Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск № дела А73-5276/2010
«11» июня 2010 г.
Арбитражный суд в составе судьи Леонова Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лазаревой И.В.
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции заявление Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости и обязании провести государственную регистрацию прав
при участии в судебном заседании:
от Администрации – ФИО1, представитель по доверенности от 16.03.2010 № 1-13/751
от Управления Росреестра – ФИО2, представитель по доверенности от 22.03.2010 № 31
Установил:
Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра) в порядке статьи 198 АПК РФ со следующими требованиями, уточенными в ходе судебного разбирательства:
1) признать незаконным решение от 25.02.2010 № 01/031/2010-231 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости;
2) обязать Управление Росреестра зарегистрировать за муниципальным образованием «муниципальный район имени Лазо Хабаровского края» право муниципальной собственности на объект недвижимости сооружение - «воздушная линия» 0,4 кВ от ТП-3 протяженностью 300,0 м., года постройки 1978, расположенной по адресу: Хабаровский край, р.п. Хор от ТП-3 по ул. Ленина, 1в до здания милиции по пер. Степному, 2.
Доводы заявителя обоснованы тем, что решение об отказе в государственной регистрации, основанное на выводе, что воздушная линия не является объектом недвижимого имущества, не соответствует положениям статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, приказу Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», постановлению Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 № 65 «Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности».
В предварительном судебном заседании заявитель настаивал на своих требованиях.
Управление Росреестра представило письменный отзыв, согласно которому доводы и требования заявителя отклонены как необоснованные.
Представитель Управления Россреестра в предварительном судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал.
С согласия представителей лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).
В судебном заседании представитель Администрации полностью поддержал доводы и требования, указанные в заявлении.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании отклонила доводы и требования заявителя, ссылаясь на то, что оспариваемое решение государственного регистратора соответствует и не противоречит законодательству РФ (статьям 130, 131 ГК РФ, приказу Минэнерго РФ от 20.05.2003 № 187 «Об утверждении глав правил устройства электроустановок», Положению «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 № 68, применяемому по аналогии), а также то, что представленные документы не подтверждают факт прочной связи с землей воздушной линии, в связи с чем, данный объект не является недвижимым имуществом.
В судебном заседании, в порядке ст.163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 07.06.2010 до 10-00 час. 11.06.2010.
В ходе судебного разбирательства арбитражным судом по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц установлены следующие обстоятельства.
Постановлением главы района имени Лазо от 14.07.1999 № 421 «Об учете муниципального имущества и ведении Реестра (Сводной описи) муниципального» имущества воздушная линия 0,4 кВ от ТП-3, протяженностью 300,0 м., год постройки 1978, переданная в муниципальную собственность района имени Лазо на основании Решения 6-й сессии «О муниципальной и государственной (краевой) собственности» от 10.10.1991 21-й созыв, местоположение: р.п.Хор от ТП-3 по ул. Ленина, 1-в до здания милиции по пер.Степному, 2 района имени Лазо Хабаровского края, внесена в Реестр (Сводную опись) муниципального имущества и ей присвоен Реестровый номер 0/224/0151/000411.
В целях государственной регистрации права муниципальной собственности на воздушную линию правообладатель получил в Хабаровском краевом государственном унитарном предприятии технической инвентаризации и оценки недвижимости кадастровый паспорт сооружения от 25.10.2009, из которого следует, что воздушная линия протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул. Ленина, 1в до здания милиции по пер. Степному,2 является объектом недвижимого имущества и сооружению присвоен инвентарный номер 14698.
16.02.2010 администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на воздушную линию за муниципальным образованием «муниципальный район имени Лазо Хабаровского края».
Решением, выраженным в письме-уведомлении от 25.02.2010 № 01/031/2010-231, Управление Росреестра отказало администрации в государственной регистрации права.
Согласно указанному решению, основанием для отказа в государственной регистрации явилось то обстоятельство, что в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 № 65 «Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности» воздушная линия не отвечает критериям, позволяющим отнести ее к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, поскольку данный объект не прочно связан с землей и его перемещение возможно без ущерба его назначению.
Не согласившись с решением Управления Росреестра администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев доводы заявителя, исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требования администрации обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В силу абзацев 4, 8, 9, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Рассматривая положения статей 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, на которые указывает статья 20 Федерального закона № 122-ФЗ, арбитражный суд пришел к выводу, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (пункт 1 статьи 130 ГК РФ), а также предприятие в целом как имущественный комплекс (пункт 1 статьи 132 ГК РФ).
В данном случае, отказывая заявителю в регистрации права собственности регистрирующий орган пришел к выводу и посчитал, что воздушная линия протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул. Ленина, 1в до здания милиции по пер. Степному, 2 не является объектом недвижимости.
В обоснование такого вывода государственный регистратор приводит в решении понятие «воздушной линии электропередачи (ВЛ)», данное в постановлении Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 № 65 «Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности», согласно которому воздушная линия электропередачи представляет собой устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.), стационарные или передвижные.
Общий порядок отнесения объектов и сооружений к недвижимому имуществу, установления существования такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Этим же Законом определены и соответствующие органы, осуществляющие такие полномочия – органы кадастрового учета, которые одновременно ведут и кадастровый учет недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, орган кадастрового учета – Хабаровское краевое государственное унитарное предприятие технической инвентаризации и оценки недвижимости установило, что воздушная линия протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул. Ленина, 1в до здания милиции по пер. Степному, 2 является объектом недвижимого имущества и ему присвоен инвентарный учетный номер №14698. В подтверждение этого обстоятельства правообладателю недвижимости муниципальному образованию «муниципальный район имени Лазо Хабаровского края» выдан соответствующий кадастровый паспорт сооружения, а также справка об отсутствии регистрации прав и имеющихся ограничениях на объект недвижимого имущества.
Кроме того, суд считает, что вывод государственного регистратора о том, что воздушная линия в отсутствие доказательств прочной связи с землей не может быть признана объектом недвижимости, не основан на соответствующих доказательствах.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 №359, к подразделу «Сооружения» относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.
Из имеющегося в материалах дела технического паспорта объекта – воздушной линии 0,4 КВ от ТП-3 по ул. Ленина, 1в до здания милиции по пер.Степному, 2 видно, что данный объект представляет собой сооружение, состоящее из опор железобетонных в количестве 7 штук и провода алюминиевого протяженностью 300,0 м.
Таким образом, в данном случае по своим конструктивным и техническим особенностям воздушная линия электропередачи представляет собой стационарный объект, состоящих из опор, имеющих прочную связь с землей, и проводов. Обратного, а именно отсутствие у железобетонных опор прочной связи с землей регистрирующим органом не доказано.
Кроме того, в отличие от движимых вещей воздушные линии электропередачи высокого напряжения создаются как электротехнический объект в строго определенном месте в соответствии с правилами устройства электроустановок (утверждены приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 №187).
Согласно указанным правилам проектирование опор, фундаментов и оснований должно производиться с учетом характера местности, физико-механических свойств грунта, климатических и иных условий, от которых зависят оказываемые на конструкцию нагрузки и воздействия.
По мнению суда, демонтаж воздушной линии электропередачи и ее последующий монтаж на новом месте повлечет уничтожение прежнего объекта собственности, поскольку воздушная линия прочно связана с местом своего размещения и не может быть механически перемещена и смонтирована в ином месте.
Создание на новом месте воздушной линии электропередачи будет являться не восстановлением прежнего объекта, а созданием нового объекта с разработкой новой проектной документации, производством монтажных работ и оформлением новой приемо-сдаточной документации в объеме, предусмотренной строительными нормами и правилами.
Таким образом, суд считает необоснованным вывод регистрирующего органа о том, что объект - воздушная линия протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул.Ленина, 1в до здания милиции по пер. Степному, 2 не прочно связан с землей и его перемещение возможно без ущерба его назначению.
Отказ государственного регистратора в регистрации права собственности правообладателя на воздушную линию одновременно нарушает и экономические права администрации, поскольку последняя, как представитель правообладателя без акта государственной регистрации недвижимости лишен возможности передать воздушную линию специализированным организациям для последующего содержания и ремонта.
С учетом установленных обстоятельств, оспариваемое решение государственного регистратора Управления Росреестра судом не может быть признано законным и обоснованным и поэтому подлежит признанию недействительным. В этой связи первое требование администрации подлежит удовлетворению.
Иные обстоятельства, препятствующие государственной регистрации воздушной линии в качестве самостоятельного объекта недвижимости, в решении Управления Росреестра, выраженном в письме-уведомлении от 25.02.2010 № 01/031/2010-231 не приведены.
В целях устранения допущенных ответчиком нарушений прав и законных интересов администрации арбитражный суд в соответствии со статьей 201 АПК РФ считает возможным обязать Управление Росреестра в месячный срок с момента вступления судебного решения в законную силу зарегистрировать за муниципальным образованием «район имени Лазо» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «воздушная линия» 0,4 кВ, протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул. Ленина, 1-в, пос. Хор, до здания милиции по пер. Степному, 2, пос. Хор. В этой связи второе требование заявителя также подлежит удовлетворению судом.
Вопрос о государственной пошлине за рассмотрение спора в арбитражном суде первой инстанции не рассматривался, поскольку как заявитель, так и ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Требования Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от 25.02.2010 №01/031/2010-231 в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости – сооружение «воздушная линия» 0,4 кВ, протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул. Ленина, 1-в, пос. Хор, до здания милиции по пер. Степному, 2, пос. Хор.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю в месячный срок с момента вступления данного решения в законную силу зарегистрировать за муниципальным образованием «муниципальный район имени Лазо Хабаровского края» право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества – сооружение «воздушная линия» 0,4 кВ, протяженностью 300,0 м. от ТП-3 по ул. Ленина, 1-в, пос. Хор, до здания милиции по пер. Степному, 2, пос. Хор.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Д.В. Леонов