Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск№ дела А73 – 5646/2010
26 июля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 20.07.2010г.
Арбитражный суд в составе судьи О.Н. Лесниковой при ведении протокола судебного заседания судьёй О.Н. Лесниковой,
рассмотрев в заседании суда дело по иску Администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края
к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 46 733 руб. 22 коп.
при участии: от истца: ФИО1 по доверенности от 16.07.2010г.,
от ответчика –представителя Министерства финансов Хабаровского края ФИО2 по доверенности от 08.06.2010г., представителя Министерства финансов РФ ФИО3 по доверенности от 10.06.2010г.,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 46 733 руб. 22 коп. убытков, связанных с осуществлением функций по ведению первичного воинского учета за 2008 год.
Зафиксированным в протоколе судебного заседания определением, на основании пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 20.12.2006. № 65 суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, в обоснование ссылается на отсутствие на территории поселения военного комиссариата, в связи с чем полномочия по первичному воинскому учету осуществляется непосредственно администрацией. Данные полномочия в соответствии с законодательством осуществляются за счет средств федерального бюджета в виде субвенций, зачисляемых в установленном порядке на счет бюджета Хабаровского края, и далее передаются бюджету поселения. Однако необходимые денежные средства в 2008 году истцу выделялись не в полном объеме.
Ответчик - министерство финансов Хабаровского края против удовлетворения исковых требований возражает, в отзыве указывает, что выделение денежных средств на ведение воинского учета является обязательством Российской Федерации и исполняется за счет казны РФ. На основании перечисленных федеральным бюджетом денежных средств, главным распорядителем бюджетных средств краевого бюджета - Правительством Хабаровского края Дукинскому сельскому поселению были выделены денежные средства в размере 133 700 рублей на ведение первичного воинского учета. Вся сумма субвенций, поступившей для реализации Закона «О воинской обязанности и военной службе», была перечислена муниципальным образованиям края, иных денежных средств по данному расходному обязательству из федерального бюджета не поступало.
Представитель истца в судебном заседании просит взыскать убытки с Министерства финансов Российской Федерации.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации против исковых требований также возражает, в обоснование ссылается на то, что Министерство Хабаровского края не заявляло о нехватке выделенных Дукинскому сельскому поселению денежных средств. Таким образом, считает, что вина Министерства финансов РФ в причинении убытков истцу отсутствует. Кроме того, указывает на необоснованность предъявленной суммы.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В 2008 году администрация Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края во исполнение Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществляла первичный воинский учет граждан, проживающих на территории сельского поселения.
При осуществлении данных полномочий в 2008 году администрация понесла расходы на сумму 180 433 руб. 22 коп., в том числе заработная плата 1 освобожденного работника, его командировочные расходы, аренда помещения, расходы на коммунальные услуги. Данные обстоятельства подтверждаются расчетом затрат на содержание работника по трудовому договору, расчетом затрат на электроэнергию, расчетом арендной платы за занимаемое помещение, договорами на предоставление услуг телефонной связи, на поставку тепловой энергии в горячей воде, а также платежными документами на оплату данных расходов, представленными в материалы дела.
Для компенсации спорных затрат истцу переданы в 2008 году денежные средства в сумме 133 700 рублей, что подтверждается платежными поручениями, вместе с тем, объем затрат Администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края за спорный период составил 180 433 руб. 22 коп.
Таким образом, сумма понесенных сельским поселением убытков составила 46 733 руб. 22 коп., что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами. Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, которые осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.
Средства на осуществление передаваемых полномочий на осуществление первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Предоставление субвенций органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, осуществляется в порядке, установленном статьями 133 и 140 Бюджетного кодекса РФ.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и через образуемые в составе бюджетов субъектов Российской Федерации региональные фонды компенсаций передаются бюджетам поселений и городских округов. Порядок расходования и учета субвенций, а также изъятия переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006г. № 258, установлено, что субвенции на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству обороны РФ.
Объем средств, передаваемых органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, определяется, исходя из численности граждан, состоящих на первичном воинском учете по состоянию на 31 декабря предшествующего года, и утвержденной Правительством Российской Федерации, методики расчета норматива затрат.
Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006г. № 719, предусмотрено, что число работников по воинскому учету граждан в органах местного самоуправления, осуществляющих ведение первичного воинского учета граждан, определяется, исходя из следующих норм: от 500 до 1 000 граждан - один освобожденный работник. При наличии менее 500 граждан работа по ведению воинского учета может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного работника органа местного самоуправления.
ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год» в составе Фонда компенсаций предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в сумме 1 624 914 700 рублей, из них Хабаровскому краю – 350 700 рублей.
Министерство финансов Хабаровского края за счет средств субвенций, полученных из федерального бюджета, перечислило администрации в счет компенсации расходов последней 133 700 рублей, что не покрыло фактически понесенные администрацией расходы.
В соответствии со статьями 1069 и 1071 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
От имени казны выступают финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Материалами дела подтверждается, что в пределах лимитов бюджетных обязательств выделенные средства полностью использованы по целевому назначению, распределены между муниципальными образованиями пропорционально понесенным расходам. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
Поскольку, выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов, в том числе и истца, убытки, причиненные Администрации Дукинского сельского поселения, подлежат взысканию с казны Российской Федерации.
Министерством финансов РФ не представлены доказательства выделения достаточных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субвенций.
Поскольку Министерство финансов Хабаровского края исполнило свои обязательства в объеме представленных федеральным бюджетом субвенций, исковые требования к нему удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167, 170-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края 46 733 руб. 22 коп. убытков.
В иске к Министерству финансов Хабаровского края отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.Н. Лесникова