ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5006/2011 от 06.06.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-5006/2011

«14» июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 06.06.2011 г., изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 14.06.2011 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А. В. Зверевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края

об оспаривании постановления Отделения Государственного пожарного надзора по Комсомольскому району от 26.04.2011 г., о назначении административного наказания,

При участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 20.05.2011 г.;

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 03.02.2011г. № 907; ФИО3 по доверенности от 03.06.2011 г. № 5617.

Сущность спора: Муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее – МУЗ «ЦРБ» КМР ХК) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Государственного пожарного надзора по Комсомольскому району от 26.04.2011 г. № 60 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя на требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласился.

Судом по материалам дела установлено следующее.

Прокуратурой Комсомольского района 16.03.2011 в период времени с 12.00 до 16.00 часов с участием специалиста Ростехнадзора проведена проверка в помещении амбулатории Селихинского сельского поселения МУЗ «ЦРБ», расположенном по адресу: ул. Комсомольская, 9а, с. Селихино.

В ходе проверки был выявлен факт несоответствия амбулатории Селихинского сельского поселения МУЗ «ЦРБ» требованиям пожарной безопасности, а именно: пункту 40 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям России от 18.06.2003 № 313 утверждены (далее - ППБ 01-03), пути эвакуации загромождены инвентарем, оборудованием и мусором; пункту 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, отсутствуют штатные рассеиватели (платформы) на светильниках.

26.04.2011 главным государственным инспектором Комсомольского района по пожарному надзору по результатам рассмотрения материалов проверки в присутствии законного представителя вынесено постановление № 60 о привлечении Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Несогласие Учреждения с постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. данного Кодекса.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, Учреждение краяявляется субъектом ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее – Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 (далее – Правила пожарной безопасности) определено, что данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 10 названных Правил, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с данными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Согласно пункту 40 ППБ 01-03, в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается загромождать мебелью, оборудованием и другими предметами двери, люки на балконах и лоджиях, переходы в смежные секции и выходы на наружные эвакуационные лестницы; устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Под лестничными маршами в первом и цокольном этажах допускается устройство только помещений для узлов управления центрального отопления, водомерных узлов и электрощитовых, выгороженных перегородками из негорючих материалов.

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии с пунктом 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6 предусмотрено, что на лицевой стороне щитов и сборок сети освещения должны быть надписи (маркировка) с указанием наименования (щита или сборки), номера, соответствующего диспетчерскому наименованию. С внутренней стороны (например, на дверцах) должны быть однолинейная схема, надписи с указанием значения тока плавкой вставки на предохранителях или номинального тока автоматических выключателей и наименование электроприемников, соответственно, через них получающих питание. Автоматические выключатели должны обеспечивать селективность отключения потребителей, получающих от них питание.

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренныхстатьями 8.32,  11.16 КоАП РФ, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из вышеизложенного следует, что Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края является субъектом ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что ответственность за данное нарушение должно нести должностное лицо отклоняется как необоснованный, поскольку в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Судом проверялась возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в отношении Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное и финансовое положение привлекаемого к ответственности юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения.

Состав правонарушения по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.

Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 г. № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности деяния судом не установлено.

Таким образом, бездействие Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края правомерно было квалифицировано административным органом по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения Муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Заявитель имел возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности, вместе с тем, не предпринял достаточных действий по осуществлению контроля и выполнению требований и норм пожарной безопасности.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.

Судом так же рассматривался вопрос о применении меры административного наказания в виде предупреждения.

В соответствие со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

В данном случае нарушение норм пожарной безопасности напрямую влияет на возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в связи с чем предупреждение как мера административного наказания не может быть применена.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, статьями 20.4, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным и отмене постановления Отделения Государственного пожарного надзора по Комсомольскому району от 26.04.2011 г. № 60, о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок с момента принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А. В. Зверева