Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5312/2022
08 июля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 08.07.2022.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Манника С.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Олейниковой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции
заявлениеОбщества с ограниченной ответственностью «Стройбаза № 1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 679000, <...>)
к Хабаровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680013, <...>)
опризнании незаконным решения об исключении общества из реестра владельцев складов временного хранения,
при участии в судебном заседании:
от ООО «Стройбаза № 1» - ФИО1 по дов. б/н от 27.03.2022, диплом (в режиме веб-конференция); ФИО2 – директор; ФИО3 по дов. б/н от 20.04.2022, диплом;
от Хабаровской таможни– ФИО4 по дов. № 05-53/001 от 10.01.2022, диплом; ФИО5 по дов. № 05-53/101 от 11.04.2022, специалист.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.06.2022 до 16.00 часов 29.06.2022.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью«Стройбаза № 1»(далее – заявитель, ООО «Стройбаза № 1») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне с заявлением, в соответствии с требованием которого просит суд:
- признать незаконным решение Хабаровской таможни, выраженное в приказе от 10.03.2022 № 62-ОП «Об исключении ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев складов временного хранения».
Определением суда от 01.04.2022 в удовлетворении ходатайства
ООО «Стройбаза № 1» о приостановлении действия оспариваемого приказа Хабаровской таможни отказано.
Хабаровская таможня представила в суд отзыв на заявление о несогласии с заявленным требованием.
В судебном заседании 22.06.2022 по инициативе представителя
ООО «Стройбаза № 1» допрошена в качестве свидетеля ФИО6, которая 28.02.2022 участвовала в качестве понятого при таможенном осмотре склада временного хранения ООО «Стройбаза № 1». На вопросы представителя Общества и суда свидетель ФИО6 сообщила, что участвовала 28.02.2022 в качестве понятого при обыске в доме ФИО7, а также при осмотре склада временного хранения; подтвердила, что подпись в акте таможенного осмотра принадлежит ей.
Представители заявителя в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в заявлении и письменных дополнениях.
Представитель Хабаровской таможни в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного требования по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ по инициативе представителя
ООО «Стройбаза № 1» с целью представления дополнительных доказательств в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.06.2022 до 16.00 часов 29.06.2022.
Во время перерыва в судебном заседании 28.06.2022 от ООО «Стройбаза № 1» в материалы дела поступило дополнение к заявлению с приложением договора купли-продажи автопогрузчика от 20.11.2019 и фотоснимков находящихся на СВХ электронных весов ТВ-М-600.2-А3.
После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе суда и представителей сторон.
Представители сторон после перерыва в судебном заседании настаивали на своих доводах и возражениях.
В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей сторон судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
ООО «Стройбаза № 1» с 2018 года является владельцем склада временного хранения (далее - СВХ) открытого типа на основании свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения от 07.06.2018 № 10017/2.
СВХ осуществляет свою деятельность с 2018 года, за этот период таможенным органом, неоднократно проводились проверки на соответствие СВХ законодательству, что подтверждается прилагаемыми актами проверок от 11.03.2020, 11.03.2021 (л.д. 14-15), в которых отражено, что в целом обустройство, оборудование СВХ соответствует требованиям статьи 217 Федерального закона от 03.08.2018
№ 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В этих актах также отражены недостатки: не обозначены границы открытой платной площадки для хранения товаров. На западном ограждении, отделяющим территорию СВХ от остальной территории ООО «Стройбаза № 1», отсутствует табличка «Зона таможенного контроля» («Customscontrolzone»). Рекомендовано провести работу по устранению недостатков соответственно в сроки до 30.04.2020, до 30.04.2021.
Из доводов заявителя следует, что СВХ уже в течение двух лет не имеет возможности, и не осуществляет хранение товаров в связи с закрытием границы вследствие пандемии коронавируса. Товары на складе отсутствуют и отсутствовали в период проверок, что отражено в соответствующих актах. Дата открытия границы и возобновления товаропотока до настоящего времени неизвестна. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не отрицаются таможенным органом.
01.01.2022 ООО «Стройбаза № 1» направило начальнику Амурзетского таможенного поста письмо (л.д. 17) о даче разрешения на посещение зоны таможенного контроля СВХ для осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля СВХ до 31.12.2022. В этом же письме приведен перечень лиц Общества, которые будут осуществлять такую деятельность.
Предписанием Амурзетского таможенного поста от 10.02.2022 №10703140/100222/01 на проведение таможенного осмотра помещений и территорий должностным лицам Амурзетского таможенного поста Хабаровской таможни поручено осмотреть помещение (территория), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: 672230, Еврейская АО, <...>, СВХ ООО «Стройбаза № 1».
11.02.2022 по результатам проверочных мероприятий составлен акт таможенного осмотра помещений и территорий 11.02.2022 № 10703140/110222/01 (л.д. 60-65), согласно которому на основании статьи 330 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 10.02.2022 № 10703140/100222/01 в присутствии представителя владельца (пользователя) помещений и (или) территорий заместителя директора ООО «Стройбаза № 1» ФИО7 должностными лицами Амурзетского таможенного поста Хабаровской таможни проведен таможенный осмотр помещений и территории СВХ открытого типа
ООО «Стройбаза № 1» на соответствие требованиям ст.ст. 412-414 ТК ЕАЭС и требований ст.ст. 357-359 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 289-ФЗ), расположенной по адресу: 672230, ЕАО, <...>.
Согласно Акту таможенного осмотра помещений и территорий от 11.02.2022 №10703140/110222/01 выявлены следующие замечания, заявления, сделанные лицами, присутствующими (участвующими) при таможенном осмотре помещений и территорий:
-на ограждении, отделяющим территорию СВХ от территории арестованной техники, а также на ограждении с южной стороны территории СВХ отсутствуют таблички «Зона таможенного контроля» («Customscontrolzone»);
-территория открытых площадок и прилегающая территория СВХ не убрана от снега, слабо видна разметка открытых площадок;
-на момент проверки из имеющегося весового оборудования поверены только автомобильные весы.
Рекомендовано руководству СВХ ООО «Стройбаза № 1»:
1.Установить таблички «Зона таможенного контроля» («Customscontrolzone»);
2.Очистить от снега открытые площадки и прилегающую территорию.
3.Организовать поверку имеющегося весового оборудования.
Из указанного акта таможенного осмотра от 11.02.2022 следует, что осмотр проводился без участия понятых; акт составлен в нарушение утвержденной формы акта таможенного осмотра помещений и территорий, в отсутствие надлежащего представителя ООО «Стройбаза» № 1». Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе приказом начальника Хабаровской таможни от 17.03.2022 № 6-Д
«О наложении дисциплинарного взыскания на ФИО8, ФИО9 и
ФИО10.» (л.д. 37-47).
24.02.2022 предписанием начальника Хабаровской таможни № 1 (л.д. 59) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий должностному лицу таможни поручено осмотреть помещение (территорию), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: 672230, Еврейская АО,
<...>, СВХ ООО «Стройбаза № 1», с 25.02.2022.
При этом в предписании имеется отметка о том, что «ФИО7, отказался от подписи в связи с тем, что он точно не знает, числится ли он в ООО «Стройбаза
№ 1» заместителем генерального директора».
28.02.2022 Хабаровской таможней на основании статьи 330 ТК ЕАЭС и предписания на осмотр помещений и территорий от 24.02.2022 № 1 в сопровождении должностного лица таможенного органа ФИО5 и понятых:
ФИО11 и ФИО6 на территории СВХ проведен таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ООО «Стройбаза № 1», расположенного по адресу: 679230, <...>.
28.02.2022 по результатам таможенного осмотра помещений и территорий СВХ ООО «Стройбаза № 1» Хабаровской таможней составлен акт таможенного осмотра помещений и территорий № 10703000/280222/1.
Согласно акту таможенного осмотра помещений и территорий от 28.02.2022 № 10703000/280222/1 выявлены замечания:
1) разметка границ полезной площади открытой площадки не видна, покрыта слоем наледи и снега. Необходима регулярная очистка и уборка территории СВХ от снега;
2) отсутствует погрузочно-разгрузочная техника, весовое оборудование с различными пределами взвешивания. Обеспечить наличие погрузочно-разгрузочной техники и поверенного весового оборудования с различными пределами взвешивания и обеспечивающего возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на СВХ;
3) отсутствует измеритель-сигнализатор поисковый ИСП-РМ 1401 К-01 (заводской № 50193) с детекторами гамма- и нейтронного излучения. Обеспечить наличие переносного поискового дозиметра-сигнализатора ИСП-РМ 1401К-01М с детекторами гамма - и нейтронного излучения (заводской номер 50193 и действующее свидетельство о поверке;
4) не обозначено помещение для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения. Помещение для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, обозначить установленным порядком;
5) очистить территорию СВХ от снега и льда (наста). Площадки для завершения таможенной процедуры таможенного транзита и для хранения задержанных товаров обозначить соответствующим образом (информационными табличками), обновить разметки;
6) площадку для проведения фактического таможенного контроля обозначить в соответствии со статьей 217 Федерального закона № 289 знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля»;
7) в складских помещения №№ 1 и 2 по периметру установить знаки прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля».
8) по всему периметру территории СВХ, а также в местах пересечения границы территории СВХ транспортными средствами отсутствуют знаки прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом была бы выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». Обеспечить обозначение периметра территории СВХ знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым цветом выполнена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля»;
9) разрыв ограждения с юго-восточной стороны, выполненного из металлического штам-настила, с северо-восточной стороны в ограждение имеется в наличие открытая калитка, через которую возможен доступ в помещение, а через другую открытую калитка на прилегающею территорию предприятия, не входящего в пределы границы СВХ. Ликвидировать данные разрывы, исключить доступ к товарам и на территорию СВХ посторонних лиц, а также обеспечить сохранность товаров и возможность проводить в отношении этих товаров таможенный контроль;
10) исключить на территории СВХ объекты, не связанные с функционированием СВХ и обеспечением его работы;
11) исключить нахождение в помещениях (полезный объем), предназначенных для использования в качестве СВХ, товаров, не находящихся под таможенным контролем (а именно легковой автомобиль иностранного производства (располагаемый рядом с административным зданием владельца СВХ).
При этом на 1 листе акта проверки имеется следующая отметка: «осмотр проводился без участия владельца (пользователя) помещений и (или) территорий либо его представителя в связи с отказом заместителя генерального директора
ООО «Стройбаза № 1» ФИО7 от подписи на предписании от 24.02.2022 № 1 на проведение таможенного осмотра помещений и территории и в сопровождении должностных лиц таможенного органа по территории СВХ».
Доказательства о вручении акта проверки от 28.02.2022 уполномоченному лицу СВХ в материалах дела отсутствуют.
По результатам проверки 10.03.2022 Хабаровской таможней издан приказ № 65-ОП «Об исключении ООО СВХ «Стройбаза № 1» из реестра владельцев складов временного хранения», следующего содержания:
«В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 413 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, пунктами 69, 70, 72 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ФТС России от 28 января 2019 года № 103, в связи с несоблюдением условий включения в реестр владельцев складов временного хранения, установленных абзацем 5 статьи 412 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также требований к обустройству, оборудованию и местам расположения складов временного хранения, установленных частью 1 и пунктами 3, 6, 9, 11, 15, 16 части 6 статьи 357 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказываю:
1. Исключить ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев складов временного хранения по истечении пятнадцати рабочих со дня вынесения такого решения, с 31 марта 2022 года.
2. Считать свидетельство о включении в реестр владельцев складов временного хранения № 10703/070618/10017/2 прекратившим действие с 31 марта 2022 года.
3. Начальнику отдела таможенных процедур и таможенного контроля
ФИО12 либо лицу его замещающему, обеспечить:
3.1. Направление в ООО «Стройбаза № 1», копию данного приказа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его принятия в форме электронного документа, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе с использованием личного кабинета.
3.2. Внесение в автоматизированную информационную систему центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности информацию об исключении ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев складов временного хранения.
4. Начальнику Амурзетского таможенного поста ФИО13 либо лицу его замещающему, обеспечить:
4.1. Контроль за не помещением товаров на склад временного хранения
ООО «Стройбаза № 1» с 10 марта 2022 года.
4.2. Ликвидацию постоянной зоны таможенного контроля, созданную приказом Хабаровской таможни от 1 октября 2020 года № 429 «О создании постоянной зоны таможенного контроля в пределах границ склада временного хранения ООО «Стройбаза № 1».
5. Признать утратившим силу приказ Хабаровской таможни от 1 октября 2020 года № 429 «О создании постоянной зоны таможенного контроля в пределах границ склада временного хранения ООО «Стройбаза № 1», от 1 октября 2020 года № 416
«О выдаче ООО «Стройбаза № 1» нового свидетельства о включении в реестр владельцев складов временного хранения».
11.03.2022 Хабаровская таможня направила на электронный адрес
ООО «Стройбаза № 1» информационное письмо за исх. 12-17/01419 об исключении его из реестра владельцев СВХ следующего содержания:
«В соответствии с пунктами 1, 3 части 3 статьи 339 Федерального закона от
3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №289), решение об исключении
ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев складов временного хранения вступает (далее - СВХ) в силу с 31 марта 2022 года.
Решение об исключении из реестра владельцев СВХ принято по результатам проверки СВХ ООО «Стройбаза № 1», проведенного 28 февраля 2022 года должностным лицом отдела таможенных процедур и таможенного контроля Хабаровской таможни, с составлением акта таможенного осмотра помещений и территорий от 28.02.2022 года № 10703000/280222/1.
В ходе таможенного осмотра помещений и территорий, выявлено несоблюдение ООО «Стройбаза № 1» условий включения в реестр владельцев СВХ, предусмотренных абзацем 5 статьи 412 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), а также требований к обустройству, оборудованию и местам расположения СВХ, установленных частью 1 и пунктами 3, 6, 9, 11, 15, 16 части 6 статьи 357 Федерального закона № 289:
- не обеспечение обустроенного места для проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, позволяющего осуществлять таможенный досмотр в любое время года без нанесения ущерба досматриваемым товарам (подпункт 3 части 6 статья 357 Федеральный закон № 289);
- не обеспечение техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (подпункт 9 части 6 статья 357 Федеральный закон № 289);
- не обеспечение весовым оборудованием с различными пределами взвешивания, обеспечивающим возможность взвешивания товаров, предполагаемых для размещения на СВХ, в частности на паллетах, поддонах и других приспособлениях, обычно применяемых для транспортировки товаров,которые планируется хранить на СВХ (подпункт 11 части 6 статья 357 Федеральный закон № 289);
- не обеспечение погрузочно-разгрузочной техникой (подпункт 15 части 6 статья 357 Федеральный закон № 289).
Выявлены объекты, не связанные с функционированием склада временного хранения и обеспечением его работы (подпункт 6 часть 6 статья 357 Федеральный закон № 289).
Частичные разрывы ограждения по периметру СВХ ООО «Стройбаза № 1»
(с юго-восточной стороны зафиксирован разрыв ограждения, выполненного из металлического штам-настила и с северо-восточной стороны в ограждение имеется в наличие открытая калитка, через которую возможен доступ в помещение, а через другую открытую калитку на прилегающую территорию предприятия, не входящего в пределы границы СВХ), является нарушением требований, установленных частью 1 и подпунктом 16 части б статьи 357 Федеральный закон № 289 и направленных на обеспечение сохранности товаров, исключение доступа к ним посторонних лиц.
В соответствии с частью 8 статьи 339 Федерального закона № 289, исключение из реестра владельцев склада временного хранения не освобождает ООО «Стройбаза № 1» от обязанности завершить таможенные операции по перевозки или хранению товаров, находящихся под таможенным контролем, либо совершить иные действия, обязанность по совершению которых возникла до исключения ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельца склада временного хранения, в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством ЕАЭС, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 10 статьи 339 Федерального закона № 289, хранящиеся на СВХ ООО «Стройбаза № 1», подлежат помещению за счет владельца склада временного хранения на другой склад временного хранения в течение двух месяцев со дня, следующего за днем вступления в силу указанного решения (часть 10 статья 339 Федерального закона № 289)».
Не согласившись с приказом 10.03.2022 Хабаровской таможни от 10.03.2022 № 65-ОП, считая его незаконным, необоснованным и нарушающим права Общества, ООО «Стройбаза № 1» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьями 200 и 201 АПК РФ предусмотрено, что ненормативный акт, решение, действия (бездействие) государственного органа могут быть признаны арбитражным судом незаконными при доказанности одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленного требования ООО «Стройбаза № 1» приводит следующие доводы:
- в приказе от 10.03.2022 № 62-ОП таможенный орган ссылается на пункты 69, 70, 72 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ФТС России от 28.01.2019 № 103. При этом, указанный административный регламент в рассматриваемом случае применен незаконно в связи с тем, что на основании пункта 67 указанного нормативного правового акта - Основанием для начала административной процедуры является получение таможней заявления Заявителя об исключении его из Реестра. Такого заявления Общество таможенному органу не подавало;
- в указанном случае подлежал применению Порядок осуществления таможенными органами действий по исключению юридических лиц из реестра владельцев складов временного хранения, утвержденный приказом Федеральной таможенной службы Министерства финансов Российской Федерации от 20.12.2018 № 2081;
- от Общества, как от владельца СВХ таможенный орган не требовал представления документов, подтверждающих соблюдение условий включения в Реестр, таким образом, отсутствует факт непредставления Обществом указанных документов, как обязательное процедурное условие принятия Решения таможенным органом (п. 3 Порядка).
- кроме этого, как указано в информационном письме Об исключении из реестра владельца СВХ от 11.03.2022 № 12-17/04119, оспариваемый Приказ -издан на основании акта осмотра помещений от 28.02.2022 № 10703000/280222/1. То есть оспариваемый приказ, в нарушение п. 7 Порядка подготовлен через 8 рабочих дней после установления обстоятельств, на которых таможенный орган основывает принятое решение;
-СВХ осуществляет свою деятельность с 2018 года, за этот период таможенными органами, транспортной прокуратурой неоднократно проводились проверки на соответствие СВХ законодательству, что подтверждается актами проверок от 11.03.2020, 11.03.2021, 11.02.2022;
- 28.02.2022 таможенным органом проведена повторная проверка СВХ и, по информации таможенного органа, составлен акт № 10703000/280222/1 от 28.02.2022, который полностью противоречит вышеуказанному акту от 11.02.2022 и не соответствует действительности. Акт от 28.02.2022 Обществу таможенным органом не предоставлялся и в распоряжении Общества отсутствует;
- имеющиеся утверждения таможенного органа со ссылкой на Акт от 28.02.2022 на наличие повреждений ограждения СВХ действительно имели место и возникли в период 26-27.02.2022, выявлены сторожем СВХ, зафиксированы руководством СВХ и на основании соответствующих распоряжений оперативно устранены. Факт их отсутствия до указанного времени подтверждается самим таможенным органом в акте от 11.02.2022;
- СВХ обязанности Обществом исполнялись в полном объеме;
- кроме этого, необходимо отметить, что склад временного хранения уже в течение двух лет не имеет возможности, и не осуществляет хранение товаров в связи с закрытием границы вследствие пандемии коронавируса. Товары на складе отсутствуют и отсутствовали в период проверок, что отражено в соответствующих актах. Дата открытия границы и возобновления товаропотока до настоящего времени не известна;
- таможенный осмотр 28.02.2022 помещений территорий проведен с нарушением требований таможенного законодательства (ч. 5 ст. 330 ТК ЕАЭС). В материалы дела представлено предписание №1 от 24.02.2022 года, имеющее рукописную запись от имени ФИО7 о том, что он не знает числится ли он в ООО «Стройбаза №1». Необходимо отметить, что по имеющейся информации должностные лица таможенного органа с представителями правоохранительных органов прибыли с ФИО7 на склад временного хранения вместе с ФИО7 после проведения обыска по месту жительства последнего. При этом, ФИО7 уволен из ООО «Стройбаза № 1» с 31.08.2021. Данное обстоятельство подтверждается прилагаемым отчетом по форме СЗВ-ТД. Таким образом, на момент проверки ФИО7 никакого отношения к ООО «Стройбаза № 1» не имел. Необходимо отметить, что ФИО7 в качестве представителя ООО «Стройбаза № 1» привлекался именно таможенным органом и его полномочия подлежали проверке именно таможенным органом. Таким образом, именно таможенный орган должен разъяснить на основании какого документа ФИО7 был признан представителем ООО «Стройбаза № 1»;
- в материалах дела имеется предписание на проведение таможенного осмотра помещений и территорий от 10.02.2022, в котором имеется подпись от имени ФИО7, однако, исходя из информации, имеющейся в материалах дела (приказ о наложении дисциплинарного взыскания от 17.03.2022 № 6-Д) ФИО7 не являлся участником таможенного осмотра 11.02.2022, а поставил свою подпись в составленных должностными лицами таможенного органа документах по их просьбе;
- проверяемое лицо установлено, однако акт таможенного осмотра не вручался и не направлялся проверяемому лицу. Ознакомиться с указанным документом заявителю удалось только при ознакомлении с материалами судебного дела. Данное нарушение является существенным, поскольку полностью исключило возможность ООО «Стройбаза № 1» оспорить указанный акт до момента принятия таможенным органом решения об исключении заявителя из Реестра;
- по замечаниям, установленным актом таможенного осмотра от 28.02.2022 в соответствии с нумерацией пунктов Акта, заявителем приведены доводы о недостоверности зафиксированных сведений; все требования к обустройству СВХ соблюдаются заявителем на протяжение продолжительного времени функционирования СВХ;
- фотографии к акту таможенного осмотра от 28.02.2022 не имеют отметок ни о дате, ни о времени съемки по примеру фотографий к акту таможенного осмотра от 11.02.2022, где указанные требования соблюдены. Кроме этого, ни на одной фотографии нет ни одного действующего лица, ни таможенного инспектора, проводившего осмотр, ни понятых, ни других участвующих лиц, что противоречит требованиям, обычно предъявляемым к фиксации проводимых процессуальных действий и вызывает обоснованные сомнения либо в участии указанных лиц в осмотре, либо в том, что данные фотографии сделаны именно в ходе таможенного осмотра. Представленными фотографиями к актам таможенных осмотров от 11.02.2022 и 28.02.2022 подтверждено соответствие склада временного хранения предъявляемым требованиям. Существенных нарушений, которые могут являться основанием исключения СВХ из Реестра, не установлено;
- наличие зимой снега на СВХ, которое не имеет возможности осуществлять свою деятельность в связи с закрытыми границами не может являться основанием для исключения СВХ из реестра владельцев складов временного хранения;
- никаких объектов, включенных в территорию СВХ, не связанных с функционированием склада временного хранения не зафиксировано. Временно находящийся на территории склада автомобиль - к такому «объекту» не может быть отнесен, так как он не «включен» в территорию СВХ. Наличие на территории СВХ автомобиля - не может быть основанием для вывода о том, что СВХ не может обеспечить сохранность товаров и таким образом не соответствует предъявляемым требованиям;
- наличие второго этажа, не относящегося к полезной площади СВХ и соответственно неиспользуемого этажа в складе № 1 также не свидетельствует о неисполнении или невозможности исполнения СВХ своих обязанностей;
- ООО «Стройбаза № 1» могло устранить замечания, выявленные в ходе таможенного осмотра от 28.02.2022. Указанные действия позволили бы не допустить исключения ООО «Стройбаза № 1» из соответствующего реестра.
Возражения Хабаровской таможни против доводов и требования заявителя согласно отзыву и дополнению к отзыву по существу сводятся к законности и обоснованности оспариваемого приказа.
Рассмотрев доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела и оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 339 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) юридическое лицо подлежит исключению из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за исключением реестра таможенных представителей, по основаниям, предусмотренным соответственно статьями 408, 413, 418, 428 Кодекса Союза, статьями 353, 363 настоящего Федерального закона.
Согласно части 24 статьи 337 Закона № 289-ФЗ, порядок осуществления таможенными органами действий по включению юридических лиц в реестры таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев магазинов беспошлинной торговли, исключению их из данных реестров, внесению изменений в такие реестры, форма, вид, формат, структура свидетельств о включении в реестр владельцев складов временного хранения, реестр владельцев таможенных складов, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
Приказом Федеральной таможенной службы от 20.12.2018 № 2081 утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий по исключению юридических лиц из реестра владельцев складов временного хранения (далее – Порядок № 2081), согласно пункту 1 которого Порядок определяет последовательность действий таможенных органов по исключению юридического лица, включенного в реестр владельцев складов временного хранения (далее - владелец СВХ), из реестра владельцев складов временного хранения (далее - Реестр).
Кроме того, приказом Федеральной таможенной службы от 28.01.2019 № 103 утвержден прилагаемый Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения (далее – Административный регламент № 103).
Административный регламент № 103 по предоставлению таможенными органами государственной услуги ведения реестра владельцев складов временного хранения определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), а также порядок взаимодействия таможенных органов и их структурных подразделений при предоставлении государственной услуги (пункт 1).
В рассматриваемом случае, как следует из приказа Хабаровской таможни от 10.03.2022 № 62-ОП, в нем отражена ссылка на пункты 69, 70, 72 Административного регламента № 103.
Однако приказ в этой части не соответствует пункту 2 Административного регламента № 103, согласно которому, заявителями на предоставление государственной услуги являются юридические лица, а также пункту 67, которым определено, что основанием для начала административной процедуры является получение таможней заявления заявителя об исключении его из Реестра.
По материалам дела судом установлено, что ООО «Стройбаза № 1» не обращалось в Хабаровскую таможню с заявлением на предоставление государственной услуги об исключении общества с реестра складов временного хранения, а основанием, послужившим принятию спорного приказа послужили иные обстоятельства.
Таким образом, применение таможенным органом Административного регламента № 103 при издании спорного приказа неправомерно.
Следовательно, спорные правоотношения регулируются Порядком № 2081.
Пунктом 2 Порядка № 2081 установлено, что исключение юридических лиц из Реестра осуществляется на основании решения об исключении из Реестра (далее - Решение) по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3, 4 пункта 1 статьи 413 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - Таможенный кодекс).
Пунктом 3 Порядка № 2081 установлено, что решение принимается должностным лицом структурного подразделения таможенного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о включении юридических лиц в Реестр, в случае непредставления владельцем СВХ документов, подтверждающих соблюдение условий включения в Реестр, установленных абзацами вторым и третьим статьи 412 Таможенного кодекса и пунктами 3, 5 части 5 статьи 355 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 356 Федерального закона.
Решение оформляется приказом таможенного органа об исключении владельца СВХ из Реестра (пункт 4 Порядка № 2081).
Одновременно с приказом об исключении владельца СВХ из Реестра должностное лицо структурного подразделения таможенного органа подготавливает информационное письмо таможенного органа (пункт 5 Порядка № 2081).
Информационное письмо таможенного органа, предусмотренное пунктом 5 Порядка, должно содержать мотивированное обоснование Решения (пункт 6 Порядка № 2081).
Согласно пункту 7 Порядка № 2081, приказ таможенного органа об исключении владельца СВХ из Реестра подготавливается должностным лицом структурного подразделения таможенного органа в срок, не превышающий одного рабочего дня, следующего за днем получения таможенным органом документального подтверждения наступления событий, являющихся основанием для исключения владельца СВХ из Реестра.
Приказ таможенного органа об исключении владельца СВХ из Реестра и информационное письмо таможенного органа подлежат согласованию с заинтересованными структурными подразделениями таможенного органа (пункт 8 Порядка № 2081).
Согласование приказа таможенного органа об исключении владельца СВХ из Реестра и информационного письма таможенного органа осуществляется структурными подразделениями таможенного органа в день его поступления на согласование (пункт 9 Порядка № 2081).
Копия подписанного начальником таможенного органа (лицом, его замещающим) приказа об исключении владельца СВХ из Реестра и информационное письмо таможенного органа направляются владельцу СВХ в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их подписания. Указанные документы направляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа, через личный кабинет, предусмотренный частью 1 статьи 284 Федерального закона (пункт 10 Порядка № 2081).
В рассматриваемом случае оспариваемый приказ текстуально формально соответствует пунктам 1-2, 4-6 Порядка № 2081), поскольку решение об исключении ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев СВХ оформлено приказом таможенного органа, а информационное письмо таможенного органа, предусмотренного пунктом 5 Порядка, содержит мотивированное обоснование решения.
Как следует из информационного письма Хабаровской таможни от 11.03.2022 за исх. 12-17/01419 решение об исключении из реестра владельцев СВХ принято по результатам проверки СВХ ООО «Стройбаза № 1», проведенного 28.02.2022 должностным лицом отдела таможенных процедур и таможенного контроля Хабаровской таможни, с составлением акта таможенного осмотра помещений и территорий от 28.02.2022 № 10703000/280222/1. В ходе таможенного осмотра помещений и территорий, выявлено несоблюдение ООО «Стройбаза № 1» условий включения в реестр владельцев СВХ, предусмотренных абзацем 5 статьи 412 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также требований к обустройству, оборудованию и местам расположения СВХ, установленных частью 1 и пунктами 3, 6, 9, 11, 15, 16 части 6 статьи 357 Закона № 289.
Заявитель в ходе судебного разбирательства в заявлении и дополнении к заявлению аргументированно ссылается на то, что таможенный осмотр помещений и территорий 28.02.2022 проведен должностными лицами таможенного органа с нарушением законодательства, а замечания по акту проверки недостоверны либо устранимы и не могли служить законным основанием для исключения
ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев СВХ.
Рассмотрев материалы дела, суд соглашается с доводами заявителя, учитывая следующее.
На основании пункта 12 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.
Согласно пункту 1 статьи 319 ТК ЕАЭС зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с частью 9 статьи 214 Закона N 289-ФЗ формы актов, постановлений, предписаний и иных документов, составляемых таможенными органами при проведении и по результатам проведения отдельных форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в соответствии с Кодексом Союза и настоящим Федеральным законом, порядок заполнения этих форм, внесения изменений в такие документы, а также структура и формат таких документов в виде электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, за исключением случаев, если Кодексом Союза указанные полномочия возложены на Комиссию.
Так, в силу положений статьи 322 ТК ЕАЭС одной из форм таможенного контроля является таможенный осмотр помещений и территорий, который заключается в проведении визуального осмотра помещений и территорий, а также находящихся в указанных местах товаров и (или) документов (пункт 1 статьи 330 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 5 статьи 330 ТК ЕАЭС таможенный осмотр помещений и территорий проводится при предъявлении предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий и служебного удостоверения должностного лица таможенного органа, а форма предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Предъявление документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не требуется при проведении таможенного осмотра помещений и территорий у лиц, в отношении (у) которых проводится выездная таможенная проверка.
Как заявлено представителем таможни в ходе судебного разбирательства, основанием для принятия решения о проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий СФХ явилась полученная оперативная информация. Однако какие-либо сведения об этом в материалы дела не представлены.
Как установлено судом, начальником Хабаровской таможни выдано предписание от 24.02.2022 № 1 (л.д. 59) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий, которым должностному лицу таможни ФИО5 поручено осмотреть помещение (территорию), а также находящиеся в указанных местах товары и (или) документы по адресу: 672230, Еврейская АО, <...>
, СВХ ООО «Стройбаза № 1» с 25.02.2022.
Выездная проверка в отношении общества таможенным органом не проводилась, таким образом, предъявление предписания представителю
ООО «Стройбаза № 1» является обязательным.
С предписанием 28.02.2022 ознакомлен ФИО7, якобы заместитель генерального директора ООО «Стройбаза № 1». Однако в этом предписании имеется отметка о том, что «ФИО7, отказался от подписи в связи с тем, что он точно не знает, числится ли он в ООО «Стройбаза № 1» заместителем генерального директора».
Несмотря на это, 28.02.2022 Хабаровской таможней на основании статьи 330 ТК ЕАЭС и предписания на осмотр помещений и территорий от 24.02.2022 № 1 в сопровождении должностного лица таможенного органа ФИО5 и понятых: ФИО11 и ФИО6 на территории СВХ проведен таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ООО «Стройбаза № 1».
При этом в акте указано, что осмотр проводился без участия владельца (пользователя) помещений и (или) территорий либо его представителя в связи с отказом заместителя генерального директора ООО «Стройбаза № 1» ФИО7 от подписи на предписании от 24.02.2022 № 1.
По доводам заявителя и представленным доказательствам следует, что ФИО7 уволен из ООО «Стройбаза №1» с 31.08.2021. Указанное обстоятельство таможней не опровергнуто.
Учитывая, что должностное лицо таможенного органа фактически не установило должностной статус и полномочия ФИО7 в качестве представителя ООО «Стройбаза № 1», предписание на осмотр помещений и территорий от 24.02.2022 № 1 считается не врученным законному представителю общества.
Следовательно, проведение осмотра помещений СВХ 28.02.2022 осуществлено в нарушение пункта 5 статьи 330 ТК ЕАЭС.
Как установлено пунктом 8 статьи 330 ТК ЕАЭС и частью 3 статьи 227 Закона № 289-ФЗ таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в возможно короткий срок, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более 1 рабочего дня, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Результаты проведения таможенного осмотра помещений и территорий оформляются путем составления акта таможенного осмотра помещений и территорий, форма которого определяется Комиссией (пункт 9 статьи 330 ТК ЕАЭС). Акт таможенного осмотра помещений и территорий составляется в 2 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) лицу, помещения и (или) территории которого осматривались, если это лицо установлено (пункт 10 статьи 330 ТК ЕАЭС).
Судом установлено, что по результатам таможенного осмотра должностным лицом таможни составлен акт осмотра помещений и территорий СВХ от 28.02.2022 № 10703000/280222/1 в отсутствие представителя ООО «Стройбаза № 1». При этом в нарушение пункта 10 статьи 330 ТК ЕАЭС экземпляр акта не был вручен (направлен) ООО «Стройбаза № 1». Доказательства этому в материалах дела отсутствуют.
Данное нарушение, по мнению заявителя, является существенным, поскольку полностью исключило возможность ООО «Стройбаза № 1» оспорить указанный акт до момента принятия таможенным органом решения об исключении Общества из Реестра.
В акте осмотра от 28.02.2022 отсутствуют сведения о том, что СВХ фактически не функционирует и в СВХ отсутствуют товары, находящиеся под таможенным контролем.
Относительно пунктов замечаний в акте осмотра от 28.02.2022 с учетом представленных таможней и заявителем фотографий суд поддерживает доводы заявителя, учитывая следующее:
- помещения и открытые площадки СВХ обустроены и оборудованы надлежащим образом, обеспечивают сохранность товаров, исключают к ним доступ посторонних лиц и обеспечивают возможность проведения таможенного контроля;
- небольшой разрыв ограждения имел место, был обнаружен охранником при обходе территории СВХ и был ликвидирован СВХ в день его обнаружения. При этом, товар на хранении на СВХ отсутствовал, в связи с чем этот порыв ограждения не мог привести к утрате товаров;
- ПЗТК, созданная в пределах территории СВХ, огорожена (не обозначена). В соответствии с п. 5 ч. 6 ст. 357 Закона № 289-ФЗ предусмотрено ограждение либо обозначение на местности открытой площадки. В соответствии с приказом Биробиджанской таможни № 195 от 07.06.2018 постоянная зона таможенного контроля (ПЗТК) создана в границах склада временного хранения (СВХ)
ООО «Стройбаза № 1», а границы СВХ обозначены соответствующим образом;
- открытые ворота во внутреннюю огороженную территорию ООО «Стройбаза №1» не свидетельствуют о неисполнении СВХ своих обязанностей. В период таможенного осмотра, который производился без участия представителей СВХ, осуществлялась разгрузка угля и размещение его в угольнике для нужд отопления помещений СВХ как раз для поддержания условий работы СВХ и возможности хранения товаров в зимнее время;
- ссылка на то, что по всему периметру территории СВХ, а также в местах пересечения границы СВХ транспортными средствами отсутствуют знаки зоны таможенного контроля – не обоснованы, опровергаются фотографиями к акту таможенного осмотра от 11.02.2022, а также фотографиями к акту таможенного осмотра от 28.02.2022, где эти таблички имеются в положенных местах. При этом таблички зоны таможенного контроля на въезде на территорию СВХ невозможно не заметить;
- объекты и территории обозначены соответствующими табличками и надписями, в связи с чем наличие на площадке снега, с учетом зимнего времени, позволяет идентифицировать площадки и объекты СВХ, что подтверждается фотографиями;
- наличие снега само по себе не свидетельствует об отсутствии обозначения площадок СВХ, тем более не свидетельствует об отсутствии указанных площадок;
- второй этаж помещения склада № 1 не используется, был заперт и опечатан;
- для хранения товаров, которые могут причинить вред другимтоварам или требуют особых условий хранения используется отдельное помещение, вход в которое осуществляется через сплошную металлическую дверь, на которой имеется табличка «Место хранения товаров, требующих особых условий хранения». Вход в помещение зафиксирован на фото № 9, 10 к акту таможенного осмотра от 11.02.2022. При осмотре 28.02.2022 указанную дверь и информационную табличку на ней должностное лицо таможенного органа не увидело и в акте отразило неверную информацию о ее отсутствии(пункт 7 акта от 28.02.2022);
- прибор ИСП-РМ 1401 К-01 имеется в наличии и единственной причиной, по которой в ходе таможенного осмотра 28.02.2022 должностное лицо таможенного органа не смогло его проверить является фактом того, что осмотр проводился без приглашения представителя СВХ;
- проверка работоспособности весового оборудования не произведена должностным лицом таможенного органа также в связи с проведением осмотра без приглашения представителя СВХ;
- наличие погрузочной техники зафиксировано фотографированием (погрузчик, кран-балка), в то время как в пункте 14 акта осмотра от 28.02.2022 указано на ее отсутствие.
Таким образом, в целом обустройство, оборудование, расположение ПЗТК СВХ «Стройбаза № 1» соответствует требованиям статьи 217 Закона № 289-ФЗ, а все замечания, отраженные в акте осмотра от 28.02.2022, даже предполагая их наличие, в связи с не функционированием СВХ на дату осмотра по существу являются устранимыми.
В этой связи таможенный орган вправе был рекомендовать ООО «Стройбаза
№ 1» устранить выявленные замечания в установленный срок, как это ранее было отражено в актах осмотра от 11.03.2020, от 11.03.2021, от 11.02.2022, и потребовать предоставление владельцем СВХ соответствующих документов, подтверждающих соблюдение условий включения в Реестр.
Указанный вывод суда основан на толковании пункта 3 Порядка № 2081, в котором содержится обязательное условие о том, что решение принимается должностным лицом структурного подразделения таможенного органа, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов о включении юридических лиц в Реестр, в случае непредставления владельцем СВХ документов, подтверждающих соблюдение условий включения в Реестр, установленных абзацами вторым и третьим статьи 412 ТК ЕАЭС и пунктами 3, 5 части 5 статьи 355 Закона № 289-ФЗ и при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 356 Федерального закона.
В рассматриваемом случае, отсутствие в акте осмотра от 28.02.2022 сведений о необходимости предоставления владельцем СВХ соответствующих документов, подтверждающих соблюдение условий включения в Реестр, а также доказательств о вручении акта представителю ООО «Стройбаза № 1», и несоблюдение условия пункта 3 Порядка № 2081, у Хабаровской таможни отсутствовали законные основания для принятия приказа от 10.03.2022 № 62-ОП.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о несоответствии приказа Хабаровской таможни от 10.03.2022 № 62-ОП положениям пунктов 5, 10 статьи 330 ТК ЕАЭС; пунктам 2, 67 Административного регламента; Порядку № 2081, что привело к нарушению прав и законных интересов ООО «Стройбаза № 1», что в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для признания оспариваемого приказа недействительным.
Судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за подачу заявления в суд в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению плательщику за счет Хабаровской таможни.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Требование Общества с ограниченной ответственностью «Стройбаза № 1» удовлетворить.
Признать недействительным приказ Хабаровской таможни от 10.03.2022
№ 62-ОП «Об исключении ООО «Стройбаза № 1» из реестра владельцев складов временного хранения».
Взыскать с Хабаровской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Стройбаза № 1» 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Д. Манник