ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5294/2021 от 20.10.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                                          дело № А73-5294/2021

октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20.10.2022 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 26.10.2022г..

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гудайтите Д.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Хабаровский аэропорт»

к            Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

о            признании незаконным и отмене постановления  №7 о наложении штрафа по делу №027/04/14.31-1069/2020 об административном правонарушении

при участии:

от заявителя – Хмелев Д.Н. представитель по доверенности от 23.07.22 №45, диплом;

от административного органа – Сидельникова Э.В. представитель по доверенности от 15.11.19 №3/11736, диплом; Горбачев В.С., представитель по доверенности от 11.10.22г. №3/10726, диплом.

Сущность дела: Акционерное общество «Хабаровский аэропорт»  (далее – АО «Хабаровский аэропорт», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган, административный орган) №7 о наложении штрафа по делу №027/04/14.31-1069/2020 об административном правонарушении.

Определением от 07.06.2021 производство по делу приостанавливалось и возобновлено определением от 15.08.2022 г.

Представитель заявителя, в заседании суда требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представители административного органа, против заявленных требований возражали, полагая оспариваемое постановление законным и обоснованным. Дали пояснения в соответствии с отзывом.

Суд установил:

Как следует из приложения 3 к приказу ФАС России от 28.01.2016 №75/16 АО «Хабаровский аэропорт» включено в «Перечень субъектов естественных монополий в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» под номером 59.

Приказом ФАС России от 08.09.2017 №1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» признан утратившим силу приказ ФАС России от 28.01.2016 №75/16 и утверждены новые перечни субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России. Согласно приложению 3 к приказу ФАС России от 08.09.2017 №1189/17 АО «Хабаровский аэропорт» включено в «Перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» под номером 54.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступил ряд обращений граждан относительно действий АО «Хабаровский аэропорт», выразившиеся в установлении высокой цены услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)», закрытию бесплатной автопарковки в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

В связи с рассмотрением заявлений на действия АО «Хабаровский аэропорт» Хабаровским УФАС России, в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа), утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией» (далее -Административный регламент по установлению доминирующего положения), утверждённым приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, проведены анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг в аэропорту «Хабаровск (Новый)» и анализ состояния конкуренции на рынке оказания платных услуг временного размещения автотранспортных средств (парковки) в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

За временной интервал в целях настоящих исследований, в связи с целесообразностью изучения ретроспективных характеристик рынков, принимается 2017 год.

В качестве географических границ рынков в соответствии с целью исследований и предметом обращения заявителей рассматривается территория аэропорта «Хабаровск (Новый)».

По результатам проведения анализа состояния конкуренции установлено, что АО «Хабаровский аэропорт» является субъектом естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, а именно по услугам в аэропорту как главный оператор аэропорта, единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим платные услуги временного размещения автотранспортных средств (парковки) на территории аэропорта «Хабаровск (новый)», и имеет признаки доминирующего положения на рынках вышеуказанных услуг на территории аэропорта «Хабаровск (Новый)».

Оказание АО «Хабаровский аэропорт» услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)» не подлежит государственному регулированию. Цены на услуги пользования автопарковкой устанавливаются АО «Хабаровский аэропорт» самостоятельно, исходя из расходов, необходимых для содержания и осуществления деятельности парковочного комплекса.

АО «Хабаровский аэропорт» не представило в Хабаровское УФАС России достаточные документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности увеличения тарифов на услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)» с 01 декабря 2017 года.

В результате анализа Хабаровский УФАС России усмотрел признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

На основании изложенного издан приказ Хабаровского УФАС России от 05 марта 2018 года №167 о возбуждении дел №№ 3-1/292, 3-1/294, 3-1/302, 3-1/19, 3-1/20, 3-1/21, 3-1/22, 3-1/23, 3-1/24, 3-1/25, 3-1/26, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Хабаровский аэропорт» (680031, г. Хабаровск, Матвеевское шоссе, 32, ИНН 2724083654) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия пришла к следующим выводам.

По мнению Комиссии лица, прибывающие на автомобиле в аэровокзал внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)», фактически ограничены в возможности воспользоваться бесплатной автопарковкой, оборудованной твёрдым покрытием, оснащённой соответствующим оборудованием, расположенной на незначительном удалении от аэровокзала внутренних воздушных линий и имеющей удобное пешеходное и автомобильное сообщение с аэровокзалом внутренних воздушных линий.

Также Комиссией не установлено наличие альтернативных автопарковок иных лиц, расположенных на доступном расстоянии от аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)», предлагающих условия более выгодные для потребителей, чем АО «Хабаровский аэропорт».

Как следует из представленных АО «Хабаровский аэропорт» документов и   информации   бесплатная   автопарковка,   расположенная   возле   здания международного   терминала,   является   одновременно   автопарковкой   для автомобилей, прибывающих в международный терминал, и автопарковкой для автомобилей, прибывающих в аэровокзал внутренних воздушных линий, и не желающих   воспользоваться   платной   автопарковкой,   находящейся   возле аэровокзала внутренних воздушных линий, в оплачиваемые периоды времени, причём в первую очередь - автопарковкой для автомобилей, прибывающих в международный терминал, так как находится в непосредственной близости от него.

Данная автопарковка обустроена на земельном участке, находящемся в собственности ООО «Авиатерминал».

В соответствии с соглашением от 28 ноября 2017 года, заключённым между АО «Хабаровский аэропорт», ООО «Авиатерминал» и АО «Международный аэропорт Хабаровск», расходы на содержание и обслуживание вышеуказанной автопарковки несёт АО «Хабаровский аэропорт».

Кроме того, автопарковка располагает незначительным количеством машиномест, расположена на значительном удалении от аэровокзала внутренних воздушных линий (около 800 метров) и имеет пешеходное сообщение с аэровокзалом внутренних воздушных линий, обустроенное вдоль автомобильных проездов и дорог с интенсивным движением автомобильного транспорта, что не создаёт удобные условия для перемещения лиц, оставивших автомобиль на данной автопарковке, до аэровокзала внутренних воздушных линий.

Учитывая, что данная автопарковка предназначена для обслуживания лиц, прибывающих в международный терминал, возможна ситуация, когда в связи с осуществлением международного авиарейса все места на автопарковке будут заняты автомобилями, прибывшими именно в международный авиатерминал, что может воспрепятствовать в использовании этой автопарковки в качестве бесплатной автопарковки для лиц, прибывающих в аэровокзал внутренних воздушных линий.

Как следует из имеющихся в распоряжении Комиссии документов и информации автопарковка ООО «Легион» около гостиницы «Аэрополис» предназначена для обслуживания в основном автомобилей, прибывающих именно в гостиницу, и, к тому же, имеет ограниченное количество машиномест. Данная автопарковка также расположена на значительном удалении от аэровокзала внутренних воздушных линий и имеет с ним пешеходное сообщение, обустроенное вдоль автомобильных проездов и дорог с интенсивным движением автомобильного транспорта, что не создаёт удобные условия для перемещения лиц, оставивших автомобиль на данной автопарковке, до аэровокзала внутренних воздушных линий.

Бесплатная автопарковка, расположенная напротив въезда в международный терминал аэропорта города Хабаровска, представляет из себя неблагоустроенный земельный участок без асфальтового или какого-либо иного твёрдого покрытия, не имеет разметки, находится на значительном удалении от аэровокзала внутренних воздушных линий, имеет с ним пешеходное сообщение, обустроенное вдоль автомобильных дорог с интенсивным    движением    транспортных    средств,    и    предполагающее пересечение этих автомобильных дорог, что не может создать удобные условия для перемещения лиц, оставивших автомобиль на данной автопарковке, до аэровокзала внутренних воздушных линий.

По информации ООО «Интегра» услуги платной или бесплатной автопарковки в аэропорту «Хабаровск (Новый)» или в непосредственной близости от него общество не оказывает. ООО «Интегра» располагает автостоянкой, предназначенной для длительного хранения атомобилей, находящейся на расстоянии около 2500 метров от здания аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)». Автостоянка ООО «Интегра» используется для хранения автомобилей посетителей автокомплекса, автомобилей жителей близлежащего жилого массива, собственных транспортных средств ООО «Интегра», а также любых иных лиц.

Стоимость услуг автостоянки ООО «Интегра» составляет:

-стоянка легкового автотранспорта - 70,00 рублей в сутки;

-стоянка грузового автотранспорта (свыше 3 тонн) - 100,00 рублей в сутки.

Наличие действующей автопарковки через дорогу от гостиницы «Аэрополис» Комиссией не установлено. АО «Хабаровский аэропорт» также не представило доказательств, свидетельствующих о возможности для лиц, прибывающих в аэровокзал внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)», получить в указанном месте услугу бесплатной автопарковки или услугу платной автопарковки на условиях более выгодных, чем предлагает АО «Хабаровский аэропорт».

На представленной АО «Хабаровский аэропорт» фотографии изображен хозяйственный объект, на котором размещено объявление «круглосуточная автостоянка». Каких-либо сведений о лице, осуществляющем деятельность, о видах деятельности, об условиях оказания услуг не указано. В открытом доступе данная информация также отсутствует.

Кроме того, данный объект расположен на небольшом по площади земельном участке, находится на значительном удалении от аэровокзала внутренних воздушных линий, пешеходное сообщение к нему возможно вдоль автомобильных дорог с интенсивным движением транспортных средств с необходимостью пересечения этих автомобильных дорог, что не может создать удобные условия для перемещения лиц, оставивших автомобиль на данном объекте, до аэровокзала внутренних воздушных линий.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что лица, прибывавшие на автотранспортных средствах в аэропорт «Хабаровск (Новый)» в декабре 2017 года - в апреле 2018 года в связи с осуществлением авиарейсов, не имели возможности воспользоваться бесплатной автопарковкой, расположенной на незначительном удалении от здания аэровокзала внутренних воздушных линий, имеющей удобное обустроенное пешеходное сообщение с аэровокзалом внутренних воздушных линий, в том числе, не предполагающее пересечение автомобильных дорог с интенсивным движением, в связи с отсутствием такой автопарковки.

Рассмотрев документы и информацию по вопросам установления тарифов за пользование платной автопарковкой Комиссия считает, что применённый АО «Хабаровский аэропорт» подход к определению размеров тарифов на услуги платной автопарковки ущемляет интересы лиц, которые находились на автопарковке, расположенной возле аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)», в периоды времени с взиманием платы (свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки), так как возлагает на них возмещение большей части от всех расходов на содержание автопарковки, а не только той части расходов, которые возникли в связи с нахождением автомобиля на территории автопарковки в период времени с взиманием платы (свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки). То есть, часть расходов на содержание автопарковки, связанных с нахождением на автопарковке автомобилей, которые не превысили неоплачиваемый период времени (в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки) и с которых не взималась плата за нахождение на автопарковке, АО «Хабаровский аэропорт» учитывало при определении размеров тарифов на услуги платной автопарковки.

По мнению Комиссии распределение при расчёте тарифов за пользование платной автопарковкой расходы на содержание автопарковки на расходы на содержание автопарковки в связи с нахождением на ней автомобилей, с которых не взималась плата (в бесплатный период времени в течение первых 15 минут после въезда на территорию автопарковки), и на расходы на содержание автопарковки в связи с нахождением на ней автомобилей, с которых взималась плата за нахождение на автопарковке (в оплачиваемые периоды времени свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки), в зависимости от среднего времени нахождения 1 автомобиля на автопарковке ведёт к увеличению стоимости услуги пользования платной автопарковкой.

По информации АО «Хабаровский аэропорт» основная доля пользователей автопарковкой укладывается в отведённые 15 минут, то есть в период времени, в который плата за пользование автопарковкой не взимается.

Согласно данным за 11 месяцев 2017 года количество пользователей автопарковкой составило 756213, из них 599908 (78,4%) уложились в первые 15 минут (неоплачиваемые периоды времени) и 165305 (21,6%) не уложились в бесплатное время и находились на автопарковке в оплачиваемые периоды времени. Количество автомобиле-минут нахождения автомобилей на автопарковке в неоплачиваемый период времени (в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки) составило 4499312 (41,6%), количество автомобиле-минут нахождения автомобилей на автопарковке в оплачиваемые периоды времени составило 6314453 (58,4%).

Как следует из представленных АО «Хабаровский аэропорт» документов и информации в 2017 году услугами автопарковки в аэропорту «Хабаровск (Новый)», расположенной у здания аэровокзала внутренних воздушных линий, воспользовались 830609 автомобилей, из них 654731 (78,8%) автомобиль находился на автопарковке в течение бесплатного периода времени (в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки) и 175878 (21,2%) автомобилей находились на территории автопарковки в оплачиваемые периоды времени (свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки). Количество автомобиле-минут нахождения на автопарковке автомобилей с которых не взималась плата (в неоплачиваемый период времени в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки) составило 4910485 (41,8%), количество автомобиле-минут нахождения на автопарковке автомобилей с которых взималась плата (в оплачиваемые периоды времени свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки) составило 6845805 (58,2%>).

С 01 января по 24 апреля 2018 года услугами автопарковки в аэропорту «Хабаровск (Новый)», расположенной у здания аэровокзала внутренних воздушных линий, воспользовались 236880 автомобилей, из них 202054 (85,3%) автомобилей находились на автопарковке в течение бесплатного периода времени (в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки) и 34826 (14,7%о) автомобилей находились на территории автопарковки в оплачиваемые периоды времени (свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки). Количество автомобиле-минут нахождения на автопарковке автомобилей с которых не взималась плата (в неоплачиваемый период времени в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки) составило 1515405 (49,3%)), количество автомобиле-минут нахождения на атопарковке автомобилей с которых взималась плата (в оплачиваемые периоды времени свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки) составило 1556992 (50,7%).

Вышеуказанная информация свидетельствует о значительно большем количестве автомобилей, находившихся на территории автопарковки, расположенной возле аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)», с которых не взималась плата (в течение бесплатного периода времени в первые 15 минут после въезда на территорию автопарковки).

Однако, при расчёте тарифа за пользование платной автопарковкой с 01 декабря 2017 года АО «Хабаровский аэропорт» распределило все затраты на содержание и эксплуатацию автопарковки между бесплатными и платными периодами времени в зависимости от среднего времени нахождения автомобиля на территории платной автопарковки:

14%) расходов на бесплатные периоды времени (в течение первых 15 минут после въезда на территорию автопарковки) исходя из 8,0 минут среднего времени нахождения на автопарковке автомобилей с которых не взималась плата;

86% расходов на периоды времени, за которые взимается плата (свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки) исходя их 47,0 минут среднего времени нахождения на автопарковке автомобилей с которых взималасьплата.

Общий объём расходов на содержание автопарковки, расположенной у здания аэровокзала внутренних воздушных линий, при расчёте тарифа за пользование платной автопарковкой с 01.12.2017 определен АО «Хабаровский аэропорт» в размере 20691442,68 рубля в год.

По информации АО «Хабаровский аэропорт» объём затрат по каждому виду расходов определён на основании прогнозируемых затрат по содержанию автопарковки с учётом капитальных вложений и затрат по содержанию и обслуживанию автоматизированной парковочной системы.

На содержание автопарковки при нахождении на ней автомобилей с которых не взимается плата (в течение первых 15 минут после въезда на территорию автопарковки) АО «Хабаровский аэропорт» предусмотрено 2896801,98 рубль (14,0% от общей суммы расходов), на содержание автопарковки при нахождении на ней автомобилей с которых взимается плата (в период времени свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки) предусмотрено 17794640,71 рублей (86,0% от общей суммы расходов).

Разделение расходов произведено АО «Хабаровский аэропорт» исходя из среднего времени нахождения 1 автомобиля на территории автопарковки:

- 8 минут нахождения на автопарковке автомобилей с которых не взимается плата (в период времени без взимания оплаты в течение первых 15 минут после въезда на территорию автопарковки);

- 47 минут нахождения на автопарковке автомобилей с которых взимается плата (в период времени свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки).

Для определения стоимости 1 автомобиле-минуты АО «Хабаровский аэропорт» принят годовой объём работы в размере 5950440,00 автомобиле-минут нахождения на автопарковке автомобилей с которых взимается плата (в период времени с взиманием оплаты свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки).

Вместе с тем Комиссией установлено, что при пользовании автопарковкой, расположенной у здания аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)» автомобиль въезжает на территорию, какое-то время находится на территории, а затем выезжает с территории платной автопарковки.

Независимо от времени нахождения автомобиля на территории автопарковки (и в периоды времени без взимания оплаты, и в периоды времени с взиманием оплаты) в оказании услуги пользования автопарковкой участвует оборудование, установленное на въезде и на выезде:

1. На въезде на территорию автопарковки:

-устройство контроля въезда определяет номер автомобиля;

-выдаётся парковочный талон;

- открывается автоматический шлагбаум и автомобиль въезжает на территорию автопарковки.

2. На выезде с территории автопарковки:

- устройство контроля выезда определяет номер автомобиля;

-устройство контроля выезда определяет основания для выезда автомобиля с территории автопарковки (выезд в течение первых 15 минут после въезда на территорию автопарковки, выезд после оплаты времени нахождения на территории автопарковки);

-открывается автоматический шлагбаум и автомобиль выезжает с территории автопарковки или автоматический шлагбаум не открывается и автомобиль не имеет возможности выехать с территории автопарковки до устранения причины, которая не позволяет выехать с территории автопарковки (например, оплатить время нахождения автомобиля на территории автопарковки).

Для автомобилей, которые находились на территории автопарковки в периоды времени с взиманием платы (свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки) также используется терминал оплаты.

Таким образом, основные расходы, связанные с оказанием услуги пользования автопарковкой возникают в связи с въездом автотранспортных средств на территорию автопарковки и в связи с выездом автотранспортных средств с территории автопарковки.

В связи с тем, что время нахождения автомобиля на территории автопарковки с взиманием платы начинается с 16 минуты, среднее время нахождения на автопарковке автомобиля, с которого не взимается плата (в период времени без взимания платы в течение первых 15 минут после въезда на территорию автопарковки), всегда будет меньше среднего времени нахождения на автопарковке автомобиля, с которого взимается плата (в периоды времени с взиманием платы свыше 15 минут после въезда на территорию автопарковки).

Следовательно, применяемый АО «Хабаровский аэропорт» при расчёте тарифов на услуги платной автопарковки подход к распределению всех расходов на содержание автопарковки между услугой пользования платной автопарковкой в периоды времени с взиманием платы и услугой пользования автопарковкой в период времени без взимания платы, не учитывает, что расходы, необходимые для функционирования автоматизированного парковочного комплекса на обслуживание одного автомобиля, находятся в прямой зависимости от количества совершённых действий в отношении одного автомобиля (работа устройств определения номера, шлагбаумов, иного оборудования, необходимого для осуществления въезда на территорию автопарковки и выезда с территории автопарковки), и не находятся в прямой зависимости от количества времени нахождения автомобиля на территории автопарковки.

В связи с изложенным Комиссия пришла к выводу, что в расчёт тарифов на   пользование   платной   автопарковкой,   расположенной   возле   здания аэровокзала внутренних воздушных линий аэропорта «Хабаровск (Новый)», АО «Хабаровский аэропорт» включило расходы, не являющиеся необходимыми для производства и реализации услуги пользования платной автопарковкой, что свидетельствует об установлении АО «Хабаровский аэропорт» монопольно высокой цены услуги пользования платной автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)» и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Кроме того Комиссией установлено, что размеры установленных АО «Хабаровский аэропорт» тарифов за пользование платной автопарковкой отличаются от суммы размеров этих тарифов, рассчитанных на основании расходов на содержание и эксплуатацию автопарковки, и применяемого размера рентабельности, в связи с округлением АО «Хабаровский аэропорт» полученного результата.

В «Калькуляции «Плановый тариф за пользование платной автопарковкой» ПД с 01.12.2017» указано, что АО «Хабаровский аэропорт» при расчёте тарифа на услуги пользования платной автопарковки применяет рентабельность в размере 25%.

Себестоимость платных услуг согласно данной калькуляции составила:

- пользование платной автопарковкой от 16 минут до 30 минут - 89,71 руб.;

- пользование платной автопарковкой от 30 минут до 60 минут - 179,43 руб.;

- пользование платной автопарковкой от 60 минут до 24 часов - 358,86 руб.;

-пользование автопарковкой свыше 24 часов за каждые 12 часов пребывания - 717,71 руб.;

-третий и все последующие въезды в течение 24 часов с момента первого въезда (с первой минуты до 15 минут) - 29,90 руб.;

-повторный въезд в течение 60 минут (с 1 по 60 минуту) - 29,90 руб. (после введения данной услуги с 09.02.2018).

Согласно прейскуранту с 01 декабря 2017 года стоимость услуг пользования платной автопарковкой составила:

от 16 минут до 30 минут - 150,00 руб.;

от 30 минут до 60 минут - 300,00 руб.;

от 60 минут до 24 часов - 500,00 руб.;

свыше 24 часов - за каждые 12 часов пребывания - 1000,00 руб.;

третий и все последующие въезды в течении 24 часов с момента первого въезда (с первой минуты до 15 минут) - 50,00 руб.;

повторный въезд в течение 60 минут (с 1 по 60 минуту) - 150,00 руб. (после введения данной услуги 09.02.2018).

Следовательно, рентабельность услуги пользования платной автопарковкой с 01.12.2017 составила:

- от 16 минут до 30 минут - 41,70%;

-от 30 минут до 60 минут-41,69%;

-от 60 минут до 24 часов - 18,08%;

-свыше 24 часов - за каждые 12 часов пребывания - 18,08%;

-третий и все последующие въезды в течении 24 часов с момента первого въезда (с первой минуты до 15 минут) - 41,71%;

-повторный въезд в течение 60 минут (с 1 по 60 минуту) - 325,15%) (после введения данной услуги 09.02.2018).

Как пояснило АО «Хабаровский аэропорт» округление тарифа (цены, стоимости) услуги пользования платной автопарковкой до установленных значений произошло для удобства осуществления расчётов. Введение автоматизированной парковки предполагает прежде всего безналичный расчёт с покупателями. При приёме платежей через терминал отсутствует техническая возможность приёма (выдачи) монет, соответственно принять (выдать) денежные средства при оплате услуг за пользование автопарковкой достоинством 1 - 10 рублей в виде монет технически затруднительно, учитывая, что Банк России вывел из обращения купюры номиналом 10 рублей.

Комиссия пришла к выводу, что размер тарифа на услугу пользования платной автопарковкой, установленный в результате подобного округления, превышает сумму необходимых для оказания данной услуги расходов и прибыли, что свидетельствует об установлении АО «Хабаровский аэропорт» монопольно высокой цены услуги пользования платной автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)» и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о   защите конкуренции.

Также Комиссия не прининяла в качестве обоснования введения услуги третий и все последующие въезды в течении 24 часов с момента первого въезда (с первой минуты до 15 минут) и услуги повторный въезд в течение 60 минут (с 1        по 60 минуту) (после введения данной услуги 09.02.2018) представленные АО «Хабаровский аэропорт» документы по передвижению транспортных средств с/на территорию паркинга.

Данные документы содержат сведения о дате и времени въезда (выезда) нескольких автомобилей в январе - марте 2018 года, то есть после установления АО «Хабаровский аэропорт» тарифов на услугу третий и все последующие въезды в течении 24 часов с момента первого въезда (с первой минуты до 15 минут) и на услугу повторный въезд в течение 60 минут (с 1 по 60 минуту).

Согласно пояснениям АО «Хабаровский аэропорт» вышеуказанные услуги вводились в целях пресечения многократного въезда и выезда в течении суток одного автомобилей, совершающих многократные (цикличные) заезды и выезды с автопарковки в течение всей продолжительности дня в целях оказания коммерческих услуг частного извоза, в результате чего возникает перегруженность автопарковки в пиковое время, неравномерно распределяются по времени нахождения на автопарковке автомобили, создаются помехи в пользовании автопарковкой прибывающим в аэропорт автомобилям.

Представленные АО «Хабаровский аэропорт» документы по передвижению транспортных средств с/на территорию паркинга не содержат сведений о постоянном многократном въезде и выезде в течении суток одного и того же автомобиля, о перегруженности автопарковки в пиковое время в результате именно вышеуказанных действий отдельных владельцев автотранспортных средств и не подтверждают необходимость введения услуги третий и все последующие въезды в течении 24 часов с момента первого въезда (с первой минуты до 15 минут) и услуги повторный въезд в течение 60 минут (с 1 по 60 минуту).

На основании изложенного Комиссия УФАС по Хабаровскому краю пришла к выводу о  наличии в действиях АО «Хабаровский аэропорт» по установлению и применению с 01 декабря 2017 года тарифа (цены) услуги пользования платной автопарковкой, расположенной возле здания аэровокзала внутренних воздушных линий в аэропорту «Хабаровск (Новый)» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что привело (могло привести) к ущемлению неопределённого круга потребителей, пользователей платной автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

Решением Хабаровского УФАС России от 10 июля 2020 года №16 (исх. Хабаровского      УФАС   России   от   10.07.2020  №3/7987)   по   результатам рассмотрения дел №№ 3-1/292, 3-1/294, 3-1/302, 3-1/19, 3-1/20, 3-1/21, 3-1/22, 3-1/23, 3-1/24, 3-1/25, 3-1/26, объединённых в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства АО «Хабаровский аэропорт» признано нарушившим пункт часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части совершения действий по установлению и применению с 01 декабря 2017 года тарифа (цены) услуги пользования платной автопарковкой, расположенной возле здания аэровокзала внутренних воздушных линий в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

В адрес АО «Хабаровский аэропорт» (исх. № 3/420) посредством электронной почты и почтовой связи направлено определение о возвращении протокола об административном правонарушении и материалов дела № 027/04/14.31-1069/2020 об административном правонарушении, о вызове законного представителя юридического лица для составления (подписания) протокола об административном правонарушении.

25.02.2020 должностным лицом Хабаровского УФАС России в присутствии уполномоченного представителя АО «Хабаровский аэропорт» Хмелева Д.Н. составлен протокол об административном правонарушении по факту правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

03.02.2020г. г. заместителем руководителя Хабаровского УФАС России Костромеевым Н. Б. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя  АО «Хабаровский аэропорт» Хмелева Д. Н.  ,  при надлежащем извещении вынесено в отношении АО «Хабаровский аэропорт» постановление № 7 по делу об административном правонарушении № 027/04/14.31-1069/2020, которым АО «Хабаровский аэропорт» привлечено к административной ответственности по части 2 стать 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 650.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель    обратился в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, изучив доводы заявления, отзыва, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам..

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона  от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 10 Закон № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 этого Закона определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии со статьей 22 Закона № 135-ФЗ, антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно Уставу АО «Хабаровский аэропорт», Общество является юридическим лицом, коммерческой организацией. Одними из основных видов деятельности Общества является деятельность вспомогательная прочая, связанная с воздушным транспортом.

 АО «Хабаровский аэропорт» по определениям, данным в статье 4 Закона № 135-ФЗ, является хозяйствующим субъектом.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона № 135-ФЗ необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.

В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Условия признания положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке доминирующим установлены статьей 5 Закона № 135-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По общему правилу установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. Вместе с тем, в силу части 5 статьи 5 Закона доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с приказом ФАС России от 08.09.2017 №1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России», АО «Хабаровский аэропорт» является субъектом естественной монополии в сфере оказания услуг на территории аэропорта Хабаровск (Новый).

В силу части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка, определение географических границ товарного рынка и определение продуктовых границ товарного рынка, которое в свою очередь производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Проведя анализ состояния конкуренции на товарном рынке, антимонопольный орган заключил, что АО «Хабаровский аэропорт» является субъектом естественной монополии на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, а именно по услугам в аэропорту как главный оператор аэропорта, единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим платные услуги временного размещения автотранспортных средств (парковки) на территории аэропорта «Хабаровск (новый)», и имеет признаки доминирующего положения на рынках вышеуказанных услуг на территории аэропорта «Хабаровск (Новый)».

Оказание АО «Хабаровский аэропорт» услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)» не подлежит государственному регулированию. Цены на услуги пользования автопарковкой устанавливаются АО «Хабаровский аэропорт» самостоятельно, исходя из расходов, необходимых для содержания и осуществления деятельности парковочного комплекса.

АО «Хабаровский аэропорт» не представило в Хабаровское УФАС России достаточные документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности увеличения тарифов на услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)» с 01 декабря 2017 года.

В результате анализа Хабаровский УФАС России усмотрел признаки нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высокой цены услуги пользования автопарковкой в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

Как следует из материалов дела, Решением Хабаровского УФАС России от 10 июля 2020 года №16 АО «Хабаровский аэропорт» признано нарушившим пункт часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части совершения действий по установлению и применению с 01 декабря 2017 года тарифа (цены) услуги пользования платной автопарковкой, расположенной возле здания аэровокзала внутренних воздушных линий в аэропорту «Хабаровск (Новый)».

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2022 г. по делу № А73-8599/2021 отказано в удовлетворении требований Акционерного общества «Хабаровский аэропорт» о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10.07.2020 № 16. Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 г. № 06АП-1267/2022, Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от  10.08.2022 № Ф03-3465/2022 указанное решение оставлено без изменений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.21 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, административный орган правомерно установил в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом, согласно части 2 указанной нормы, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исключительных обстоятельств совершения правонарушения суд не усматривает.

Согласно пункта 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункта 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано

Суду не представлено заявителем доказательств исключительности обстоятельств, при которых было совершено допущенное правонарушение.

Таким образом, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, учитывая нарушение прав граждан, суд считает, что оснований, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ для квалификации правонарушения как малозначительного не имеется. Кроме того, суд учитывает, что нарушение продолжалось в течении значительного периода времени.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению нарушения суду не представлено.

Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности, смягчающих либо отягчающих вину обстоятельств по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

В ходе рассмотрения дела № 027/04/14.31-1069/2020 об административном правонарушении Хабаровским УФАС России не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность. Учитывая изложенное, расчет величины административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, налагаемого на АО «Хабаровский аэропорт», производится следующим образом:

Величина максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (max) = 300 000 рублей.

Величина минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (min) = 1 000 000 рублей.

У2 разности max и min размера штрафа = (1 000 000 - 300 000): 2 = 350 000 рублей.

Сумма административного штрафа, подлежащего применению при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, рассчитывается как сумма min штрафа и Vi разности max и min размера штрафа = 300 000 + 350 000 = 650 000 рублей.

Расчет штрафа соответствует требованиям КоАП РФ,  назначен в пределах санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ и составил 650.000 руб.

Суд не усматривает в действиях Общества обстоятельств, указывающих на содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению, и следовательно, не соглашается с позицией заявителя о том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не было учтено данное смягчающее обстоятельство. Представление антимонопольному органу документов являлось обязанностью юридического лица, не исполнение которой могло повлечь самостоятельную ответственности.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Учитывая, что в 2020г., 2021 г., 2022 г. хозяйствующие субъекты, и в частности перевозчики, понесли значительные убытки, ввиду распространения каронавирусной инфекции, а также с учетом финансового положения лица, и текущей экономической ситуации, суд полагает возможным произвести снижение назначенного штрафа ниже низшего предела, т.е. до 325.000 руб.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 02.03.2021 №7 о наложении штрафа по делу №027/04/14.31-1069/2020 об административном правонарушении, вынесенное в отношении Акционерного общества «Хабаровский аэропорт» изменить, снизив размер административного штрафа ниже низшего предела до 325.000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается  через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                              Зверева А. В.