ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-5883/2011 от 14.09.2011 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Хабаровск № дела А73 -5883/2011

«21» сентября 2011 год

Резолютивная часть решения объявлена 14 сентября 2011 года, в полном объеме решение изготовлено 21 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Ж.В. Жолондзь

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М. Зининой

рассмотрев в судебном заседании дело по искам федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» (ИНН <***>; ОГРН <***>)

к Советско-Гаванскому муниципальному району в лице Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района, в лице Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований в отношении предмета спора, Министерство жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края

о взыскании 194 731, 74 рубля

УСТАНОВИЛ:

федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Советско-Гаванского муниципального района в лице Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района и Советско-Гаванского муниципального района в лице Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района убытков в размере 140 332, 74 рублей, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в январе и феврале 2011 года.

Возбуждено дело № А73-6646/2011.

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Советско-Гаванского муниципального района в лице Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района, финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района убытков в размере 54 399 рублей, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, в марте 2011 года.

Возбуждено дело №А73-5883/2011.

Определением от 27 июля 2011 года к участию в деле №А73-5883/2011 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечено Министерство жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края.

Определением от 29 августа 2011 года указанные дела объединены в одно производство на основании части 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании статей 106 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец ходатайствовал о возмещении судебных расходов в размере 8 677, 40 рублей (по двум делам), составляющих расходы истца на проезд представителя к месту рассмотрения дел и обратно к месту своего жительства.

Согласно отзыву Советско-Гаванского муниципального района в лице Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района, ответчик иск признал, в обоснование сослался на договор поручения от 11 января 2011 года №11-Ю-6, заключенный между Администрацией и Министерством жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края, в соответствии с которым средства субвенций, предусмотренные Советско-Гаванскому муниципальному району в краевом бюджете на 2010 год на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен на тепловую энергию, перечисляются Обществу с ограниченной ответственностью «Межрайтопливо» на оплату расходов, связанных с централизованной поставкой топлива. Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 23 декабря 2010 года №697-р утверждена типовая схема централизованного завоза топлива с районы края в 2011 году. Истец в данной схеме не участвует. Учитывая, что в бюджет района субвенции из краевого бюджета не поступают, возмещение убытков истцу не может быть возложено на Советско-Гаванский муниципальный район.

Третье лицо в своем отзыве, ссылаясь на отчет об использовании субвенций за январь – июнь 2011 года, расчет субвенций за январь – июнь 2011 года, указало, что Советско-Гаванскому муниципальному району были предоставлены субвенции из краевого бюджета для возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 352 837 536, 36 рублей, начислено районом субвенций в размере 187 882 815, 14 рублей; на основании изложенного полагает, что расходное обязательство Хабаровского края по финансированию переданных району государственных полномочий по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, исполнено надлежащим образом.

Стороны и третье лицо в судебное заседание не явились, о возбуждении производства по делу, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Согласно части 4 статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

Истец является ресурсоснабжающей организацией, отпускающей тепловую энергию для населения, проживающего в городе Советская – Гавань по улице Кишиневская, №1, №3 и №9, в связи с чем между истцом и Обществом с ограниченной ответственностью «Городская управляющая компания – Служба заказчика» был заключен договор от 01 октября 2010 года №87юр.

Согласно пункту 4.2 договора стоимость отпущенной тепловой энергии определяется из фактически отпущенного объема по предельному максимальному тарифу для населения, утвержденному постановлением Губернатора Хабаровского края от 08 декабря 2009 года №178, в размере 1 554 рубля без НДС за одну Гкал тепловой энергии.

Пунктом 4.3 договора установлено, что в случае изменения тарифа стороны при расчетах применяют новый тариф, заключение дополнительного соглашения для этого не требуется.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 24 сентября 2010 года №114 «О предельном максимальном тарифе на тепловую энергию для населения на 2011 год» установлен предельный максимальный тариф для населения в размере 1 691 рубль за одну Гкал без учета НДС.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 08 декабря 2010 года № 41/4 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» в г. Советская Гавань» установлен экономически обоснованный тариф в размере 2 083, 21 рубля.

В соответствии со статьей 2 Закона Хабаровского края от 24 ноября 2004 года №222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф, подлежат возмещению убытки организаций, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения.

Статьей 3 данного Закона установлено, что возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края. Финансирование расходов на возмещение убытков производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на очередной финансовый год.

Согласно статьям 1 и 2 Закона Хабаровского края от 31 октября 2007 года №150 органы местного самоуправления, в том числе, и Советско-Гаванского муниципального района, наделены государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, на последних возложена обязанность производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 01 февраля 2008 года №35-пр утверждены Правила предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Пунктом 3.1 данных Правил установлено, что перечисление субвенций в бюджеты муниципальных образований края осуществляется министерством жилищно-коммунального хозяйства края в соответствии с порядком, установленным министерством финансов края.

Постановлением Главы Советско – Гаванского муниципального района от 03 апреля 2008 года №72 полномочия по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, на территории Советско – Гаванского муниципального района возложены на Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района.

Между последним и истцом 01 октября 2010 года заключен договор №13юр, в соответствии с которым Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района обязалось производить перечисление на счет истца субвенций краевого бюджета для возмещения убытков последнего, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Пунктом 3.1 договора установлено, что размер подлежащих возмещению убытков определяется исходя из экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, тарифа на тепловую энергию для населения и объема тепловой энергии, отпущенной населению на отопление и горячее водоснабжение.

Дополнительным соглашением от 31 декабря 2010 года срок действия данного договора продлевался сторонами до 30 июня 2011 года, в пункте 2 соглашения отражены установленные на 2011 год экономически обоснованный тариф в размере 2 083, 21 рубля и тариф для населения - 1 691 рубль за одну Гкал без учета НДС.

Согласно актам от 31 января 2011 года №6, от 28 февраля 2011 года №15, от 29 марта 2011 года №31 населению, проживающему в городе Советская – Гавань по улице Кишиневская, №1, №3 и №9, в январе 2011 года отпущена тепловая энергия в количестве 202 Гкал, в феврале 2011 года – 155,800 Гкал, в марте 2011 года – 138,700 Гкал, по стоимости в соответствии с тарифом 1 691 рубль за одну Гкал, а с учетом НДС - 1 995, 38 рублей в январе 2011 года -403 066, 76 рублей, в феврале 2011 года – 310 880, 20 рублей, в марте 2011 года – 276 759, 21 рублей.

Разница между экономически обоснованным тарифом в размере 2 083, 21 рубля и тарифом для населения в размере 1 691 рубль составляет 392, 21 рубля.

Следовательно, исходя из количества отпущенной тепловой энергии, убытки истца составляют: за январь 2011 года – 79 226, 42 рублей, за февраль 2011 года – 61 106, 32 рублей, за март 2011 года – 54 399, 52 рублей.

В соответствии с пунктом 2.2.2 договора от 01 октября 2010 года №13юр истец направил Управлению энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства Администрации Советско-Гаванского муниципального района уведомления от 02 марта 2011 года №27/то/34-1512 и №27/то/34-683, от 29 марта 2011 года №27/то/34-2338.

Обязанность по перечислению субвенций в установленный договором срок не исполнена.

Общая сумма не возмещенных истцу убытков составила 194 731, 74 рубля.

Согласно отзыву Министерства жилищно – коммунального хозяйства Хабаровского края, представленному последним отчету об использовании субвенций за январь – июнь 2011 года, расчету субвенций за январь – июнь 2011 года Советско-Гаванскому муниципальному району были предоставлены субвенции из краевого бюджета для возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в размере 352 837 536, 36 рублей, израсходовано районом субвенций в размере 187 882 815, 14 рублей.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Советско-Гаванскому муниципальному району было передано из краевого бюджета достаточно средств для возмещения истцу возникших у него убытков в размере 194 731, 74 рубля.

Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, суду не представлено.

Согласно расчету субвенций за январь – июнь 2011 года оставшаяся часть субвенций не была израсходована в связи с тем, что ресурсоснабжающими организациями не выставлены соответствующие уведомления.

В отношении истца данное утверждение не соответствует действительности, судом установлено, что истцом были выставлены соответствующие уведомления от 02 марта 2011 года №27/то/34-1512 и №27/то/34-683, от 29 марта 2011 года №27/то/34-2338.

Учитывая изложенное, заявленные ответчиком в отзыве возражения являются необоснованными и не были приняты судом во внимание.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело, или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие убытков; противоправное поведение лица, причинившего убытки; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего убытки, и убытками, доказанность существования всех этих условий.

Дав оценку собранным по делу доказательствам по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о наличии всех условий, необходимых для привлечения к ответственности в форме убытков.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

В соответствии с названными правовыми нормами, а также статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки истца в размере 194 731, 74 рубля подлежат возмещению за счет средств казны Советско-Гаванского муниципального района, от имени которой должен выступать финансовый орган. Доказательств, подтверждающих наделение полномочием выступать от имени казны района иного органа, суду не представлено.

Расходы по государственной пошлине и судебные расходы истца в размере 8 677, 40 рублей, составляющие расходы истца на проезд представителя к месту рассмотрения дел и обратно к месту своего жительства, подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также положениями Налогового кодекса Российской Федерации о государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Взыскать с Советско-Гаванского муниципального района в лице Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района за счет средств казны Советско-Гаванского муниципального района в пользу федерального казенного учреждения «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» убытки в размере 194 731, 74 рубля, а также судебные расходы в размере 8 677, 40 рублей.

Возвратить федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю» из федерального бюджета госпошлину в размере 7 385,96 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд путем направления апелляционной жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья Ж.В. Жолондзь