АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-5707/2011
«25» августа 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2011 года. Изготовление мотивированного решения откладывалось до 25 августа 2011 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Орловой М.Д.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Авис-Амур» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от административного органа – ФИО1, действующего по доверенности от 23.06.2011г. № 24/2011;
от общества – ФИО2, действующего по доверенности от 14.02.2011г.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялись перерывы с 10.08.2011г. по 15.08.2011г., с 15.08.2011г. по 18.08.2011г.
Сущность дела: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Авис-Амур» (далее – ООО «АК «Авис-Амур», Общество, заявитель, эксплуатант) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора на заявленном требовании настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Общества с заявленным требованием не согласился, позицию изложил согласно отзыву на заявление.
Суд, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Авиакомпания «Авис-Амур», расположенное по адресу: 680031, <...>, юридический адрес: 680032, <...>, зарегистрированное 04.12.2007г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1042700246995, на основании лицензии № ПП 0302 от 05.05.2010г. сроком действия до 05.05.2015г., выданной Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом.
В ходе проведения административного расследования деятельности эксплуатанта – ООО «АК «Авис-Амур», специалистами УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора были выявлены нарушения воздушного законодательства, в том числе установлено, что Общество осуществляет перевозки пассажиров воздушным транспортом с нарушением условий, предусмотренных лицензией, что выразилось в следующем.
Согласно сертификату эксплуатанта № 483 сроком действия до 18.02.2012г., выданного Министерством транспорта Российской Федерации, ООО «АК «Авис-Амур» может осуществлять авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата. В эксплуатационной спецификации данного эксплуатанта (часть А) обозначены виды авиационных работ: лесоавиационные, авиационно-химические, с грузом на внешней подвеске, аэровизуальные, оказание медицинской помощи населению и проведение санитарных мероприятий, поисково-спасательное обеспечение.
В копиях договоров, представленных Обществом по запросу Управления, в авиационных работах по заявкам заказчика оговорены массовые перевозки пассажиров. При этом данный вид перевозки идет со ссылкой на положения Инструкции МГА от 01.12.1986 г. №66/И (перевозка пассажиров по «Списку пассажиров», перевозка груза – по «Справке на груз», обязательное страхование пассажира перевозчиком – за счет заказчика, предполетный досмотр пассажиров и груза силами экипажа и т.д.), что противоречит требованиям федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённых приказом Минтранса РФ от 28 июня 2007 года №82.
По окончанию расследования в адрес генерального директора ООО «АК «Авис-Амур» ФИО3 направлено уведомление от 29.04.2011г. № 2-16/783 о необходимости явки в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора 20.05.2011г. к 11-00 час. для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Согласно почтовой карточке о вручении, уведомление получено по фактическому месту нахождения Общества 05.05.2011г. Факт надлежащего извещения законного представителя Общества был подтвержден его представителем в судебном заседании, который пояснил, что Общество и его генеральный директор осуществляют свою деятельность по адресу: <...> и всю корреспонденцию Общество получает именно по данному адресу. По юридическому адресу (680032, <...>) общество не находится.
20.05.2011г. главным государственным инспектором отдела надзора за деятельностью в гражданской авиации УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО4 в отношении ООО «Авиакомпания «Авис-Амур», в отсутствие законного представителя Общества, при его надлежащем извещении, в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ был составлен протокол № 9/2011 НДГА об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «АК «Авис-Амур» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007г. № 397 утверждено Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы).
Согласно подпунктам «б», «г» пункта 4 вышеуказанного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок воздушным транспортом пассажиров относятся: соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) страхования ответственности за вред, причинённый жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, а также за вред, причинённый багажу и находящимся при пассажирах вещам, на страховую сумму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, международными договорами и (или) законодательством государства, на территорию, с территорией или через территорию которого осуществляется воздушная перевозка.
Пунктом 1 статьи 102Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Приказом Минтранса России от 28.06.2007г. № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – ФАП № 82).
Согласно пункту 44 раздела IV «Оформление перевозки пассажира, багажа, груза» ФАП № 82, к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной.
Договор воздушной перевозки пассажира оформляется одним билетом или оформленным вместе с ним дополнительным(и) билетом(ами), в котором(ых) указывается номер билета, к которому он(и) оформлен(ы).
В силу пункта 50 раздела IV ФАП № 82, на каждого пассажира оформляется отдельный билет. Билет может быть оформлен в электронной форме или на бумажном носителе.
В соответствии с пунктами 78, 84 раздела VII ФАП № 82, пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом. При регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых Федеральными авиационными правилами в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса Российской Федерации является обязательным.
Как следует из материалов дела, ООО «АК «Авис-Амур» имеет лицензию №ПП 0302 от 05.05.2010г. на осуществление деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров. Также Общество имеет сертификат эксплуатанта № 483 от 19.02.2008г., согласно которому осуществляет авиационные работы в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного сертификата. В эксплуатационной спецификации сертификата (часть А) обозначены следующие виды авиационных работ: лесоавиационные, авиационно-химические, с грузом на внешней подвеске, аэровизуальные, оказание медицинской помощи населению и проведение санитарных мероприятий, поисково-спасательное обеспечение.
В соответствии с договором № (09-1-243)241 от 20.01.2010г., заключенным между ООО «Авиакомпания «Авис-Амур» (Исполнитель) и ООО «Ресурсы Албазино» (Заказчик), ООО «АК «Авис-Амур» выполняет на основании заявок заказчика воздушные перевозки груза и пассажиров вертолетом МИ-8 по маршруту: посадочная площадка «Бриакан» - м/р Албазино, н.п. «Бриакан- Хабаровск. При этом Общество осуществляет массовые перевозки пассажиров (персонала ООО «Ресурсы Албазино») со ссылкой на положения Инструкции «О порядке оформления перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных судах при выполнении авиационных работ в народном хозяйстве», утвержденной первым заместителем Министра гражданской авиации ФИО5 от 01.12.1986 г. № 66/И (далее – Инструкция МГА от 01.12.1986 г. № 66/И), относя их к авиационным работам, в частности к аэровизуальным работам.
Настоящая Инструкция определяет порядок оформления перевозки пассажиров «Заказчика», багажа и грузов на самолетах и вертолетах гражданской авиации, выполняющих авиационные работы по договорам, соглашениям и разовым заявкам для предприятий, организаций и учреждений министерств и ведомств в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР и Основными условиями выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства воздушными силами гражданской авиации СССР (пункт 1 Инструкции МГА от 01.12.1986 г. № 66/И).
Согласно пункту 8 Инструкции МГА от 01.12.1986 г. № 66/И при выполнении полетов с посадочных площадок представитель «Заказчика» выдает командиру воздушного судна в одном экземпляре список пассажиров и справку о массе багажа и груза и его свойствах. Второй экземпляр этих документов остается у «Заказчика». Перевозки грузов и пассажиров, выполненные при авиационном обслуживании в соответствии с требованиями настоящей Инструкции учитываются как работы по ПАНХ (пункт 6 Инструкции).
Согласно статье 115 ВК РФ по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы.
Вместе с тем, к авиационным работам, согласно пункту 1 статьи 114 Воздушного кодекса РФ, относятся работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается полномочным органом в области гражданской авиации.
Перечень авиационных работ установлен пунктом 6.2. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2009г. №128 (далее – ФАП №128).
Авиационные работы, в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения, подразделяются на следующие виды:
авиационно-химические работы;
воздушные съемки;
лесоавиационные работы;
строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы;
работы с целью оказания медицинской помощи;
летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.
Внесение в сертификат эксплуатанта, выполняющего авиационные работы, видов работ в иных целях, воздушным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Согласно пункту 6.2. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», аэровизуальные работы не относятся к видам авиационных работ.
Таким образом, выполнение перевозок пассажиров под видом авиационных работ «аэровизуальные» противоречит требованиям Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утверждённых приказом Минтранса России от 31.07.2009г. №128 ФАП № 128, Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82.
Данный вывод также подтверждается письмом Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта от 29.07.2011г. № 3.1/18/1834, из содержания которого следует, что ООО «Авиакомпания «Авис-Амур» при продлении сертификата эксплуатанта в 2010 году в Росавиации, в нарушение ФАП № 128, пункта 6.2 гл. VI, из «Эксплуатационных спецификаций» (приложения к сертификату эксплуатанта) не исключило несуществующие виды авиационных работ, в том числе Аэровизуальные. Выполнение пассажирских перевозок под видом авиационных работ Аэровизуальные – противоправны. Ни один из документов Воздушного законодательства на данный период времени не предусматривает вид авиационных работ «Аэровизуальные».
Следовательно, довод Общества о том, что в соответствии с договором № (09-1-243)241 от 20.01.2010г., заключенным с ООО «Ресурсы Албазино», ООО «АК «Авис-Амур» на основании заявок заказчика осуществляет аэровизуальные работы, в связи с чем перевозит пассажиров (персонал ООО «Ресурсы Албазино») на основании Инструкции МГА от 01.12.1986 г. № 66/И, является несостоятельным, поскольку фактически под видом аэровизуальных работ, которые не отнесены воздушным законодательством к авиационным работам, Общество осуществляет массовые перевозки пассажиров, к которым применяются положения Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утверждённым приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Обществом при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом были нарушены вышеуказанные нормы и правила воздушного законодательства, что является нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 КоАП в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Авис-Амур» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного Обществом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 20.05.2011г. № 9/2011 НДГА, договором-заявкой на полет от 10.03.2011г., заданием на полет № 24/4, отчетом о полете от 11.03.2011г., списками пассажиров, лицензией от 05.05.2010г. № ПП 0302, договором от 20.01.2010г. № (09-1-243)241, сертификатом эксплуатанта от 19.02.2008г. № 483, эксплуатационной спецификацией (часть А), письмом Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта от 29.07.2011г. № 3.1/18/1834.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина юридического лица выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров воздушным транспортом.
Получив лицензию на право осуществления вышеуказанной деятельности, Общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Одним из таких условий является соблюдение лицензиатом общих правил воздушных перевозок пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьёй 102 Воздушного кодекса Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им всех возможных мер, направленных на предупреждение правонарушения. Также не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению юридическим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность юридического лица, но, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд находит возможным применить к правонарушителю наказание в виде минимального размера штрафной санкции, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При этом, исходя из характера совершенного правонарушения, учитывая, что осуществление перевозок пассажиров с нарушением требований вышеуказанных федеральных авиационных правил ущемляет права пассажиров и создает прямую угрозу безопасности полетов, суд не усматривает оснований для назначения юридическому лицу наказания в виде предупреждения.
Нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности судом по материалам дела не установлено.
Руководствуясь статьями 2.10, 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Авис-Амур», находящееся по адресу: 680031, <...> (юридический адрес: 680032, <...>), зарегистрированное 04.12.2007г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1042700246995, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть его административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак