Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5095/2022
мая 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 26.04.2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шестак Ж.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Миловановой П.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края (682571, <...> Победы, д. 1)
о привлечении Краевого государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...> Ю Чена, д. 81А) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В заседание суда явились представители:
от заявителя – ФИО1, удостоверение ТО №275527;
от лица, привлекаемого к ответственности - ФИО2, по доверенности от 10.01.2022 №Юр 07/22.
Сущность дела: Прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Краевого государственного бюджетного учреждения «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее – КГБУ «ДВЦЛО и КДМО», учреждение) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, факт административного правонарушения признал, позицию изложил, согласно отзыву на заявление.
В отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее – КГБУ «ДВЦЛО и КДМО», учреждение) зарегистрировано 23.01.2019 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***> и на основании лицензии № ЛО-27-02-001345 от 18.12.2020осуществляет фармацевтическую деятельность (хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения) в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>.
10.03.2022 прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края на основании решения от 10.03.2022 № 02/03-2 должностным лицом прокуратуры проведена проверка в помещении вышеуказанного аптечного пункта, в ходе которой установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», подп. «г» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081, на момент проверки в аптеке отсутствовали лекарственные препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных препаратов:
- лоперамид в виде капсул или таблеток, анатомо-терапевтическо-химической классификации «препараты, снижающие моторику желудочно-кишечного тракта», код АТХ «A07DA»;
- бифидобактерии бифидум в виде капсул или порошка для приема внутрь, анатомо-терапевтическо-химической классификации «противодиарейные микроорганизмы», код АТХ «A07FA»;
- гидрокортизон в виде крема для наружного применения или мази для наружного применения, анатомо-терапевтическо-химической классификации «глюкокортикоиды», код АТХ «Н02АВ»;
- ибупрофен в виде капсул или таблеток, анатомо-терапевтическо-химической классификации «производные пропионовой кислоты», код АТХ «М01АЕ»;
- ацетилцистеин в виде гранул или порошка для приготовления раствора для приема внутрь, анатомо-терапевтическо-химической классификации «муколитические препараты», код АТХ «R05CB».
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 10.03.2022г.
18.03.2022 по установленному проверкой факту прокурором Аяно-Майского района Хабаровского края Емельянцевым А.А. в отношении КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» возбуждено дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, о чём вынесено соответствующее постановление.
О дате, времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» уведомлено надлежащим образом, путем вручения повестки о вызове в прокуратуру от 11.03.2022 № 2-24-2022 под вход. № 746-02-07 от 11.03.2022. В назначенное время директор учреждения в прокуратуру не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) определены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в частности:
- лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий;
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
- лицензионные требования - обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в ч. 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Статьей 8 Закона № 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее – Положение о лицензировании).
Согласно данному Положению к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения и деятельность в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Пунктом 5 указанного Положения установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату при осуществлении фармацевтической деятельности.
Согласно подпункту «г» пункта 5 Положения о лицензировании, обязательным лицензионным требованием при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств».
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с ч. 6 ст. 55 Закона № 61-ФЗ, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (далее - Распоряжение № 2406-р) установлен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Согласно Приложению № 4 к Распоряжению № 2406-р, для аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, установлен минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
В соответствии с Разделом II Минимального ассортимента лекарственных препаратов для аптечных пунктов, аптечных киосков и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, предусмотрено обязательное наличие в аптечной организации следующих лекарственных препаратов: лоперамид капсулы или таблетки;бифидобактерии бифидум капсулы или порошок для приема внутрь; гидрокортизон крем для наружного применения или мазь для наружного применения; ибупрофен капсулы или таблетки;ацетилцистеин гранулы для приготовления раствора для приема внутрь или порошок для приготовления раствора для приема внутрь.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведения прокуратурой Аяно-Майского района Хабаровского края проверки в аптечном пункте, расположенном по адресу: <...>, установлен факт отсутствия вышеперечисленных лекарственных препаратов, что свидетельствует о нарушении учреждением пп. «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности и в силу пункта 6 настоящего Положения является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт рассматриваемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривался представителем учреждения в судебном заседании.
С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у организации имелась реальная возможность для соблюдения требований лицензионного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Вместе с тем, решая вопрос о назначении меры ответственности, суд руководствуется следующим.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
Санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ для юридических лиц, предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Между тем, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено правило, в силу которого некоммерческим организациям, а такжеявляющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Материалы дела не содержат сведений о привлечении КГБУ «ДВЦЛО и КДМО» к административной ответственности.
Доказательств того, что допущенное лицензиатом правонарушение повлекло причинение либо угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства, либо нанесло имущественный ущерб, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить учреждению наказание, заменив административный штраф, предусмотренный санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Краевое государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный центр лекарственного обеспечения и координации деятельности медицинских организаций» Министерства здравоохранения Хабаровского края, ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...> Ю Чена, д. 81А, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с заменой административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак