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Мичуринского поселения, ввиду отсутствия внесенных изменений Администрацией Мичуринского поселения.
Таким образом, предложение Контрольно-счетной палаты о возврате Администрацией Мичуринского поселения межбюджетных трансфертов в бюджет Хабаровского района является законным и обоснованным.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Так, в 2019 году Управлением архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского района был заключен договор по внесению изменений в текстовую часть ПЗЗ 11 сельских поселенийХабаровского муниципального района, в части приведения в соответствие к действующему классификатору видов разрешенного использования со стоимостью работ 58 830,00 руб. Данный договор был заключен конкурентным методом, а не с единственным поставщиком.
Исходя из стоимости работ по вышеуказанному договору, стоимость услуг по внесению изменений в ПЗЗ одного сельского поселениясоставила 5 348,18 руб. (58 830,00/11 = 5 348,18).
Мичуринское сельское поселение в этот же период, а именно в 2019 году, заключило договор с ИП ФИО9 от 29.03.2019 № 6/19-К/ИП/Б, как с единственным поставщиком, на аналогичные виды работ стоимостью 95 000,00 руб., и только одного сельского поселения.
Таким образом, упущенная экономия бюджетных средств составила 89 651,82 руб.(95 000 – 5 348,18 = 89 651,82), что также нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 БК РФ, где обозначено, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата.
Таким образом, Контрольно-счетной палатой доказано, что поставленные перед Администрацией Мичуринского поселения задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема бюджетных средств.
Указанные обстоятельства заявителем в установленном частью 3.1 статьи 70 АПК РФ порядке не опровергнуты.
При этом действующим законодательством о деятельности контрольно-счетных органов не определена обязанность разъяснять в представлениях меры ответственности объектов контроля за допущенные ими нарушения, установленные в ходе контрольного мероприятия.
Формулировки, примененные Контрольно-счетной палатой в представлении, соответствуют части 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ, поэтому возможность по выработке конкретных мер и действий, принимаемых по результатам рассмотрения представления, а также определения конкретных лиц, виновных в допущенных нарушениях и недостатках, предоставлена Администрации Мичуринского поселения, а представление является исполнимым, содержит законные требования.
Выводы, изложенные в представлении Контрольно-счетной палаты от 23.03.2021, как основанные на анализе фактических данных и полученной информации, соответствуют нормам действующего законодательства, и права заявителя в экономической сфере не нарушают, что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 110, 170-176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д. Манник