ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5612/08 от 01.08.2008 АС Хабаровского края


 Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело №А73-5612/2008-85

08 августа 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2008 года.

Мотивированное решение изготовлено 08 августа 2008 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

судьи Копыловой Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания судьей Копыловой Н.Л.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению

Федерального государственного учреждения комбинат «Молодежный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Хабаровскому краю

о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России №2 по Хабаровскому краю от 24.03.2008 г. №08/08-108

при участии:

от учреждения – юрисконсульт ФИО1 по доверенности от 10.09.2007 г. № 105,

от инспекции ФНС – не явились.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 25.07.2008 г. до 01.08.2008 г.

Предмет спора.

Федеральное государственное учреждение комбинат «Молодежный» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (далее – учреждение, ФГУ Комбинат «Моложенный») обратилось в арбитражный суд к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Хабаровскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю, налоговый орган) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю от 24.03.2008 г. № 08/08-108.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление в полном объеме.

Налоговая инспекция в отзыве и ее представитель, участвовавший в судебном заседании до объявленного судом перерыва, с заявлением не согласились.

Судом установлено.

Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю проведена камеральная налоговая проверка ФГУ «Молодежный» по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления и уплаты земельного налога.

По результатам проверки составлен акт от 30.01.2008 г. № 08-144 и принято решение от 24.03.2008 г. № 08/08/108 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым ФГУ «Молодежный» начислен расчетным путем и предложен к уплате земельный налог за 3, 6, 9 месяцев 2007 г. в общей сумме 4 341 руб.

Не согласившись с решением налогового органа от 24.03.2008 г. № 08/08/108, ФГУ «Молодежный обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения незаконным.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд признал заявление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации.

ФГУ Комбинат «Молодежный» находится в ведении Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу и входит в единую федеральную систему государственного материального резерва.

Согласно уставу ФГУ Комбинат «Молодежный» (пункт 1.7) комбинат со всем имущественным комплексом, а также земельные участки, на которых комбинат расположен, являются объектами мобилизационного назначения.

Материалами дела установлено, что главой Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района 12.10.2005 г. изданы распоряжения № 140, № 141 о предоставлении земельных участков в постоянное бессрочное пользование ФГУ комбинат «Молодежный» для использования под детский сад площадью 7143 кв.м (кадастровый номер 27:14:01 06 02:0497) и для использования под жилые дома площадью 1 337 кв.м (кадастровый номер 27:14:01 06 02:0496).

Право собственности Российской Федерации и постоянного бессрочного пользования ФГУ комбинат «Молодежный» на данные земельные участки зарегистрировано 25.10.2007 г. и 28.01.2008 г.

ФГУ комбинат «Молодежный» в своем заявлении в суд и его представитель в судебном заседании указали, что земельные участки, предоставленные учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к ограниченным в обороте и не должны признаваться объектами налогообложения земельным налогом; земельные участки находятся под объектами незавершенного строительства, статус участков и цели их дальнейшего использования собственником – Российской Федерацией – в настоящее время не определен; обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования, поскольку данное право зарегистрировано в октябре 2007 г. и январе 2008 года, обязанность по уплате земельного налога за 3, 6, 9 месяцев 2007 г. не возникла; налоговым органом неправильно применены ставки земельного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определены земельные участки, которые не признаются объектом налогообложения, подпунктом 3 данной нормы к таким участкам отнесены земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ также установлено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

Статьей 93 Земельного кодекса РФ в подпункте 3 пункта 2 установлено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

Таким образом, из вышеизложенных положений Налогового и Земельного кодексов РФ следует, что предприятия системы государственного резерва не являются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, предназначенных для создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие). Земельные участки, которые не оказывают влияние на формирование, хранение и обслуживание запасов государственного и мобилизационного резервов, подлежат налогообложению земельным налогом.

Материалами дела установлено, что согласно приказу председателя Госкомрезерва России от 31.07.1997 г. № 166 комбинат «Карат» Хабаровского теруправления был преобразован в филиал комбината «Молодежный». Согласно приказу начальника Хабаровского теруправления Госкомрезерва от 25.09.1997 г. № 113 была произведена передача всей финансово-хозяйственной деятельности комбината «Карат» комбинату «Молодежный», в том числе были переданы объекты незавершенного строительства: детский сад и два жилых 12-ти квартирных дома.

В письме от 27.06.2005 г. № ЭС-304 Управление по Дальневосточному федеральному округу Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв), адресованном директору ФГУ Комбинат «Молодежный», сообщается, что объекты незавершенного строительства, расположенные в п. Дуки Солнечного района Хабаровского края, закреплены за ФГУ Комбинат «Молодежный» в целях обеспечения сохранности объектов, и указано, что в связи с отсутствием перспективы выделения финансирования для завершения строительства комплексов объектов и для безвозмездной передачи объектов в муниципальную собственность ФГУ Комбинат «Молодежный» необходимо оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки под жилые дома (кадастровый номер 27:14:01 06 02:0496) и под детский сад (кадастровый номер 27:14:01 06 02:0497).

На основании распоряжений главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района от 12.10.2005 г. № 140, № 141 земельные участки предоставлены в постоянное бессрочное пользование ФГУ комбинат «Молодежный» с целевым назначением использования: под детский сад и под жилые дома.

Таким образом, спорные земельные участки имеют целевое назначение детский сад и жилые дома, являющихся объектами незавершенного строительства; объекты закреплены за ФГУ Комбинат «Молодежный» в целях обеспечения их сохранности; оформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками было обусловлено целью дальнейшей передачи в муниципальную собственность.

Поскольку отнесение земельных участков к ограниченным в обороте законодательство связывает не принадлежностью объектов к учреждению системы Росрезерва, а с целью их использования, земельные участки, предназначенные для детского сада и жилых домов, не оказывают влияние на формирование, хранение и обслуживание запасов государственного и мобилизационного резервов, - налоговым органом сделан правильный вывод о том, что данные участки подлежат налогообложению земельным налогом.

Довод заявителя о том, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки судом отклоняется в связи со следующим.

Статья 130 Гражданского кодекса РФ относит земельные участки к недвижимым вещам.

Статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Государственная регистрация призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания гражданского права, возникающего в силу гражданского договора. Таким образом, возникновение гражданских прав и обязанностей связывается с заключением гражданско-правовой сделки, а не с моментом государственной регистрации права.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV указанного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу ст. 268 Гражданского кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Спорные земельные участки были предоставлены ФГУ Комбинат «Молодежный» из земель поселений согласно распоряжениям главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района от 12.10.2005 г. № 140, № 141. В распоряжениях ФГУ Комбинат «Молодежный» прямо предписано обеспечить государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования участками в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, обладатель земельного участка, несмотря на отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права на земельный участок, является фактическим землепользователем и соответственно плательщиком земельного налога.

Получение правоустанавливающих документов на земельный участок в этом случае напрямую зависит от волеизъявления самого землепользователя и не может рассматриваться как основание, освобождающее его от уплаты земельного налога. Государственная регистрация права в данном случае носит правоподтверждающий характер, в то время как распоряжения главы Дукинского сельского поселения о предоставлении земельных участков являются правообразующими документами.

Следовательно, то обстоятельство, что государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками была произведена в октябре 2007 г. и январе 2008 г. (что подтверждено соответствующими свидетельствами), не является основанием, освобождающим ФГУ Комбинат «Молодежный» от уплаты земельного налога за 3, 6, 9 месяцев 2007 г.

В отношении ссылки заявителя на письмо Минфина Российской Федерации № 03-06-02-02/100 от 25.07.2006 г., в котором разъяснено, что земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям системы Росрезерва для формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва, относятся к земельным участкам, ограниченным в обороте, в связи с чем не должны признаваться объектом налогообложения, суд считает, что данное в Письме разъяснение может быть расценено как обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения. Оснований освобождения от уплаты земельного налога данное Письмо не содержит.

Довод заявителя о том, что на земельных участках расположены объекты незавершенного строительства, которые не являются объектами соцкультбыта, не содержит оснований для признания недействительным решения налогового органа, так как распоряжения главы Дукинского сельского поселения от 12.10.2005 г. № 140, № 141 содержат всю необходимую информацию, позволяющую в целях налогообложения достоверно определить вид пользования земельными участками, их размеры, кадастровую стоимость, целевое назначение.

Довод о том, что налоговым органом неправильно определены ставки земельного налога, не нашел подтверждения в материалах дела. Ставки налога применены в отношении жилых домов в размере 0,3 процента, в отношении детского сада – 1,5 процента, как это и предусмотрено Положением о земельном налоге, утвержденным Решением Совета депутатов Дукинского сельского поселения от 10.09.2005 г. № 41.

С учетом изложенного заявление ФГУ Комбинат «Моложенный» о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 2 по Хабаровскому краю от 24.03.2008 г. № 08/08-108 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Копылова Н.Л.