ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5413/15 от 11.08.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                              дело № А73-5413/2015

14 августа 2015 года

Резолютивная часть решения была объявлена 11 августа 2015 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Копыловой Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пешковым Ф.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Амурском районе Хабаровского края

к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафным санкциям в сумме 28 782,51 руб.

при участии представителей: не явились.

Предмет спора.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края (далее – заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края (далее – Учреждение) с заявлением о взыскании 28 782,51 руб., в том числе: страховые взносы – 21 902,22 руб., пеня – 2 499,85 руб., штраф – 4 380,44 руб.

Основанием для предъявления заявления явилось неисполнение Учреждением требования Пенсионного фонда от 25.02.2015 № 03701040020197 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов.

Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства стороны извещены надлежащим образом.

Учреждением представлен отзыв о несогласии с заявленными требованиями и ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.

Суд установил.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Амурском районе Хабаровского края в отношении МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского краябыла проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. 

В ходе выездной проверки Пенсионный фонд пришел к выводу о занижении Учреждением базы для начисления страховых взносов в связи с невключением в базу выплаченных работникам ФИО1, ФИО2 единовременных пособий, что привело к неуплате страховых взносов за 2012 год – в сумме 13 203,12 руб., за 2013 год – в сумме 8 699,10 руб.

Выводы проверки зафиксированы в акте от 22.12.2014 № 037/010/33-2014, по результатам рассмотрения которого начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Амурском районе Хабаровского края принято решение от 26.01.2015 № 2 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах». 

Указанным решением в связи с неуплатой, неполной уплатой сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 4 380,44 руб., этим же решением Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 21 902,22 руб.

В соответствии с решением от 26.01.2015 № 2 Пенсионным фондом выставлено требование от 25.02.2015 № 03701040020197, согласно которому Учреждению в срок до 17.03.2015 предложено уплатить страховые взносы в сумме 21 902,22 руб., штраф в сумме 4 380,44 руб., а также пеню в сумме 2 499,85 руб., начисленную исходя из установленной проверкой задолженности по взносам за период с 01.01.2014 по 25.02.2015.

Поскольку требование от 25.02.2015 №03701040020197 в установленный в нем срок не было исполнено, Пенсионный фонд в порядке статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать с Учреждения вышеуказанную задолженность по взносам, пени, штрафу.

Возражая на заявленные требования, Учреждение в отзыве указывает, что правомерно на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не включило в базу для начисления страховых взносов суммы выплаченных работникам ФИО1, ФИО2 пособий.

Исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

На основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, является плательщиком страховых взносов и обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

В силу части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов является правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Кроме того статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начисляются пени за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Положениями части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.

Из материалов дела следует, что МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края не включало в базу для начисления страховых взносов суммы выплаченных работникам ФИО1, ФИО2 как молодым специалистам единовременных пособий в суммах, соответственно, 48 720,00 руб. и 32 100,00 руб.

Материалами дела в данной части установлено, что на основании Закона Хабаровского края «О социальной поддержке работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся от 14.02.2005 № 261, постановления Правительства Хабаровского края от 13.04.2005 № 31-пр «О порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений» в 2012 году молодому специалисту ФИО1 (музыкальному руководителю), впервые трудоустроившемуся на педагогическую деятельность, выплачено единовременное пособие в размере четырех должностных окладов в сумме 18 720 руб. (приказ о выплате от 27.08.2012 №127-к, платежное поручение от 28.08.2012 №494); в 2013 году молодому специалисту ФИО2 (воспитателю), такжевпервые трудоустроившемуся на педагогическую деятельность, выплачено единовременное пособие в размере четырех должностных окладов в сумме 32 100 руб. (приказ о выплате от 19.12.2013 №230-к, платежное поручение от 23.12.2013 №1623).

Кроме того на основании постановления главы Амурского муниципального района Хабаровского края от 23.11.2011 № 247 «Об утверждении районной целевой Программы «Развитие муниципальной системы образования Амурского муниципального района Хабаровского края на 2012-2015 годы» в 2012 году молодому специалисту ФИО1 было выплачено целевое единовременное пособие на улучшение жилищных условий в сумме 30 000 руб. (приказ о выплате от 20.12.2012 № 180-к, платежное поручение от 21.12.2012 №834).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом Хабаровского края от 14.02.2005 №261 «О мерах социальной поддержки работников образовательных учреждений и дополнительных гарантиях права на образование отдельным категориям обучающихся» в пункте 6 части 1 статьи 1 предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, согласно которым работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций установлена мера социальной поддержки в виде выплаты единовременного пособия в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок) выпускникам образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, имеющим диплом государственного образца об окончании учебного заведения (далее - выпускники), при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные организации на педагогические должности впервые, в том числе выпускникам, которые до окончания образовательной организации высшего образования и профессиональной образовательной организации работали на педагогических должностях на основании срочного трудового договора.

В целях реализации Закона Хабаровского края от 14.02.2005 №261 Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.04.2005 № 31-пр утверждено Положение о порядке выплаты единовременного пособия выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения на педагогические должности впервые, согласно которому право на получение единовременного пособия в размере четырех должностных окладов (тарифных ставок) имеют выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения, впервые трудоустраиваемые на педагогическую должность.

Единовременное пособие выплачивается не позднее месяца со дня поступления выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования на работу.

Выплата единовременного пособия производится по месту работы.

Финансирование расходов по выплате единовременного пособия выпускникам учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования при поступлении на работу в краевые государственные и муниципальные образовательные учреждения на педагогические должности впервые осуществляется за счет средств краевого бюджета, в том числе работникам муниципальных образовательных учреждений - за счет субсидий из краевого фонда софинансирования расходов на оплату труда работников бюджетной сферы края.

Постановлением главы Амурского муниципального района Хабаровского края от 23.11.2011 № 247 утверждена районная целевая Программа «Развитие муниципальной системы образования Амурского муниципального района Хабаровского края на 2012-2015 годы». Данной Программой в разделе 2.7 «Кадровое обеспечение» в системе образования в качестве одной из приоритетных задач в работе с педагогическими кадрами определена такая задача, как совершенствование механизмов морального и материального стимулирования творчески работающих педагогов, молодых специалистов.

Пенсионный фонд считает, что выплаченные молодым специалистам пособия подлежат обложению страховыми взносами, так как Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не предусмотрены единовременные пособия молодым специалистам – педагогическим работникам, принятым на работу по полученной специальности в муниципальные образовательные учреждения.

Также Пенсионный фонд указывает, что произведенные молодым специалистам выплаты являются не государственным пособием, а мерами дополнительной социальной поддержки работников краевых государственных и муниципальных образовательных организаций.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Закон № 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Согласно статье 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд, а также выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, если стимулирующие и компенсационные выплаты обладают признаками заработной платы: выплачиваются за исполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, они носят гарантированный характер и производятся автоматически, такие выплаты являются элементами оплаты труда.

В данном случае суммы выплаченных работникам ФИО1, ФИО2 как молодым специалистам единовременных пособий в суммах, соответственно, 48 720,00 руб. и 32 100,00 руб., не обладают признаками оплаты за труд, а являются мерами дополнительной социальной поддержки работников муниципальной образовательной организации, в связи с чем включение данных выплат в базу для начисления страховых взносов суд признает необоснованным.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что у Управления Пенсионного фонда отсутствовали основания для доначисления страховых взносов, начисления пени, привлечения Учреждения к ответственности, в связи с чем решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Амурском районе Хабаровского края Управления Пенсионного фонда от 26.01.2015 № 2 и его требование от 25.02.2015 № 03701040020197 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов не могут быть признаны судом как правомерное основание для взыскания с МБДОУ детский сад комбинированного вида №14 г.Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края задолженности по страховым взносам в сумме 21 902,22 руб., пени в сумме 2 499,85 руб., штрафа в сумме 4 380,44 руб.

При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины суд распределяет в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но не взыскивает, поскольку Управление Пенсионного фонда освобождено от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                      Копылова Н.Л.