ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5234/15 от 30.07.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-5234/2015

30 июля 2015 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья «Трио»

об оспаривании постановления Административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 06.04.2015г. № 08/288/2015 о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, действующего по доверенности от 02.06.2015г.;

от административного органа – ФИО2, действующего по доверенности от 29.06.2015г.

Сущность дела: Товарищество собственников жилья «Трио» (далее – ТСЖ «Трио», заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» (далее – административная комиссия, административный орган) от 06.04.2015 №08/288/2015, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края).

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.04.2015г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением от 24.06.2015г. суд, руководствуясь положениями пункта 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.

С согласия представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.

В заседании суда представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в предварительном судебном заседании.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

18.03.2015г. главным специалистом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска ФИО3 при осмотре территории по адресам: <...>, 8Двыявлен факт нарушения ТСЖ «Трио» пунктов 7, 9, 10, 28.2 «Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 №721, выразившегося в том, что прилегающие территории (внутридворовые дороги) к многоквартирным жилым домам по указанным адресам не убраны от снега и снежного наката до твердого покрытия, снежные сколы складированы на озелененной территории и не убраны.

Результаты осмотра территорий зафиксированы соответствующим протоколом от 18.03.2015 № 11.5-3/127, составленным вышеуказанным должностным лицом в присутствии представителя ТСЖ «Трио» и двух понятых. С целью фиксации доказательств в ходе осмотра осуществлялась фотосъемка с использованием фотоаппарата HPDigitalCameras500.

18.03.2015г. главным специалистом ФИО3 в отношении ТСЖ «Трио», в присутствии представителя по доверенности от 02.03.2015 ФИО1, составлен протокол № 11.3-1/546 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

О времени и месте совершения вышеуказанных процессуальных действий ТСЖ «Трио» извещалось надлежащим образом, путем направления соответствующего уведомления от 11.03.2015г. № 11.5-14/191 по средствам факсимильной связи. Факт надлежащего извещения заявителем не оспаривается.

Копия протокола об административном правонарушении, содержащего сведения о времени и месте рассмотрения дела (06.04.2015г. в 10.00 – 12.00 час., по адресу: <...>), направлена по юридическому адресу ТСЖ «Трио» заказным письмом №68000049980428, врученным адресату 26.03.2015г.

06.04.2015г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Административной комиссией № 8 городского округа «Город Хабаровск» вынесено постановление №08/288/2015, которым ТСЖ «Трио» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ТСЖ «Трио» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003  №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», утвержденных Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 (далее – Правила благоустройства), настоящие Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск». 

В пункте 6 Правил благоустройства (в  редакции, действовавшей в рассматриваемый период) содержатся основные понятия, используемые в настоящих Правилах, в том числе:

- придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный (частный жилой) дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства таких домов и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный (частный жилой) дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (пп. 13.1);

- прилегающая территория - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц (пп. 14);

- озелененная территория - земельный участок, занятый зелеными насаждениями (пп. 10).

Пунктом 7 Правил благоустройства предусмотрено, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими правилами и порядком организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденным решением Хабаровской городской Думы от 19.07.2005 N 111.

В соответствии с пунктом 9 Правил благоустройства, прилегающая территория (за исключением прилегающей территории к многоквартирному дому) подлежит уборке, содержанию в чистоте и порядке, включая тротуары, зеленые насаждения, прибордюрную зону, а также находящиеся на ней малые архитектурные формы и другие сооружения в следующих границах:

- до края проезжей части прилегающих дорог, проездов, включая тротуары, кюветы, придорожные газоны, автопарковочные карманы, въезды во дворы;

- до середины территорий, находящихся между двумя землевладениями или сооружениями,

- до береговой линии водоемов.

Согласно пункту 9.1. Правил благоустройства прилегающая территория к многоквартирному дому подлежит уборке в границах, определенных решением администрации города об образовании земельного участка в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

В случае отсутствия решения администрации города об образовании земельного участка границы ответственности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому определяются в соответствии с п. 9 настоящих Правил.

В соответствии с пунктами 10, 12 Правил благоустройства уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с твердым покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до твердого покрытия на всю ширину. При производстве зимних уборочных работ запрещается разбрасывание и складирование снега на проезжей части улиц, озелененных территориях, тротуарах, отмостках, проездах, площадках, на территории газгольдеров и контейнерных площадках.

Согласно пункту 28.2 Правил благоустройства содержание придомовой территории многоквартирного дома включает в себя в зимний период очистку тротуаров, дворовых территорий и проездов от снега и наледи до асфальта или брусчатки (при отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения; при возникновении наледи (гололеда) - производить обработку скользких участков противогололедными материалами).

За нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством (пункт 2 Правил благоустройства).

Нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в соответствии с частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 18.03.2015г. должностным лицом отдела муниципального контроля в сфере благоустройства управления административно-технического контроля Администрации г. Хабаровска при осмотре территории по адресам: <...>, 8Двыявлен факт нарушения ТСЖ «Трио» вышеуказанных пунктов Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск», выразившегося в том, что прилегающие территории (внутридворовые дороги) к многоквартирным жилым домам по указанным адресам не убраны от снега и снежного наката до твердого покрытия, снежные сколы складированы на озелененной территории и не убраны.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ТСЖ «Трио» признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

Обстоятельства правонарушения, совершенного ТСЖ, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 18.03.2015г. № 11.3-1/546, протоколом об осмотре территорий от 18.03.2015г. № 11.5-3/127, материалами фотосъемки от 18.03.2015г.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащего исполнения своей обязанности по содержанию прилегающих к жилым домам территорий, а также о принятии обществом всех возможных мер по соблюдению правил благоустройства.

Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.

При изложенных выше обстоятельствах у административного органа имелось достаточно данных для привлечения ТСЖ «Трио» к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, в связи, с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным и его отмены.

По результатам рассмотрения материалов административного дела судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.

Административное наказание назначено виновному лицу с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере штрафной санкции, предусмотренном частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края. При этом, учитывая, что несвоевременная очистка внутридворовых дорог от снега и снежного наката создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд полагает обоснованным неприменение административным органом наказания в виде предупреждения. Оснований для изменения меры ответственности у суда не имеется. Более того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что ТСЖ «Трио» уже ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края по факту неочистки от снежного наката до твердого покрытия прилегающей территории (внутридворового проезда) к жилому дому №8Д по ул. Вахова, что подтверждается вступившим в законную силу постановлением административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 26.01.2015г. № 08/111/2015.

Довод заявителя о том, что вышеуказанным постановлением Административной комиссии от 26.01.2015г. № 08/111/2015 ТСЖ «Трио» было привлечено к административной ответственности за то же самое правонарушение, подлежит отклонению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, привлечение дважды одного и того же субъекта по одному и тому же факту совершения противоправных действий к административной ответственности неправомерно.

Однако, в данном случае вмененные заявителю и зафиксированные в постановлениях от 26.01.2015г. и от 06.04.2015г. нарушения Правил благоустройства являются аналогичными, но не тождественными, поскольку были выявлены административным органом в разное время, а именно: 19.01.2015 и 18.03.2015 соответственно.

Поскольку объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края, состоит в нарушении правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, данное правонарушение считается оконченным с момента его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно постановлению от 26.01.2015г. № 08/111/2015 факт нарушения заявителем Правил благоустройства выявлен должностным лицом 19.01.2015г., следовательно, с этого момента данное правонарушение считается оконченным. При таких обстоятельствах, нарушения правил благоустройства, обнаруженные административным органом 18.03.2015г., образуют новый состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 37 КоАП Хабаровского края.

Также суд полагает необоснованным довод заявителя об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что снег складировался именно на озелененной территории. Как видно из представленных в материалы дела фотографий, снег складирован на земельных участках, где произрастают кустарники. Доказательств обратного заявителем не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования ТСЖ «Трио» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии № 8 городского округа «Город Хабаровск» от 06.04.2015г. № 08/288/2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                           Ж.Г. Шестак