ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5205/14 от 03.12.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-5205/2014

15 декабря 2014 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 03.12.2014.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е.Н. Захаренко

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Ю. Уваровой и секретарем судебного заседания С.Ю. Васюта,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Материальные ресурсы» (ОГРН <***>; 680013, <...>)

к муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска «Водоканал» (ОГРН <***>; 680000, <...>)

об урегулировании преддоговорных разногласий

при участии

от истца: ФИО1 по доверенности № 006/2014 от 30.04.2014,

от ответчика: ФИО2 по доверенности № 6/37/4 от 01.01.2014.

Открытое акционерное общество «Материальные ресурсы» (далее – ООО «Материальные ресурсы», общество) обратилось в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию г. Хабаровска «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал», предприятие) об урегулировании преддоговорных разногласий:

- исключить из текста договора № 494 от 01.01.2014: раздел 3 пункт 11, раздел 4 пункт 12 подпункт р); раздел 4 пункт 12 подпункт с); раздел 4 пункт 14 подпункт ф); раздел 4 пункт 14 подпункт х); раздел 4 пункт 24 подпункт е); раздел 9 пункт 32; приложение № 8 по тексту договора,

- принять в редакции ОАО «Материальные ресурсы» пункты договора № 494 от 01.01.2014, отраженные в протоколе разногласий, не урегулированные сторонами: раздел 4 пункт 12 подпункт в); раздел 4 пункт 12 подпункт п); раздел 4 пункт 13 подпункт г); раздел 4 пункт 13 подпункт д); раздел 4 пункт 14 подпункт е); раздел 4 пункт 14 подпункт ж); раздел 4 пункт 14 подпункт т); раздел IV пункт 14 подпункт т); раздел 6 пункт 24; раздел 6 пункт 24 подпункт а); раздел 6 пункт 24 подпункт в); раздел 6 пункт 24 подпункт д); раздел 8 пункт 30; раздел 9 пункт 31; раздел 12 пункт 54; приложение № 5 по тексту договора.

Иск нормативно обоснован положениями статей 8, 12, 421, 422, 445, 446, Федеральным законом № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», постановлениями Правительства РФ от 27.09.2013 № 644, от 18.03.2013 № 230, от 12.02.1999 № 167, от 13.05.2012 № 406, от 21.06.2013 № 525 и мотивирован тем, что проект договора ответчика не может быть принят в предложенной редакции, поскольку общество не осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, не имеет самостоятельные выпуски в центральную систему водоотведения, для него не устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод.

В ходе судебного рассмотрения представитель истца уточнил требования, просил:

- из предмета договора раздел 1 п. 1 абз. 2 предложение 2 исключить указание «и составу» и «нормативы допустимых сбросов»;

- раздел 3 п. 11 исключить;

- раздел 4 п. 12 пп. «в» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль объёма сточных вод»;

- раздел 4 п. 12 пп «п» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Требовать от Абонента соблюдения нормативов по объёму сточных вод в центральную систему водоотведения»;

- раздел 4 п. 12 пп «р» исключить;

- раздел 4 п. 12 пп «с» исключить;

- раздел 4 п. 13 пп «г» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Иметь беспрепятственный доступ к водопроводным сетям и приборам учёта холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего договора»;

- раздел 4 п. 13 пп «д» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму в централизованную систему сточных вод»;

- раздел 4 п. 14 пп «е» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Производить оплату по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации вносить плату за нарушение нормативов по объёму сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения»;

- раздел 4 п. 14 пп «ж» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным сетям, местам отбора проб холодной воды и приборам учёта»;

- раздел 4 п. 14 пп «т» принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»:

«Соблюдать лимиты на сброс сточных вод, нормативы по объёму отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод»;

- раздел 4 п. 14 пп «ф» исключить;

- раздел 6 п. 24 в наименовании раздела после слов «отбор проб» дополнить словами «питьевой воды»;

- раздел 6 п. 24 пп «а» дополнить предложением «Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления»;

- раздел 6 п. 24 пп «в» по тексту исключить слова «и сточных вод»;

- раздел 8 п. 29 исключить;

- раздел 8 п. 30 исключить слова «сточных вод»;

- раздел 8 п. 31 после слов «нормативы водоотведения по объему»

- раздел 8 п. 32 исключить;

- раздел 10 п. 54 после слов «мест отбора проб воды» исключить слова «и сточных вод»;

- приложение № 5 столбец 4 принять в редакции ООО «Материальные ресурсы»: «Согласно графику отбора проб холодной питьевой воды»; исключить слова «сточных вод»;

- приложение № 8 исключить.

Уточнение судом принято в соответствии со ст. 49 АПК РФ.

В ходе судебного разбирательства стороны согласовали:

- в редакции МУП «Водоканал» (по проекту договора) - раздел 8 п. 30, раздел 8 п. 31, Приложение № 5,

- исключили из договора - раздел 4 п. 14 пп «ф»;

- дополнили редакцию раздела 6 п. 24 «а» дополнительным предложением: «Отбор проб осуществлять не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления».

Представитель ответчика иск не признал по доводам отзыва (б/н от 04.08.2014).

Заслушав представителей сторон, суд

У С Т А Н О В И Л:

В январе 2014 МУП «Водоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) направило ООО «Материальные ресурсы» (абонент) проект единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения № 494 от 01.01.2014 с Приложениями №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Абонент, рассмотрев предложенный проект, подписал 18.02.2014 без возражений Приложения №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 и представил для рассмотрения протокол разногласий по п. 1 ч. 2 предл. 2, п. 11, п. 12 «в», п. 12 «п», п. 12 «р», п. 12 «с», п. 13 «г», п. 13 «д», п. 14 «е», п. 14 п «ж», п. 14 «т», п. 14 п «ф», п. 14 «х», п. 15 «а», п. 15 «д», п. 24, п. 24 «а», п. 24 «в», п. 24 «д», п. 24 «е», п. 28, п. 29, п. 30, п. 31, п. 32, глава 10 пп. 36-43, глава 13 п. 49-52, п. 54, приложение № 5 столбец 4, Приложение № 8.

Водопроводно-канализационное хозяйство, признав часть предложений абонента, направила в его адрес 25.03.2014 протокол согласования разногласий.

Поскольку в досудебном порядке разногласия сторонами не урегулированы, абонент обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования в части, суд исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований (ст. 307 ГК РФ).

По статьям 309-310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу п. 4 чт. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Статьей 11 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации

Согласно статьям 13, 14, 15 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пунктам 4 и 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 644, холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения. Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации постановлением № 645 от 29.07.2013.

Статьей 15 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.

К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.

Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определены существенные условия договора водоснабжения:

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" существенными условиями договора водоотведения являются:

1) предмет договора, режим приема сточных вод;

2) порядок учета принимаемых сточных вод;

3) условия прекращения или ограничения приема сточных вод;

4) места и порядок отбора проб сточных вод, порядок доступа к местам отбора проб представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации;

5) порядок декларирования состава и свойств сточных вод (для абонентов, которые обязаны подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод);

6) порядок контроля за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты), требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) права и обязанности сторон по договору;

9) ответственность сторон в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных договором;

10) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

11) границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию этих сетей;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителям иной организации к канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам) и приборам учета сточных вод в целях определения объема отводимых сточных вод, их состава и свойств;

13) иные условия, установленные правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Таким образом, поскольку в настоящее время единый договор холодного водоснабжения и водоотведения является типовым, то есть договором с заранее установленными нормативно-правовыми актами определенными условиями, стороны не вправе заключать такой договор без включения в него всех существенных условий этого договора.

Основные доводы истца относительно несогласия с предложенной редакцией проекта договора водопроводно-канализационного хозяйства сводятся к тому, что общество не является абонентом, которому устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В этой связи в обязанности абонента не могут быть вменены соблюдение нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и нормативы допустимых сбросов, а лицо не может быть привлечено к ответственности за негативное воздействие на окружающую среду.

Суд признал позицию абонента убедительной, но лишь в части того, что обществу не установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к первой категории относятся абоненты, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 200 куб. м/сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения ("крупные" абоненты).

Вторая категория: все остальные абоненты, не отвечающие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 ("малые" абоненты).

Сторонами при заключении договора согласовано без возражений Приложение № 7, из которого следует, что объем сточных вод в месяц не превышает 1 184,856 куб. м. Таким образом, среднесуточный объем отводимых вод составляет 39,50 куб. м (1 184,856 : 30 дн.), поэтому абонент относится ко второй категории, то есть «малым» абонентам, которым нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов не устанавливаются.

Между тем, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с ответчика может быть взыскана.

В приложении № 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2013 N 644, установлены "нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения".

Однако, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 гласит: "Установить, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализаций Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади".

Таким образом, в отношении "малых" абонентов продолжают также действовать пункты 61, 62, 64, 65, 67 раздела 5 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), касающиеся нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод. На "крупных" абонентов вышеуказанные пункты не распространяются.

О продолжении действия п. 61 Правил № 167 также указано в п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Согласно п. 61 Правил № 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:

- соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами;

- обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;

- техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;

- защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

29.11.2006 мэром города Хабаровска принято постановление № 1496, которым утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод при сбросе в систему канализации города Хабаровска, поступающие на очистные сооружения МУП «Водоканал».

Соответственно, состав и свойства сточных вод "малых" абонентов, отводимых в централизованную систему водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренных приложением № 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, а также концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в систему канализации г. Хабаровска, утвержденной постановлением мэра г. Хабаровска № 1496 от 29.11.2006.

С учетом указанного, доводы истца о том, что абоненту не могут быть вменены в обязанности соблюдение нормативов по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, не состоятельны.

ООО «Материальные ресурсы» не относится к категории абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, поэтому суд частично удовлетворил требования истца по следующим спорным пунктам договора:

- раздела 1 пункт 1 абз. 2 предложения 2 (из предложения после слов «сточных вод» исключить «нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации»);

- раздел 4 п. 12 пп «п» (после слов «требовать от абонента» исключить «реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента»);

- раздел 4 п. 12 пп «с» (после слов «режима водоотведения» исключить «и нормативов допустимых сбросов»);

- раздел 4 п. 14 пп «т» (после «соблюдать» исключить «установленные нормативы допустимых сбросов и»; после «сточных вод,» исключить «принимать меры по соблюдению указанных нормативов и потреблений, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются нормативы допустимых сбросов»);

- раздел 8 п. 32  изложить в новой редакции (исключить указание на согласование сведений о нормативах допустимых сбросов и требований к составу и свойствам вод, указав на согласование требований к составу и свойствам сточных вод);

- приложение № 8  переименовать на «Требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента» без изменения содержания в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора.

Текст остальных спорных пунктов проекта договора соответствует тексту единого типового договора, поэтому редакция данных пунктов должна войти в заключаемый договор без корректировок. В противном случае условия публичного договора не будут содержать существенные условия договора водоснабжения и водоотведения (п. 5 ст. 3 и п. 5 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") и соответствовать нормативным требованиям, действующим в момент его заключения (Постановлениям Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 и № 645).

При этом дополнительно судом отмечено, что

- раздел 3 п. 11 соответствует главе 6 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (п. 111, 112, 113), п. 11 Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645, постановлению мэра г. Хабаровска № 1496 от 29.11.2006;

- раздел 4 п. 12 пп. «в» соответствует п. 33 пп. «д» и «е» Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 12 пп «в» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 4 п. 12 пп «р» соответствует п. 143-146 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 12 пп. «р» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 4 п. 13 пп «г» соответствует пунктам 23, 25 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 13 пп. «г» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 4 п. 13 пп «д» соответствует п. 36 пп. «в» и «г» Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 13 пп. «д» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 4 п. 14 пп «е» соответствует п. 118 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 14 пп. «е» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 4 п. 14 пп «ж» соответствует п. 35 пп. «з» Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 14 пп. «ж» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 6 п. 24 соответствует главе 11 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, главе 6 Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 6 п. 24 пп «в» соответствует п. 147 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, п. 24 пп. «в» Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 8 п. 29 соответствует п. 29 Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 8 п. 30 соответствует п. 30 Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 8 п. 31 соответствует п. 31 Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645;

- раздел 10 п. 54 соответствует п. 54 Постановления Правительства РФ 29.07.2013 № 645.

Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Предметом исковых требований по рассматриваемому делу является урегулирование разногласий, возникших между сторонами при заключении договора. Данное требование по своему характеру является неимущественным.

Исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел, не могут применяться положения п. 1 ст. 110 АПК РФ, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований. В случае признания обоснованными полностью или частично требований неимущественного характера (принятия судом условий договора в редакции истца) судебные расходы подлежат возмещению ответчиком в полном размере.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 7959/08, а также данная позиция нашла свое отражение в п. 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

При указанных обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная последним госпошлина по иску в размере 4 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В едином типовом договоре холодного водоснабжения и водоотведения № 494 от 01.01.2014, заключаемого муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска «Водоканал» и обществом с ограниченной ответственностью «Материальные ресурсы», определить следующие условия, по которым возникли разногласия:

- раздел 1 пункт 1 абз. 2 предложение 2  изложить в следующей редакции:

«Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется осуществить прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета»;

- раздел 3 п. 11   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации»;

- раздел 4 п. 12 пп. «в»   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойства сточных вод»;

- раздел 4 п. 12 пп. «п»  изложить в следующей редакции:

«требовать от абонента соблюдения нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдения требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения»;

- раздел 4 п. 12 пп. «р»  принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему и сбросу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения»;

- раздел 4 п. 12 пп. «с»   изложить в следующей редакции:

«осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения»;

- раздел 4 п. 13 пп. «г»   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета холодной воды в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего договора»;

- раздел 4 п. 13 пп. «д»   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения»;

- раздел 4 п. 14 пп «е»   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«производить оплату по настоящему договору в порядке, сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту»;

- раздел 4 п. 14 пп. «ж»   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации водопроводного-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом 6 настоящего договора»;

- раздел 4 п. 14 пп. «т»  изложить в следующей редакции:

«Абонент обязан соблюдать лимиты на сбросы сточных вод, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на систему централизованной системы водоотведения»;

- раздел 4 п. 14 пп «ф»   исключить;

- раздел 6 п. 24   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«Абонент обязан обеспечить доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к метам отбора проб, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам в следующем порядке»;

- раздел 6 п. 24 пп. «а»   изложить в следующей редакции:

«Организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещает абонента о дате и времени помещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенностей). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»). При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления»;

- раздел 6 п. 24 пп «в»   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к местам отбора проб, сточных вод, приборам учета (узлам учета) и иным устройствам, установленным настоящим договором, осуществляется только в установленных настоящим договором местах отбора проб холодной воды и сточных вод»;

- раздел 8 п. 29   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«отбор сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов, которых нормативы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525»;

- раздел 8 п. 30   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных воды приведены в приложение № 5»;

- раздел 8 п. 31   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти и (или) органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении № 7»;

- раздел 8 п. 32   изложить в следующей редакции:

«Требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в Приложении № 8»;

- раздел 10 п. 54   принять в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора:

«Сведения об абонентах, объекты которых подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям, принадлежащим абоненту, представляются в письменном виде с указанием наименования лиц, срока подключения, места и схемы подключения, разрешаемого отбора объема холодной воды и режима подачи воды, наличия узла учета воды и сточных вод, мест отбора проб воды и сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе запросить у абонента иные необходимые сведения и документы»;

- приложение № 5   оставить в согласованной редакции проекта договора;

- приложение № 8   переименовать на «Требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента» без изменения содержания в редакции муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» по проекту договора.

  Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Хабаровска «Водоканал» в пользу общества с ограниченной ответственностью «материальные ресурсы» расходы по уплате государственной пошлины 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Е.Н. Захаренко