АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-5758/2012
22 августа 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 15.08.2012г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем З.А.Синицкой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Формат»
об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска № 71/01 от 25.04.2012г. о назначении административного наказания,
при участи третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Прокуратуры Центрального района г. Хабаровска,
в судебное заседание явились:
от заявителя - ФИО1, действующий на основании доверенности от 07.06.2012г.; директор ФИО2 (личность удостоверена по предъявленному паспорту);
от отдела надзорной деятельности – ФИО3, действующий на основании доверенности от 03.04.2012г. № 3232;
от третьего лица - ФИО4, действующая на основании служебного удостоверения, ФИО5, действующая на основании служебного удостоверения.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Формат» (далее – ООО «Формат», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска № 71/01 от 25.04.2012г., которым заявитель привлечен к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Центрального района г.Хабаровска.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 08.08.2012г. по 15.08.2012г.
В заседании суда представители Общества на заявленных требованиях настаивали по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель отдела надзорной деятельности против удовлетворения заявленных требований возражал, позицию изложил согласно представленному отзыву.
Представители прокуратуры с заявленными требованиями не согласились, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Формат», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрировано 27.12.2011г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1112721013580, ИНН <***>.
30.03.2012г. в 14 час. 30 мин. прокуратурой Центрального района г.Хабаровска совместно со специалистом ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении кафе ООО «Формат», расположенном по адресу: <...>. Проверка проводилась в присутствии директора Общества ФИО2, что было подтверждено в судебном заседании пояснениями самого директора и свидетелей.
Указанное помещение по ул. Тургенева 68 в г. Хабаровске находится в пользовании ООО «Формат» согласно договору аренды нежилого помещения от 01.01.2012 г.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утвержденными приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003г., СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях»; НПБ 88-01 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», а именно:
- в нарушение пунктов 3, 40 ППБ 01-03, пункта 7.7 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», в помещении кухни кафе ООО «Формат», расположенного в подвальном этаже, эксплуатируется печь для приготовления пищи, в которой применяется горючая жидкость (дизельное топливо - «солярка»);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 3 таблицы 2 НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», помещения кафе ООО «Формат», расположенные в подвальном этаже, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией 3 типа (речевой способ оповещения);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пунктов 6.13*, 6.16 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений», из помещений кафе ООО «Формат», расположенного в подвальном этаже, с числом посадочных мест более 50 (согласно подсчета посадочных мест (лавки, стулья)), отсутствует второй эвакуационный выход шириной не менее 1.2 м;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 52 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», пункта 6.17 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», внутренние двери эвакуационного выхода из помещений кафе ООО «Формат» выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 12.48* НПБ 88-01 «Установка пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования», приборы приемно-контрольные и приборы управления автоматической пожарной сигнализации установлены в подсобном помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, чем не обеспечивается раздельная передача извещения о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений;
- в нарушение пункта 40 ППБ 01-03 в оконных проемах подсобных помещений, кухни установлены глухие металлические решетки;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.28* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» перепад высот на путях эвакуации из помещений кафе ООО «Формат» на ул.Тургенева выполнен лестницей высотой более 45 см. не оборудованной ограждением с перилами;
- в нарушение пункта 13 ППБ 01-03 во всех производственных и вспомогательных помещениях ООО «Формат» не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
- в нарушение пункта 16 приложения 3 ППБ 01-03 каждый огнетушитель, установленный на объекте, не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской;
- в нарушение пункта 16 ППБ 01-03 план эвакуации вывешенный в помещениях не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, п.31 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» руководитель ООО «Формат» ФИО2, лицо назначенное ответственным за пожарную безопасность ФИО6 (приказ №9 от 01.01.2011г.) не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;
- в нарушение пунктов 3, 7 ППБ 01-03, пунктов 39, 40, 51, 53 ППБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» обучение работников ООО «Формат» проводится по программе, не согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора.
По результатам проведенной проверки инспектором ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска ФИО3 на имя начальника отдела надзорной деятельности ФИО7 составлен рапорт от 02.04.2012г., на основании которого последним подготовлена справка от 03.04.2012 исх. № 260-2-23, направленная в прокуратуру Центрального района г. Хабаровска.
10.04.2012г. прокуратурой Центрального района г. Хабаровска по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО «Формат» возбуждено дело по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя Общества - директора ФИО2, вынесено соответствующее постановление.
Постановление с материалами проверки направлено для рассмотрения в ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска.
13.04.2012г. главным государственным инспектором Железнодорожного и Центрального районов г. Хабаровска по пожарному надзору ФИО7 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Формат» (25.04.2012 в 10 час. 30 мин. в служебном помещении ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г.Хабаровска по адресу: <...>). Данное определение вручено лично директору ООО «Формат» ФИО2 19.04.2012г.
25.04.2012г. вышеуказанным должностным лицом ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 71/01 о привлечении ООО «Формат» к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, Обществу назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрены обязанности организаций, в частности: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здании, сооружения и иные объекты предприятий.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003г. № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила, ППБ 01-03), действовавшие на момент совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03, данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно пункту 40 указанных Правил в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается:
хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах;
устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке.
Как установлено судом по материалам дела и было подтверждено в судебном заседании директором ООО «Формат», в нарушение пункта 40 ППБ 01-03, пункта 7.7 СНиП 21-01-97*, в помещении кухни кафе ООО «Формат», расположенного в подвальном этаже, эксплуатируется печь для приготовления пищи, в которой применяется горючая жидкость (дизельное топливо - «солярка»).
Согласно пункту 5.1 Норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» тип системы оповещения и управления эвакуацией (далее - СОУЭ) для зданий определяется по таблице 2.
В силу пункта 3 таблицы 2 НПБ 104-03 предприятия общественного питания, размещаемые в подвале (цоколе) должны оборудоваться СОУЭ 3 типа (речевой способ оповещения).
В нарушение пункта 3 таблицы 2 НПБ 104-03, помещения кафе ООО «Формат», расположенные в подвальном этаже, на момент проверки не были оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией 3 типа (речевой способ оповещения);
В силу пункта 7 ППБ 01-03 все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем.
Приказом МЧС России от 12.12.2007г. № 645 утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - Нормы пожарной безопасности, НПБ), которые устанавливают требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций.
Согласно пункту 31 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
В силу пункта 39 Норм пожарной безопасности по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются, в том числе:
руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;
работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Пунктом 40 Норм пожарной безопасности установлено, что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций (пункт 51 НПБ).
В соответствии с пунктом 53 НПБ согласование специальных программ организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании директором Общества, в нарушение вышеуказанных нормоположений руководитель ООО «Формат» ФИО2 и лицо, назначенное ответственным за пожарную безопасность, ФИО6 (приказ №9 от 01.01.2011г.) не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума; обучение работников ООО «Формат» проводится по программе, не согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора.
Согласно пункту 13 ППБ 01-03 во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 13 ППБ 01-03 во всех производственных и вспомогательных помещениях ООО «Формат» не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Согласно пункту 52 ППБ 01-03, двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Аналогичное правило установлено пунктом 6.17 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997г. № 18-7.
Факт нарушения обществом пункта 52 ППБ 01-03, пункта 6.17 СНиП 21-01-97*, выразившегося в том, что внутренние двери эвакуационного выхода из помещений кафе ООО «Формат» выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания, нашел свое подтверждение в судебном заседании. При этом, как пояснил директор ООО «Формат», в настоящее время данное нарушение устранено.
В силу пункта 12.48 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.
Пунктом 6.28* СНиП 21-01-97* установлено, что в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
В соответствии с пунктом 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
В силу пункта 16 приложения № 3 ППБ 01-03, каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.
Нарушение Обществом пункта 12.48 НПБ 88-2001, пункта 6.28* СНиП 21-01-97*, пункта 13 ППБ 01-03 и пункта 16 приложения № 3 ППБ 01-03 также нашли свое подтверждение в судебном заседании и не опровергнуты заявителем.
Вместе с тем, в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012г. № 306, Приказ МЧС России от 18.06.2003г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» утратил силу.
Однако, 25.04.2012г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, вступившие в силу 15.05.2012г. (далее – ППР), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
При сравнительном анализе вновь утвержденных Правил противопожарного режима с ранее действовавшими на территории Российской Федерации Правилами пожарной безопасности судом установлено следующее.
Подпунктом «а» пункта 23 ППР, как и ранее действовавшим пунктом 40 ППБ 01-03, на объектах запрещается хранить и применять на чердаках, в подвалах и цокольных этажах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы, кроме случаев, предусмотренных иными нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно пункту 34 ППР, двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования, что соответствует ранее действовавшему пункту 52 ППБ 01-03.
В соответствии с пунктом 3 ППР, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Данные требования ранее были закреплены в пункте 7 ППБ 01-03.
Требование к огнетушителям в части нанесения на их корпус белой краской порядкового номера, установленное пунктом 16 приложения № 3 ППБ 01-03, в настоящий момент содержится в пункте 475 ППР.
Аналогично пункту 13 ППБ 01-03, пунктом 6 ППР определено, что в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
Требование о наличии на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек планов эвакуации людей при пожаре, установленное пунктом 16 ППБ 01-03, содержится также в пункте 7 ППР.
Вместе с тем, пункты 6, 7 ППР вступают в силу только с 01.09.2012г. Таким образом, учитывая положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ об обратной силе закона, а также принимая во внимание, что в настоящий момент ППБ 01-03 утратили силу, а вышеуказанные пункты ППР не вступили в силу, данные нарушения подлежат исключению из общего объема вменяемого обществу правонарушения.
Также из общего объема правонарушения подлежит исключению нарушение Обществом пункта 40 ППБ 01-03 в части установленных в оконных проемах подсобных помещений, кухни глухих металлических решеток, поскольку в новых Правилах противопожарного режима данное требование отсутствует.
Кроме того, суд полагает недоказанным факт нарушения Обществом пунктов 6.13*, 6.16 СНиП 21-01-97*«Пожарная безопасность зданий и сооружений», выразившегося в том, что из помещений кафе ООО «Формат», расположенного в подвальном этаже, с числом посадочных мест более 50, отсутствует второй эвакуационный выход шириной не менее 1.2 м.
Вменяя Обществу данное нарушение административный орган исходил из доказанности факта наличия в помещении кафе посадочных мест более 50, при этом, как указано в оспариваемом постановление количество мест было установлено путем подсчета посадочных мест (лавки, стулья). Однако, присутствовавший в судебном заседании директор ООО «Формат» ФИО2 данный факт оспаривал, указав на то, что в помещении кафе количество посадочных мест менее 50.
В силу положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При изложенных выше обстоятельствах суд полагает, что административным органом не представлено достоверных доказательств, позволяющих установить фактическое количество посадочных мест в кафе, что, в свою очередь, не позволяет суду сделать однозначный вывод о нарушении обществом пунктов 6.13*, 6.16 СНиП 21-01-97*.
Тем не менее, исключение нарушений пунктов 13, 16, 40 ППБ 01-03, пунктов 6.13*, 6.16 СНиП 21-01-97* из общего объема совершенного ООО «Формат» правонарушения, не влияет на сам факт правонарушения и не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа для юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Проанализировав вышеуказанные нормы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Формат» составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Факты административных правонарушений, совершенных Обществом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, рапортом инспектора ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г.Хабаровска ФИО3 от 02.04.2012г., справкой Отдела надзорной деятельности от 03.04.2012 исх. № 260-2-23, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.04.2012г. Кроме того, факты административных правонарушений нашли свое подтверждение и в пояснениях директора Общества, присутствовавшего в заседании суда.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества выражается в непринятии всех необходимых мер по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, при этом у юридического лица имелась реальная возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности до проведения проверки и обеспечить выполнение вышеуказанных требований.
Также, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем не представлено.
Административное наказание назначено Обществу с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данные правонарушения. При этом при назначении наказания административный орган обоснованно применил положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, устанавливающей правило, в силу которого при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Формат» о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска от 25.04.2012г. №71/01 о назначении административного наказания – отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак