Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-5576/2009
«05» июня 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем Н.В. Рудницкой,
рассмотрел в судебном заседании заявления Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит» об оспаривании постановлений Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края №№ 302/09-Ю, 307/09-Ю от 12.03.2009
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 доверенность от 01.12.2008;
от административного органа – ФИО2 доверенность № 1-17/3722 от 30.12.2008.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 01.06.2009 по 05.06.2009.
Сущность дела : Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит» (далее – ООО «Бруслит», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконными и отменить постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 12.03.2006 №№ 302/09-Ю, 307/09-Ю о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 4.1. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края).
Заявлениям присвоены номера дел А73-5576/2009, А73-5577/2009.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 14.03.2009 указанные дела объединены в одно производство, присвоен общий номер А73-5576/2009.
В судебном заседании представитель Общества настаивал на требованиях по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель административного органа возражал относительно заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
10.03.2009 старшим инспектором государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена проверка деятельности ООО «Бруслит» по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в сфере благоустройства, в результате которых выявлено нарушение,выразившееся в том, что по адресу: ул. Некрасова, д. 66, г. Хабаровск установлен факт не очистки от снега дворовой территории жилого дома (отмостки, тротуары, дворовые дороги).
Результаты проверки зафиксированы в акте проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю № 3-113 от 10.03.2009.
По вышеуказанному факту 12.03.2009 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит» в отсутствии законного представителя составлен протокол № 3-88/44 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.1. КоАП Хабаровского края.
05.03.2009 старшим инспектором государственной жилищной инспекцией Правительства Хабаровского края проведена проверка деятельности ООО «Бруслит» по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в сфере благоустройства, в результате которых выявлено нарушение,выразившееся в том, что по адресу: ул. Карла Маркса, д. 128, г. Хабаровск установлен факт не очистки от снега дворовой территории жилого дома (отмостки, тротуары, дворовые дороги).
Результаты проверки зафиксированы в акте проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю № 3-112 от 05.03.2009.
По вышеуказанному факту 12.03.2009 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Бруслит» в отсутствии законного представителя составлен протокол № 3-92/44 по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.1. КоАП Хабаровского края.
12.03.2009 заместителем начальника государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края рассмотрены дела об административных правонарушениях, по результатам вынесены постановления №№ 307/09-Ю, 302/09-Ю, которыми Общество с ограниченной ответственностью «Бруслит» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 4.1. КоАП Хабаровского края в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, общество оспорило их законность в арбитражный суд.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам, суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4.1. КоАП Хабаровского края предусмотрена ответственность за нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 № 721 утверждены «Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила), которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».
За нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность, установленную законодательством (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 7 Правил, физические и юридические лица обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, прилегающие и закрепленные территории к объектам, находящимся в их собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание, в том числе, жилым домам, административным, производственным и торговым зданиям, объектам образования, объектам здравоохранения, памятникам и домам культуры, театрам, стадионам, улицам, проспектам, площадям, набережным, пляжам, вокзалам, строительным площадкам, местам индивидуальных захоронений, кладбищам, гаражно-строительным кооперативам, гаражам индивидуальных владельцев.
Основные понятия, используемые в вышеуказанных Правилах благоустройства, даны в пункте 6, так: «прилегающая территория» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, строения, сооружения (включая временные), ограждения, строительной площадки, контейнерной и бельевой площадок, нежилого помещения в жилом доме (в пределах занимаемого помещения по фасаду здания), к объектам торговли и иным объектам, находящимся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, владении, пользовании, аренде, на балансе или по договору на обслуживание юридических или физических лиц.
Понятие «содержание территории» включает, в том числе, комплекс работ по уборке тротуаров, отвечающий строительным, эстетическим, экологическим и санитарным требованиям, а также условиям безбарьерной среды для маломобильных групп населения, включающий регулярную уборку от мусора, снега, льда, подсыпку песком или разрешенными противогололедными материалами проезжей части улиц, тротуаров.
В силу пунктов 10,11 Правил благоустройства, уборка территории в осенне-зимний период предусматривает одновременную уборку и вывоз снега, льда, мусора. Территории с асфальтобетонным покрытием должны очищаться от снега, льда и снежного наката до асфальтобетона. При гололеде в первую очередь очищаются и посыпаются песком или разрешенными противогололедными материалами спуски, подъемы (в том числе лестницы), перекрестки, остановочные и посадочные площадки в местах остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тротуары. Очистку от снега дорог, площадей, тротуаров, дорожек необходимо начинать немедленно с началом снегопада. При снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах очистка тротуаров и пешеходных дорожек от снега должна производиться в течение всего снегопада с расчетом обеспечения безопасности движения автотранспорта и пешеходов. Территории должны быть полностью убраны от снега и снежного наката в течение суток после окончания снегопада.
Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 утверждены «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда», которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Согласно пункту 3.6.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт 3.6.21 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
В соответствии с договором подряда от 01.10.2008 № 1-5, заключенному между ООО «Бруслит-Сервис» (заказчик) и ООО «Бруслит» (подрядчик), последнее обеспечивает выполнение работ по содержанию жилых и нежилых помещений жилищного фонда по списку, согласно приложению к договору.
На основании пункта 2.1.2 договора, подрядчик обязан выполнять санитарное содержание в холодный период (ноябрь-март) придомовой территории, в частности, осуществлять в холодный период (ноябрь-март): ежедневно очистку площадок входа в подъезд от снега, наледи и подметание; очистка отмосток здания от снега и наледи, подметание; уборка контейнерных площадок.
Как установлено судом, основанием для составления протоков об административном правонарушении явился факт неисполнения ООО «Бруслит» обязанности по уборке от снега дворовой территории (отмосток, тротуаров, дворовых дорог) жилых домов по ул. Некрасова, 66 и ул. Карла Маркса, 128 в г. Хабаровске.
Согласно справке ГУ «Хабаровский центр гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 15.05.2009 № 22-13-3/463, осадки в виде снега в г. Хабаровске были 09.03.2009 в дневное время суток (с 08-00 до 20-00) и в ночное время суток (с 20-00 до 08-00) 10.03.2009.
Из изложенного следует, что на момент проверки 10.03.2009 в 15-00 у должностного лица не имелось оснований полагать, что обществом не исполнены обязанности по уборке дворовых территорий от снега, поскольку в силу пункта 11 Правил благоустройства, территории должны быть полностью убраны от снега и снежного наката в течение суток после окончания снегопада, также в материалах дела отсутствуют доказательства неисполнения обществом указанной обязанности в дни, предшествующие проверке.
Административным органом в силу требований статей 65, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1. КоАП Хабаровского края,
Согласно части 1 статьи 1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5. КоАП РФ).
В связи с чем постановление 307/09-Ю подлежит отмене в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Согласно справке ГУ «Хабаровский центр гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 01.06.2009 № 22-13-3/502, осадки в виде снега в г. Хабаровске были с 03.03.2009 на 04.03.2009: начало 03.03.2009 в 22-00 продолжался в течение ночи и окончился в 05-00 04.03.2009.
Не уборка от снега дворовой территории (отмосток, тротуаров, дворовых дорог) жилых домов по ул. Карла Маркса, 128 в г. Хабаровске образует состав административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ.
Однако административным органом не учтено следующее.
Согласно пункту 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 4.1 КоАП Хабаровского края нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей.
Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <...> заключили с управляющей организацией обществом с ограниченной ответственностью «Бруслит Сервис» (далее - управляющая компания) договор управления многоквартирным домом, согласно пункту 3.1 которого управляющая компания приняла на себя обязательства самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц, организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в пределах фактически поступающих доходов.
01.10.2008 управляющая компания заключила с ООО «Бруслит» договор подряда на выполнение работ по содержанию жилищного фонда N 8 (далее - договор подряда), согласно которому последнему передан на техническое обслуживание жилищный фонд, в том числе и жилой дом по адресу: <...>. Пунктом 1.1 указанного договора установлена обязанность ООО «Бруслит» выполнять работы по содержанию жилых и нежилых помещений.
Заключив вышеназванный договор подряда, управляющая компания осталась ответственной перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, что прямо предусмотрено договором управления многоквартирным домом, в связи с чем субъектом административной ответственности за совершенное правонарушение не может является организация-подрядчик.
Кроме того как верно указало в своем заявлении Общество пунктом 2.1.2 договора подряда № 1-5 от 01.10.2008 закрепляются за ООО «Бруслит» конкретные виды работ и периодичность их выполнения.
Согласно пункта 2.1.2 договора, подрядчик обязан выполнять санитарное содержание в холодный период (ноябрь-март) придомовой территории, в частности, осуществлять в холодный период (ноябрь-март): ежедневно очистку площадок входа в подъезд от снега, наледи и подметание; очистка отмосток здания от снега и наледи, подметание; уборка контейнерных площадок.
Таким образом в соответствии с указанным перечнем у подрядчика отсутствует обязанность по выполнению работ, связанных с очисткой дворовых дорог и тротуаров.
Судом в ходе судебного разбирательства установлены перечисленные выше обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии закону оспариваемых постановлений Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 12.03.2009 №№ 302/09-ю, 307/09-ю, об отсутствии оснований для привлечения ООО «Бруслит» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.1. КоАП Хабаровского края и применения конкретной меры ответственности.
С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемые постановления вынесены незаконно и подлежат отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
требования общества с ограниченной ответственностью «Бруслит» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края от 12.03.2009 №№ 302/09-ю, 307/09-ю о привлечении общества к административной ответственности по статье 4.1. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Калашников А.Г.