ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-534/15 от 25.03.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-534/2015

30 марта 2015 года

Резолютивная часть решения была объявлена судом 25 марта 2015.

В полном объеме решение было изготовлено судом 30 марта 2015.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе: судьи  Барилко М.А.

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем судебного заседания Суриковой А.В., после перерыва секретарем судебного заседания Пешковым Ф.Ю. 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Правительства Хабаровского края 

к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

о признании незаконным предписания Дальневосточного регионального центра МЧС России от 22.12.2014 № 22/3/1-2 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите

При участии:

От  Правительства Хабаровского края - ФИО1 по доверенности от 26.12.2014 № 9.3.28-29276

От   Дальневосточного регионального центра МЧС России - ФИО2 по доверенности от 26.12.2013 № 16024-16, ФИО3 по доверенности от 12.02.2015 № 1580-1-2

От третьего лица - ФИО4 по доверенности от 02.12.2014 № 22, ФИО5 по доверенности от 17.03.2015 № 2

В судебном заседании в соответствии с частью 3 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 18.03.2015 до 25.03.2015.

Предмет спора:

Правительство Хабаровского края (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Дальневосточному региональному центру по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Дальневосточный региональный центр МЧС России, орган государственного надзора) о признании незаконным предписания Дальневосточного регионального центра МЧС России от 22.12.2014 № 22/3/1-2 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Определением суда от 23.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите.

В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края требования, изложенные в заявлении, поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представители Дальневосточного регионального центра МЧС России в судебном заседании требования заявителя не признали по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители Комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите в судебном заседании требования Правительства Хабаровского края поддержали по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд

                                     У С Т А Н О В И Л:

на основании Распоряжения от 27.10.2014 № 22/3 Дальневосточным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в период с 25.11.2014 по 22.12.2014 была проведена плановая выездная проверка Правительства Хабаровского края.

Плановая выездная проверка проводилась с целью выполнения пятилетнего плана проведения проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа на 2012-2017 годы. Предметом проверки явилось соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

При проведении проверки Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий пришел к выводу о нарушении Правительством Хабаровского края пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 3, 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, пункта 9  Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, пунктов 1.3, 1.4, 3.2.1, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.17, 3.2.21, 3.6, 4.4.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583.

Выводы проверки были зафиксированы в акте от 22.12.2014 № 22/3, и в этот же день 22.12.2014 Правительству Хабаровского края было выдано предписание № 22/3/1-2 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

В срок до 02.11.2015  Правительству Хабаровского края было предписано обеспечить создание запасов отдельных видов топлива для задач гражданской обороны (пункт 1 предписания), а также  провести мероприятия, направленные  на приведение убежищ в состояние готовности для принятия укрывающихся, обеспечив проведение ремонта по восстановлению системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации. Обеспечить герметизацию убежищ.  

Не согласившись с предписанием от 22.12.2014 № 22/3/1-2, Правительство Хабаровского края обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Проанализировав представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ от 12.02.1998 № 28-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны;

организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу пункта 1 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее – Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379, настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне», определяет порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что запасы иных средств включают в себя, в том числе отдельные виды топлива и другие средства.

В соответствии с пунктом 5 Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.

Согласно пункту 6 вышеуказанного Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации:

а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;

б) создают и содержат запасы;

в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

В силу пункта 9  Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 1.3  Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Согласно пункту 1.4 Правил для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости.

Пунктом 3.2.1 Правил предусмотрено, что при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

В силу пункта 3.2.10 Правил  стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.

Металлические двери и ставни окрашиваются синтетическими красками (глифталевыми, алкидно-стирольными и др.). Не допускается окрашивать резиновые детали уплотнения, резиновые амортизаторы, хлопчатобумажные, прорезиненные и резиновые гибкие вставки, металлические рукава, таблички с наименованием завода-изготовителя и техническими данными инженерно-технического оборудования.

Элементы инженерных систем внутри ЗС ГО должны быть окрашены в разные цвета:  

в белый - воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции и воздуховоды внутри помещений для укрываемых;

в желтый - воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции (до фильтров-поглотителей), емкости хранения горюче-смазочных материалов для ДЭС;

в красный - трубы режима регенерации (до теплоемкого фильтра) и системы пожаротушения;

в черный - трубы электропроводки и канализационные трубы, емкости для сбора фекальных вод;

в зеленый - водопроводные трубы, баки запаса воды;

в коричневый - трубы системы отопления;

в серый - ЗГД, ГД, ставни, ворота, КИДы.

В соответствии с пунктом 3.2.11 Правил инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.

Согласно пункту 3.2.17 Правил герметические клапаны, установленные до и после фильтров-поглотителей, устройств регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода, должны быть закрыты и опечатаны, за исключением периода работы системы фильтровентиляции при проверках.

В силу пункта 3.2.21 Правил аварийные безнапорные емкости для питьевой воды должны содержаться в чистоте и заполняться водой при переводе на режим убежища (укрытия) после освидетельствования их представителями медицинской службы.

В пункте 3.6 Правил определена документация защитного сооружения.

Согласно пункту 4.4.2 Правил осмотры и проверки качественного состояния ФП проводятся в сроки, указанные в таблице 1.

Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 22.12.2014 № 22/3/1-2 было выдано Правительству Хабаровского края по результатам плановой выездной проверки, проведенной Дальневосточным региональным центром МЧС России, в ходе которой орган государственного надзора пришел к выводу о том, что Правительством Хабаровского края в соответствии с возложенными на него полномочиями в целях гражданской обороны не созданы и не содержатся в мирное время запасы отдельных видов топлива, в связи с чем, в срок до 02.11.2015 Правительству Хабаровского края было предписано обеспечить создание запасов отдельных видов топлива для задач гражданской обороны. Кроме того, Правительством Хабаровского края в соответствии с возложенными на него полномочиями не поддерживаются в состоянии готовности защитные сооружения. При проверке убежищ гражданской обороны инв.№№ 439-28, 424-28, 294-8, 423-28, находящихся в краевой собственности, выявлены нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в связи с чем, в срок до 02.11.2015 Правительству Хабаровского края было предписано провести мероприятия, направленные на приведение убежищ в состояние готовности для принятия укрывающихся, обеспечив проведение ремонта по восстановлению системы вентиляции, энергоснабжения, водоснабжения, канализации. Обеспечить герметизацию убежищ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны (далее - Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

В связи с этим должностные лица МЧС России и его территориальных органов имеют право осуществлять проверку выполнения требований законодательства в области гражданской обороны, проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, запрашивать необходимые документы, выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны (пункт 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны).

Из вышеизложенного следует, что Дальневосточный региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выдавая оспариваемое предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением.

В силу абзаца второго пункта 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Пунктами 1, 2, 3 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, также предусмотрено, что исполнение государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами в соответствии с нижеперечисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Согласно части 2 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Частью 3 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии с частью 5 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры (часть 6 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ).

В силу части 6.1 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Согласно части 6.2 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.

В соответствии с частью 6.4 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.

В силу части 7 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии со статьей 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 были утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно подпункту «а» пункта  2 указанных Правил ежегодные планы разрабатывают федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с подпунктами «а», «г», «д», «е» пункта 3 указанных Правил при разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается :

включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон), а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора);

составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений органа прокуратуры, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение руководителем соответствующего органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что утвержденный ежегодный план на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) направляется до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В силу пункта 6 указанных Правил ежегодные планы размещаются на официальных сайтах органов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, в сети Интернет, за исключением сведений ежегодных планов, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в виде проведения плановых проверок органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля должны разрабатываться ежегодные планы проведения плановых проверок, подлежащие согласованию с органами прокуратуры и размещению на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет».

Указанные планы являются основаниями для проведения плановых проверок и направлены на защиту прав лиц, в отношении которых надзорными и контролирующими органами планируется проведение проверок.  

Аналогичные положения также закреплены в Административном регламенте, утвержденным Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, пункт 33 которого предусматривает, что плановые проверки в отношении субъектов надзора проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок субъектов надзора на текущий календарный год, оформляемого в соответствии с приложением № 4 к настоящему Административному регламенту.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы направляют проекты Планов в органы прокуратуры (пункт 34 Административного регламента).

Согласно пункту 35 Административного регламента в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, надзорные органы осуществляют доработку проекта Плана, с учетом предложений органа прокуратуры, его утверждение и направление в соответствующий орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде), либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Как установлено судом, в данном случае проведение проверки Правительства Хабаровского края в ежегодный план проведения плановых проверок не включалось.

С органами прокуратуры проведение проверки в отношении Правительства Хабаровского края не согласовывалось и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок не размещалось.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.

Как указал в дополнительном отзыве Дальневосточный региональный центр МЧС России, плановая выездная проверка Правительства Хабаровского края была проведена на основании пятилетнего плана проведения проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ДФО на 2013-2017, составленного 17.08.2012 в соответствии с пунктами 38-40 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, утвержденного Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381.

Действительно в соответствии с пунктом 38 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, деятельность должностных лиц ГНГО по исполнению государственной функции на объектах надзора осуществляется в соответствии с:

перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГНГО (далее - перспективный план);

ежегодными планами проведения плановых проверок, разрабатываемыми органами ГНГО, на основе перспективных планов;

личными план-графиками работы, составляемыми ежемесячно должностными лицами ГНГО.

Планирование служебной деятельности органов и должностных лиц ГНГО, не связанной с исполнением государственной функции на объектах надзора, осуществляется в установленном МЧС России порядке.

В силу пункта 39 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, предложения по включению проверок в перспективный и ежегодный планы на следующий год вышестоящими органами ГНГО доводятся до нижестоящих органов ГНГО не позднее 15 августа текущего года.

Перспективный план разрабатывается не позднее 10 октября года, предшествующего первому календарному году в пятилетнем плане.

В перспективный план включаются:

наименования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, фамилии и инициалы граждан, в отношении которых планируется осуществить плановые проверки;

адреса мест нахождения объектов надзора;

наименование органа ГНГО, на который возлагается ответственность за организацию и проведение плановой проверки, наименование иного органа государственного надзора (при проведении совместных плановых проверок);

даты и сроки проведения плановых проверок.

Согласно пункту 40 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, перспективный план утверждается начальником (руководителем) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, структурного подразделения территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входит осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, до 1 ноября года, предшествующего первому календарному году в пятилетнем плане.

Между тем, Приказ МЧС России от 09.08.2010 № 381, в соответствии с которым Дальневосточным региональным центром МЧС России был разработан пятилетний план проведения проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ДФО на 2013-2017, утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 26.06.2012 № 358, вступившего в силу с 27.08.2012, в связи с чем, после 27.08.2012 положения Приказа МЧС России от 09.08.2010 № 381 применению не подлежат.

После 27.08.2012 планирование и проведение проверок в области гражданской обороны осуществляется МЧС России и его территориальными органами в соответствии с Административным регламентом, утвержденным  Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358.

Приведенные в ходе судебного разбирательства доводы Дальневосточного регионального центра МЧС России о том, что поскольку на момент составления пятилетнего плана проведения проверок (17.08.2012) Приказ МЧС России от 09.08.2010 № 381 являлся действующим, у Дальневосточного регионального центра МЧС России имелись основания для проведения проверки на основании вышеуказанного плана, составленного в соответствии с Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, суд отклоняет, поскольку на момент проведения проверки в отношении Правительства Хабаровского края Приказ МЧС России от 09.08.2010 № 381 являлся недействующим более двух лет.  

Кроме того, следует отметить, что абзацем вторым пункта 40 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 09.08.2010 № 381, также предусматривалось, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органом ГНГО проект ежегодного плана проведения плановых проверок на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде направляется для рассмотрения в орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, а пунктом 38 указанного Административного регламента предусматривалось, что ежегодные планы проведения плановых проверок разрабатываются органами ГНГО на основе перспективных планов. 

Размещение пятилетнего плана проведения проверок на официальном сайте  Дальневосточного регионального центра МЧС России в сети «Интернет» не свидетельствует о соблюдении органом государственного надзора в данном случае положений статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 и Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, поскольку проведение проверки Правительства Хабаровского края в ежегодный план проведения плановых проверок не включалось, с органами прокуратуры не согласовывалось и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок не размещалось.

Наряду с этим, суд отклоняет приведенные в ходе судебного разбирательства доводы Дальневосточного регионального центра МЧС России о том, что поскольку проверка проводилась в отношении Правительства Хабаровского края как органа исполнительной власти, а не юридического лица -хозяйствующего субъекта, положения ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ к спорным правоотношениям применению не подлежат.

Исчерпывающий перечень мероприятий по контролю и надзору, на которые не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, приведен в статье 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Проведенная в данном случае в отношении Правительства Хабаровского края проверка к исключениям, упомянутым в статье 1 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, не относится, в связи с чем, в отношении проведенной проверки подлежат применению положения ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Кроме того, абзацем вторым пункта 2 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны прямо предусмотрено, что государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а пунктами 1, 2, 3 Административного регламента, утвержденного Приказом МЧС России от 26.06.2012 № 358, предусмотрено, что исполнение государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны осуществляется МЧС России и его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поскольку проведение проверки Правительства Хабаровского края не было включено в ежегодный план проведения проверок на 2014, с органами прокуратуры не было согласовано и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в ежегодном сводном плане проведения плановых проверок не было размещено, в данном случае органом государственного надзора были нарушены требования части 3 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Вследствие этого, основания для проведения проверки в отношении Правительства Хабаровского края отсутствовали.

В соответствии с частью 1 статьи 20 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 20 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона. 

Принимая во внимание вышеизложенное, результаты проверки, проведенной Дальневосточным региональным центром МЧС России в отношении Правительства Хабаровского края, с грубым нарушением требований части 3 статьи 9 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ, оформленные в предписании от 22.12.2014 № 22/3/1-2, подлежат признанию недействительными.

При этом содержащиеся в оспариваемом предписании выводы Дальневосточного регионального центра МЧС России о нарушении Правительством Хабаровского края требований действующего законодательства  в области гражданской обороны, выразившиеся в том, что Правительством Хабаровского края в соответствии с возложенными на него полномочиями в целях гражданской обороны не созданы и не содержатся в мирное время запасы отдельных видов топлива для задач гражданской обороны и не поддерживаются в состоянии готовности защитные сооружения : убежища гражданской обороны инв.№№ 439-28, 424-28, 294-8, 423-28, находящиеся в краевой собственности, были опровергнуты Правительством Хабаровского края в ходе судебного разбирательства соответствующими доказательствами, подтверждающими создание запасов отдельных видов топлива для задач гражданской обороны, а именно, сведениями о наличии топлива за 2014 по состоянию на 01.01.2015, докладом о проведении мероприятий по мобилизационной подготовке по состоянию на 01.01.2015, сведениями о заключенных контрактах (договорах) на выполнение мобилизационных заданий по состоянию на 01.01.2015 и др., а также свидетельствующими о поддержании убежищ гражданской обороны инв.№№439-28, 424-28, 294-8, 423-28 в состоянии готовности, а именно, выписками из Плана основных мероприятий управления гражданской защиты Правительства Хабаровского края на 2013-2014, Планом инвентаризации защитных сооружений ГО, находящихся в собственности Хабаровского края в 2013-2014, Протоколом совещания межведомственной рабочей группы краевой инвентаризационной комиссии от 28.01.2014 № 2, материалами проверок краевых учреждений на предмет соблюдения требований законодательства о гражданской обороне. 

Иные приведенные в ходе судебного разбирательства доводы сторон относительно существа выявленных в ходе проверки нарушений и несогласия с оспариваемым предписанием правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют в связи с допущенными органом государственного надзора грубыми нарушениями при проведении проверки и отсутствием оснований для ее проведения.   

На основании вышеизложенного, заявление Правительства Хабаровского края подлежит удовлетворению. 

Судебные расходы по уплате государственной пошлины с Дальневосточного регионального центра МЧС России не взыскиваются в связи с тем, что при обращении в арбитражный суд государственная пошлина Правительством Хабаровского края не уплачивалась в связи с освобождением от ее уплаты на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                          Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным предписание Дальневосточного регионального центра МЧС России от 22.12.2014 № 22/3/1-2 по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в двухмесячный срок после вступления его в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа, через Арбитражный суд Хабаровского края при условии, что решение суда  было предметом рассмотрения Шестого арбитражного апелляционного суда или Шестой арбитражный  апелляционный суд отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                 М.А. Барилко