АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73 –5243/2009
«11» июня 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эрэбуни» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю от 01.04.2009 № 23
при участии представителей в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился;
от налогового органа – представитель не явился.
Сущность дела : Общество с ограниченной ответственностью «Эрэбуни» (далее – ООО «Эрэбуни», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления № 23 от 01.04.2009 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд
УСТАНОВИЛ:
20.03.2009 должностными лицами Инспекции на основании поручения от 20.03.2009 № 84 проведена проверка по вопросу соблюдения законодательства РФ, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ресторане «Эрэбуни» принадлежащем ООО «Эрэбуни», расположенном по адресу: <...>.
В ходе проверки установлено, что в уголке потребителя в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 не доводятся до сведения посетителей, отсутствует прибор для измерения влажности и температуры воздуха, также на алкогольную продукцию: виски «Баллант Голд» (емк. 0,375 л.), ликер «О,Кейси» (емк. 1 л), водка «Парламент» (емк. 0,5 л.), коньяк «Наири» (емк. 0,25 л.), ликер «Франжелико» (емк. 1 л.) на начало проверки отсутствовали документы, подтверждающие легальность оборота и происхождения данной продукции (сертификат соответствия, товаротранспортная накладная, справка к товаротранспортной накладной, справки к ГТД).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.03.2009 № 15.
23.03.2009 в отношении ООО «Эрэбуни», в присутствии генерального директора Общества (ФИО1) был составлен протокол № 23 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ. Этим же числом директору вручено извещение о вызове в налоговый орган для рассмотрения дела.
01.04.2009 начальником Инспекции рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам вынесено постановление № 23, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Несогласие Общества с постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ) действие настоящего закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Как указано в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, содержащей, в том числе: наименование алкогольной продукции, указание производителя и сведения о ее цене. Данная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 10.2 названного Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Согласно пункту 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила), на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил продажи, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Пункт 12 указанных Правил продажи содержит требование, в соответствии с которым продавец обязан ознакомить потребителя по его требованию с названными выше документами, которые должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, справки к товарно-транспортным накладным на алкогольную продукцию должны находиться в баре в доступном месте, для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Согласно статье 3 Федерального закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 26 вышеназванного Закона установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
На основании пунктов 5, 6, 7 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, продавец обязан соблюдать обязательные с учетом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах; продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров; продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 6.4 СанПиНа 2.3.6.1066-01 контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте.
Довод представителя Общества о незнании такой обязанности не принимается, поскольку Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 являются общедоступными и обязательны для исполнения всеми предпринимателями и организациями.
На основании пункта 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (то есть не предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки в ресторане, принадлежащем ООО «Эрэбуни» в уголке потребителя в наглядной и доступной форме Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 не доводятся до сведения посетителей, отсутствует прибор для измерения влажности и температуры воздуха, также на алкогольную продукцию: виски «Баллант Голд» (емк. 0,375 л.), ликер «О,Кейси» (емк. 1 л), водка «Парламент» (емк. 0,5 л.), коньяк «Наири» (емк. 0,25 л.), ликер «Франжелико» (емк. 1 л.) на начало проверки отсутствовали документы, подтверждающие легальность оборота и происхождения данной продукции (сертификат соответствия, товаротранспортная накладная, справка к товаротранспортной накладной, справки к ГТД), документы были представлены в Инспекцию 23.03.2009, то есть после проверки.
Судом не принимаются доводы об отсутствии уголка потребителя и термометра для измерения влажности и температуры воздуха по причине драки клиентов, поскольку данные факты не подтверждаются материалами дела.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Общества заключается в несоблюдении установленных государством обязательных условий осуществления оборота алкогольной продукции и не принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Факт отсутствия на момент проведения проверки документов, подтверждающих легальность оборота и происхождения алкогольной продукции на виски «Баллант Голд» (емк. 0,375 л.), ликер «О,Кейси» (емк. 1 л), водка «Парламент» (емк. 0,5 л.), коньяк «Наири» (емк. 0,25 л.), ликер «Франжелико» (емк. 1 л.) и представление их впоследствии в Инспекцию только 23.03.2009 подтвержден материалами дела и не оспаривался Обществом.
Наличие у Общества документов, подтверждающих легальность оборота и происхождения алкогольной продукции на виски «Баллант Голд» (емк. 0,375 л.), ликер «О,Кейси» (емк. 1 л), водка «Парламент» (емк. 0,5 л.), коньяк «Наири» (емк. 0,25 л.), ликер «Франжелико» (емк. 1 л.) подтверждается, однако не представление данных документов по требованию проверяющих, позволяет сделать вывод о нарушении юридическим лицом пункта 12 Правил продажи, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ.
Ссылка заявителя на положения Федерального закона от 08.08.2004 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не принимается во внимание судом, поскольку действие названного закона распространяется на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 134-ФЗ настоящий закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями (далее - органы государственного контроля (надзора)), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 вышеназванного Федерального закона дано определение понятия «государственный контроль (надзор)» - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Из вышепоименованных норм права следует, что действия Федерального закона N 134-ФЗ распространяются на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам.
В данном случае налоговый орган проводил проверку соблюдения обществом законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в рамках КоАП РФ.
Также, подлежит отклонению как несостоятельный довод Общества относительно того, что налоговой инспекцией нарушены нормы Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся проведения налоговой проверки, поскольку дело в данном случае вытекает из административных правоотношений, к рассматриваемому правоотношению данные нормы не подлежат применению.
Не принимается довод представителя Общества о малозначительности правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается прежде всего в пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного права, в связи с чем суд не усматривает оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Инспекция, не установив обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, с учетом степени вины, обоснованно применила в отношении Общества низший предел санкции, установленный частью 3 статьи 14.16. КоАП РФ для юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания постановления Инспекции от 01.04.2009 № 23 незаконным и его отмены. Дело об административном правонарушении рассмотрено административным органом полно, объективно и всесторонне.
Факт правонарушения, совершенного Обществом подтверждается постановлением № 23 от 01.04.2009, протоколом об административном правонарушении от № 23 от 23.03.2009, актом проверки № 15 от 20.03.2009, объяснительной от 20.03.2009 и иными документами.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Эрэбуни» об отмене постановления от 01.04.2009 № 23 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников