ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-556/2021 от 15.03.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-556/2021

05 апреля 2021 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 15 марта 2021 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828; адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 71)

о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО от 24.12.2020, вынесенного в рамках исполнительного производства № 12655/16/27027-ИП, о наложении административного штрафа по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в размере 50 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – отдел) от 24.12.2020, вынесенного в рамках исполнительного производства № 12655/16/27027-ИП, которым Министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Отдел в отзыве просил в удовлетворении требования отказать.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления, возбуждении производства по делу и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления и отзыва, суд пришел к следующим выводам.

На исполнении в отделе (исполнительное производство № 12655/16/27027-ИП, возбужденное 08.08.2016) находится исполнительный лист, выданный 30.06.2016 Центральным районным судом г. Хабаровска об обязании Министерства предоставить Сизых Екатерине Тимофеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров, в пределах города Хабаровска.

Постановлением отдела от 26.06.2017 с должника в связи с неисполнением последним требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Требованием от 09.11.2020 отдел указал Министерству на необходимость в срок до 02.12.2020 исполнить решение суда. Данное требование вручено должнику 10.11.2020.

Поскольку сведений об исполнении требования в адрес отдела не поступило, последний письмом от 14.12.2020 известил Министерство о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Извещение вручено должнику 16.12.2020.

18.12.2020 отделом в отсутствие представителя Министерства составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ. Одновременно отделом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Протокол и определение вручены должнику 22.12.2020.

Постановлением отдела от 24.12.2020 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Несогласие должника с вышеуказанным постановлением явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Исследовав и оценив с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требования Министерства ввиду следующего.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.

Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.

Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве).

Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 08.08.2016 отделом на основании исполнительного листа, выданного 30.06.2016 Центральным районным судом г. Хабаровска в соответствии с решением от 25.04.2016 по делу № 2-3193/2016, возбуждено исполнительное производство № 12655/16/27027-ИП.

Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство возложена обязанность предоставить Сизых Екатерине Тимофеевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 квадратных метров, в пределах города Хабаровска.

Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей.

Неисполнение должником требований исполнительного документа в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 26.06.2017 о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

10.11.2020 должнику было вручено требование об исполнении судебного решения в срок до 02.12.2020. В требовании должник был предупрежден об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Однако, в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа должником не исполнены, что подтверждается материалами дела, не опровергнуто Министерством; указанное образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Министерства установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению взыскателю благоустроенного жилого помещения.

В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения соответствующего судебного акта, то есть в 2016 году. Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданке благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.

В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

Следовательно, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия – предоставить взыскателю жилое помещение.

Необходимо также отметить, что КоАП РФ не содержит изъятий относительно привлечения к административной ответственности организаций, финансируемых из бюджета Российской Федерации, бюджета субъектов Российской Федерации либо муниципальных образований.

Административное наказание назначено Министерству с учетом правил, установленных главой 4 «Назначение административного наказания» КоАП РФ, в пределах размера штрафа, обозначенного для юридических лиц частью 1 статьи 17.15. КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов исполнительного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения должника к административной ответственности.

При изложенных обстоятельствах ввиду доказанности наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю от 24.12.2020 в рамках исполнительного производства № 12655/16/27027-ИП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за совершение нарушения, выразившегося в неисполнении требования судебного пристава-исполнителя от 09.11.2020 № 27027/20/83067 об исполнении в срок до 02.12.2020 решения Центрального районного суда г. Хабаровска по делу № 2-3193/2016 о предоставлении Сизых Екатерине Тимофеевне благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Татаринов